Правительственный час на 329-м пленарном заседании Совета Федерации был посвящен реализации Федерального закона "О национальной платежной системе".…">
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ — ПАРЛАМЕНТА РФ
Cервер органов государственной власти
НАШИ УЧРЕДИТЕЛИ

В НОМЕРЕ
№ 05 май 2017 г.
РУБРИКИ ЖУРНАЛА

polosa
СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА


Все спецвыпуски стрелка
polosa
ОФИЦИАЛЬНО

Все документы стрелка
ПОЗДРАВЛЯЕМ 

Все поздравления
МИРОВАЯ МЫСЛЬ
СОБЫТИЯ

16.05.2017
15.05.2017
12.05.2017
Все события стрелка
polosa
КРЫМ

12.05.2017
11.05.2017
Все статьи стрелка
polosa
СТАТЬИ

Все статьи стрелка
ПАРТНЕРЫ


polosa
polosa
СТАТЬИ
Поделиться с друзьями:

 Правительственный час на 329-м пленарном заседании Совета Федерации был посвящен реализации Федерального закона "О национальной платежной системе". Перед сенаторами выступил Председатель Центрального банка РФ Сергей Игнатьев.

Федеральный закон "О национальной платежной системе" принят в 2011 году. Он регламентирует порядок оказания платежных услуг, в том числе денежных переводов, использование электронных средств платежа, включая системы дистанционного банковского обслуживания и использование электронных денег, определяет требования к организации и функционированию национальной платежной системы, ее бесперебойности и информационной безопасности.
Ответственным за реализацию базовый закон установил Банк России, предоставив ему дополнительные полномочия. Первый электронный платеж в Банке России был совершен 20 лет назад. Тогда быстрый переход на технологии с использованием шифрования и электронной цифровой подписи позволил сократить гарантированные расчеты до одного-двух дней вместо нескольких недель.
Сегодня мы вправе говорить о завершении работы над единой платежной системой Банка России, — подытожил сказанное Сергей Игнатьев. — Создана централизованная системно-техническая платформа на основе двух центров обработки информации и одной учетно-операционной системы. Надежность и безопасность платежной системы продолжают повышаться.
После краткого экскурса в теорию национальной платежной системы Сергею Игнатьеву пришлось окунуться в практику, отвечая на вопросы сенаторов. Так, первый заместитель председателя Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности, представитель Курганской области Олег Пантелеев поинтересовался, сколько за пределами России находится подразделений российских банков, и подпадают ли эти филиалы под президентский закон о заграничных счетах, который сейчас рассматривает Государственная Дума.
— Сбербанк, ВТБ и, может быть, еще два-три банка имеют филиалы в иностранных государствах, — затруднился с точным ответом Сергей Игнатьев. — Если это дочерний банк за границей, то он работает по законам соответствующей страны.
— Российские граждане ежегодно тратят через системы Visa и MasterCard порядка 30 миллиардов долларов. Есть ли аналитика этих расходов? — спросил сенатор от Липецкой области Максим Кавджарадзе. — И когда мы создадим свою единую платежную систему? Потому что действующая система может дать как технический сбой, так и умышленный, что вызовет финансовый коллапс.
Как и в предыдущем случае, председатель Центробанка ушел от прямого ответа, ссылаясь на то, что не располагает цифрами. 
На вопрос председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, сенатора от Тюменской области Степана Киричука, когда у Союзного государства Беларуси и России будет единая валюта, Сергей Игнатьев развел руками. Между банками все было готово еще лет пять назад. Но провис принципиальнейший политический вопрос: кто является эмиссионным центром? Мы предлагали Центральный банк РФ. Была и другая позиция — как-то вдвоем. Не бывают ситуации, когда надо быстро принимать решения, когда счет не на дни, а на часы. Должен быть один банк, и простая, как в армии, система принятия решений.
— Раньше инфляция зависела от роста денежной массы и тарифов, — обратил внимание представитель Костромской области Николай Журавлев. — Сейчас рост денежной массы резко замедлился — 12 процентов в 2012 году против 22 процентов в 2011 году и 31 процента в 2010 году. Тарифы, напротив, набирают обороты. Почему, если инфляции носят немонетарный характер, Центральный банк ужесточает финансовую политику, повышая отчисления в фонд обязательных резервов, сохраняя при этом ставку рефинансирования?
Как использует Центробанк предоставленное законом право влияния на инфляционные процессы, так называемое таргетирование, попросил уточнить сенатор от Смоленской области Анатолий Мишнев.
— К концу 2014 года Центральный банк официально перейдет к режиму инфляционного таргетирования, — пообещал Сергей Игнатьев. — Сложнее вопрос о свободном плавании валютного курса. Учитывая особенности российской экономики, ее зависимость от цены одного-единственного товара — нефти, нашу вовлеченность в международные финансовые взаимоотношения (то есть и мы активно заимствуем в других странах, и кредиты предоставляем другим странам), механизмы сглаживания динамики валютного курса придется сохранить. Опыт последних лет показывает, что многие центральные банки, ранее объявлявшие о свободном плавании, переходят на какой-то другой режим. Самый убедительный пример — Швейцария, ее образцовый центральный банк уже два года проводит активные интервенции с целью не допустить укрепления швейцарского франка.
От вопроса к вопросу дискуссия накалялась. Высококвалифицированные ответы не вполне удовлетворяли сенаторов, так как деньги в стране должны работать не только законно и правильно, но и в первую очередь в интересах развития, на пользу людей. Первый зампред Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Дмитрий Ананьев подчеркнул, что деятельность Банка России сконцентрирована на чисто монетарных задачах: контроле инфляции, поддержке стабильности национальной валюты, укреплении банковской системы. Вместе с тем в развитых экономиках, тех же Соединенных Штатах, Великобритании, перед ФРС или Банком Англии стоят задачи обеспечения максимальной занятости и поддержки экономического роста. Что позволяет избегать такого формального подхода в сдерживании инфляции в ущерб экономическому росту. Ряд последних решений Банка России принят в ущерб росту экономики и банковского сектора, считает сенатор.
— Одна из главных причин невысоких темпов роста экономики и развития ее реального сектора, малого и среднего бизнеса — высокие ставки по кредитам, — подчеркнула Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. — Если мы в ближайшие годы эту проблему не решим, все большая часть экономики будет уходить в тень и все меньше останется инструментов для ускоренного роста. Какие меры здесь может и должно принять государство? Прибыль российских банков существенно выше, чем у европейских. Кредитные ставки там хорошо известны. У нас же ниже 18 процентов ставок не найти. 
Под смех в зале главный банкир страны ответил на вопрос, в каком бизнесе можно получить годовую прибыль хотя бы 11 процентов: «В банковском! В среднем — 18 процентов. Чтобы кредитование развивалось, требуется капитал. А капитал формируется за счет прибыли. Поэтому, если у банков хорошая прибыль, то может сформироваться хороший капитал, и банки смогут увеличить свой кредитный портфель».
Такая вот сказка про белого бычка. Заместитель Председателя Совета Федерации Вячеслав Штыров заметил, что теоретически уровень инфляции должен зависеть от фазы экономического цикла: в стадии подъема она велика, а во время спада уменьшается, в кризис может стать отрицательной. Но посмотрите на нашу страну: в любую фазу экономического цикла инфляция не снижается.
— Мы вынесли этот вопрос на "правительственный час" потому, что тема становится очень острой, — взяла слово заместитель Председателя Совета Федерации Светлана Орлова. — Более чем в 50 регионах России сегодня доходы меньше, чем расходы. Банки научились пользоваться их бедственным положением, выдают кредиты под неподъемные проценты. Получают сверхприбыль, заработная плата работников банков зашкаливает. Но они же управляют государственными финансами!
Банк России решает задачи макроэкономики, далекой от реальной жизни, от проблем, с которыми каждодневно сталкиваются регионы, муниципалитеты, бизнес, в конечном счете, каждая российская семья. Давайте работать с регионами серьезно и конкретно, помня, что Центральный Банк — Российской Федерации, а Россия — это ее регионы.
Юлия ЗАХВАТОВА 

"РФ-сегодня"

11.03.2013

Добавить комментарий по данной статье.
Ваш комментарий


( 9 + 5 ) =
Комментарии к статье
Нет комментариев к данной статье. Вы будете первым! Заранее благодарим.

ТОП-10 - рейтинг публикаций сайта журнала "РФ-сегодня"