ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ — ПАРЛАМЕНТА РФ
СОБЫТИЯ

16.05.2017
15.05.2017
12.05.2017
Все события стрелка
polosa
КРЫМ

12.05.2017
11.05.2017
Все статьи стрелка
polosa
СТАТЬИ

Все статьи стрелка
ПАРТНЕРЫ


polosa
polosa
ОФИЦИАЛЬНО
Поделиться с друзьями:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О первоочередных задачах государственной региональной политики Российской Федерации в современных социально-экономических условиях и мерах по их реализации

Заслушав информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н.Козака о первоочередных задачах государственной региональной политики Российской Федерации в современных социально-экономических условиях и мерах по их реализации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
Обеспечение устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации является одной из важнейших стратегических задач государства, необходимым условием, обеспечивающим достойную жизнь граждан и национальную безопасность.
Основные цели, направления и задачи государственной региональной политики определены в Основных положениях региональной политики в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 года № 803, и в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р.
Согласно указанной Концепции государственная региональная политика Российской Федерации направлена на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни.
Правительством Российской Федерации проделана значительная работа по решению задач государственной региональной политики Российской Федерации.
Созданы новые механизмы развития регионов – территориально-производственные кластеры, особые экономические зоны, территории опережающего социально-экономического развития. В целях обеспечения развития ряда макрорегионов образованы Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа.
Реализуются государственные программы Российской Федерации, направленные на обеспечение социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона, Северо-Кавказского федерального округа, Крымского федерального округа, Калининградской области, Арктической зоны Российской Федерации. Во многих отраслевых государственных программах Российской Федерации содержатся мероприятия по поддержке регионального развития в соответствующих сферах. На обеспечение сбалансированного развития регионов направлена государственная программа Российской Федерации «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2016 года № 445.
Принципиально важным для реализации государственной региональной политики является создание системы стратегического планирования в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», которым установлено, что в соответствии с основами государственной политики регионального развития Российской Федерации разрабатывается стратегия пространственного развития Российской Федерации, где должны быть определены приоритеты, цели и задачи регионального развития Российской Федерации, а также меры по их достижению и решению.
Однако принимаемые государством меры по развитию субъектов Российской Федерации недостаточны для решения актуальных задач социально-экономического развития регионов.
Основной проблемой является чрезмерная дифференциация в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации. Согласно официальным данным, объемы валового регионального продукта на душу населения по регионам страны отличаются более чем в 41 раз, по величине доходов бюджета субъекта Российской Федерации, приходящихся на душу населения, разрыв в показателях составляет более чем 14 раз. Различие в размерах заработной платы работников одной профессии и квалификации составляет до четырех раз, при этом значительные расхождения отмечаются даже в пределах одного федерального округа. Во многих регионах сохраняются неразвитость энергетической и транспортной инфраструктур, низкий уровень диверсификации экономики, наблюдаются спад промышленного производства, недостаток инвестиционных средств. Следствием указанных диспропорций стали негативные процессы в социальной, в том числе демографической, культурной и других сферах жизни этих субъектов Российской Федерации.
Одной из основных причин увеличения дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации является сохраняющееся на протяжении длительного периода значительное несоответствие расходных обязательств большинства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, связанных с реализацией собственных и переданных им полномочий, объему имеющегося финансового обеспечения.
Первоочередными задачами государственной региональной политики Российской Федерации в современных социально-экономических условиях следует признать:
увеличение собственных экономических возможностей субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, повышение эффективности их использования;
определение оптимального состава полномочий, исполнение которых возложено на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, организацию их эффективного исполнения с привлечением населения к участию в государственном и муниципальном управлении, а также формирование необходимого финансового обеспечения исполнения полномочий, возложенных на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;
совершенствование бюджетной политики в целях повышения бюджетной самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
инфраструктурное обеспечение пространственного развития экономики и социальной сферы, привлечение частных инвестиций в негосударственный сектор региональной экономики.
Одной из приоритетных задач государственной региональной политики Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу следует считать разработку и принятие системы государственных социальных стандартов (»стандарт благополучия»), обеспечивающих гражданам Российской Федерации гарантируемые государством необходимые объем, качество и доступность государственных и муниципальных услуг, в том числе медицинских и образовательных услуг, а также условий и услуг в сфере труда и социальной защиты населения, независимо от места жительства, применяемых в том числе для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В целях обеспечения решения первоочередных задач государственной региональной политики Российской Федерации Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
 
1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) разработать дополнительные меры, направленные на увеличение собственных экономических возможностей субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе посредством совершенствования механизмов стимулирования органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления к наращиванию собственного экономического потенциала, повышению эффективности его реализации;
2) завершить инвентаризацию расходных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также расходных обязательств, связанных с требованиями по достижению субъектами Российской Федерации установленных показателей государственных программ Российской Федерации и федеральных целевых программ, провести анализ их фактического исполнения, определить минимально необходимый для исполнения указанных полномочий и обязательств объем финансовых ресурсов и по результатам проделанной работы обеспечить совершенствование порядка предоставления финансовой помощи из федерального бюджета;
3) рассмотреть вопрос о создании федеральной информационной системы, обеспечивающей ведение реестров расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для оценки финансовой обеспеченности реализации полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, определения необходимого объема финансовой помощи из федерального бюджета и выработки системных мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотреть открытый доступ к информации о расходных обязательствах и об уровне бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
4) разработать механизмы взаимной увязки стратегического и бюджетного планирования, а также синхронизации государственных программ Российской Федерации, направленных на развитие отраслей экономики и социальной сферы, инвестиционных программ субъектов естественных монополий в территориальном и временном разрезе в части размещения объектов инженерной, энергетической, транспортной и социальной инфраструктур федерального значения;
5) совершенствовать меры и механизмы государственной поддержки субъектов Российской Федерации, основывающиеся на принципе дифференцированного подхода, с учетом определения типологии регионов в зависимости от их географического положения, хозяйственной специализации, социально-экономической и демографической ситуаций, а также с учетом необходимости стимулирования кооперационных и межрегиональных связей, способствующих укреплению и развитию единого экономического пространства страны;
6) продолжить работу по совершенствованию системы финансового обеспечения исполнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и полномочий органов местного самоуправления, предусматривая:
обеспечение реализации установленного федеральным законодательством требования, в соответствии с которым наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления расходными полномочиями допускается исключительно с одновременной передачей им необходимых материальных и финансовых ресурсов, а также совершенствование правовых механизмов, обеспечивающих предотвращение наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации дополнительными полномочиями без достаточного для их исполнения финансового обеспечения;
постепенную отмену установленных на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам, федеральным налогам, доля которых зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты, а также отмену положений федеральных законов, устанавливающих изъятия из состава объектов налогообложения по таким налогам, за исключением налоговых льгот, имеющих значительный социальный эффект;
определение дополнительных источников пополнения бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований за счет налоговых и неналоговых поступлений;
обеспечение компенсации выпадающих доходов субъектов Российской Федерации в связи с созданием и функционированием института консолидированной группы налогоплательщиков с учетом задачи по выравниванию бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;
компенсацию дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, связанных с обеспечением реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года;
последовательную реализацию механизмов финансовой ответственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также ответственности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и глав местных администраций за невыполнение обязательств, взятых при получении субсидий;
сокращение количества субсидий путем укрупнения (консолидации) субсидий с одинаковыми или близкими целями предоставления и повышение самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в выборе методов достижения поставленных целей и решения задач при использовании субсидий;
увеличение объемов бюджетных кредитов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с целью снижения их расходов на обслуживание государственного долга;
обеспечение своевременного заключения соглашений о предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;
7) провести анализ результатов реализации Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и при необходимости разработать предложения по его совершенствованию;
8) разработать комплекс мер по обеспечению сбалансированного развития городских агломераций, включая разработку правовых основ управления развитием агломераций;
9) продолжить работу по совершенствованию системы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, предусматривая:
поэтапную передачу органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществления отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти, оказывающих существенное влияние на социально-экономическое развитие территорий;
оптимизацию системы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с внедрением механизмов их ответственности за результаты работы по социально-экономическому развитию территорий;
10) предусмотреть в целях усиления ответственности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) за результаты социально-экономического развития регионов:
разработку единой методологии оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти;
установление организационно-правовых механизмов ответственности за недостижение запланированных результатов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации – в пределах компетенции исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
проведение мониторинга практики применения к высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) мер ответственности за недостижение запланированных результатов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, включая установленные государственными программами субъектов Российской Федерации показатели эффективности их реализации;
установление обязательности размещения на официальном сайте высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации статистических данных о важнейших показателях социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и уровня жизни в регионе, аналогичных показателей других субъектов Российской Федерации, входящих в тот же федеральный округ, и средних показателей по стране;
11) рассмотреть вопрос о разработке механизма информирования высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) об отдельных показателях деятельности участников консолидированных групп налогоплательщиков в целях обеспечения более точного прогнозирования налоговых доходов при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации;
12) осуществлять ежегодный мониторинг организации и развития местного самоуправления;
13) рассмотреть вопрос о разработке комплекса дополнительных мер, направленных на обеспечение доступности для всех категорий населения качественной медицинской помощи, независимо от места жительства, а также комплекса мер, направленных на снижение значительных межрегиональных различий в стоимости медицинских услуг.
 
2.Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
1) провести анализ реализации государственных программ субъектов Российской Федерации с целью выработки мер по повышению их эффективности;
2) провести оптимизацию перечня собственных расходных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с учетом доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и необходимости исполнения расходных полномочий, возложенных на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также организацию исполнения собственных полномочий по принципу «оценка по результату»;
3) разработать конкретные меры по наращиванию собственного экономического потенциала субъектов Российской Федерации, включая создание на региональном и местном уровнях на долгосрочный период благоприятных условий деятельности частных инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты и (или) осуществляющих деятельность в зонах с преференциальными условиями для ведения бизнеса, а также путем использования механизмов государственно-частного партнерства;
4) принять меры по повышению качества бюджетного планирования и укреплению бюджетной дисциплины в части своевременного и эффективного использования финансовой помощи из федерального бюджета;
5) провести бюджетную консолидацию расходов, определяемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в том числе по предметам ведения субъектов Российской Федерации;
6) принять меры к проведению взвешенной долговой политики;
7) применять принцип адресности при предоставлении мер социальной поддержки;
8) провести оценку эффективности налоговых льгот, установленных законодательством субъектов Российской Федерации, предусматривая последовательную отмену неэффективных льгот;
9) принять дополнительные меры по обеспечению качественной медицинской помощи для граждан, проживающих в малочисленных населенных пунктах, а также в местностях с низкой плотностью населения, на территории субъекта Российской Федерации;
10) выработать меры по поддержке участия граждан в государственном и муниципальном управлении, в том числе посредством поддержки деятельности субъектов общественного контроля, включая общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований, повышения открытости деятельности указанных субъектов общественного контроля;
11) изучить положительный опыт реализации в ряде субъектов Российской Федерации проектов «Народный бюджет», позволяющих повысить эффективность бюджетных расходов и развить потенциал органов местного самоуправления посредством активного участия населения в выявлении и определении степени приоритетности проблем местного значения, в подготовке, реализации, контроле качества и приемке выполненных работ в рамках проектов, а также в последующем содержании и обеспечении сохранности объектов.
 
3. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в первом полугодии 2017 года о ходе реализации рекомендаций, содержащихся в настоящем постановлении.
 
4. Комитету Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера проинформировать палату в период весенней сессии 2017 года о реализации настоящего постановления.
 
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.
 
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
 
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации В.И. МАТВИЕНКО
 
Москва
29 июня 2016 года 
№ 442-СФ 

«РФ-сегодня»

Добавить комментарий по данной статье.
Ваш комментарий


( 5 + 10 ) =
Комментарии к статье
Нет комментариев к данной статье. Вы будете первым! Заранее благодарим.

ТОП-10 - рейтинг публикаций сайта журнала "РФ-сегодня"