ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ — ПАРЛАМЕНТА РФ
Cервер органов государственной власти
НАШИ УЧРЕДИТЕЛИ

В НОМЕРЕ
№ 05 май 2017 г.
РУБРИКИ ЖУРНАЛА

polosa
СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА


Все спецвыпуски стрелка
polosa
ОФИЦИАЛЬНО

Все документы стрелка
ПОЗДРАВЛЯЕМ 

Все поздравления
МИРОВАЯ МЫСЛЬ
СОБЫТИЯ

16.05.2017
15.05.2017
12.05.2017
Все события стрелка
polosa
КРЫМ

12.05.2017
11.05.2017
Все статьи стрелка
polosa
СТАТЬИ

Все статьи стрелка
ПАРТНЕРЫ


polosa
polosa
СТАТЬИ
Поделиться с друзьями:

Такая разная Россия

Почему-то принято считать, что политическая жизнь в России происходит в основном в столице и ограничена даже не столько московской кольцевой дорогой, сколько бульварным кольцом. Здесь, дескать, происходят главные события и, следовательно, только тут ощущается высокий пульс политической жизни страны. В провинции же этот пульс не ощущается вовсе и проживающие там россияне становятся объектами политики лишь в день выборов, то есть теперь согласно законодательству – один раз в году.

Но так ли это на самом деле? И правильно ли будет полагать, что российские области, края и республики живут в политической тишине, в то время, как эти самые регионы и есть, собственно, Россия? Тем более, не стоит закрывать глаза на то, что политическая жизнь на самом деле в регионах есть, просто в столице об этом мало кто знает, кроме специалистов. Как считает президент Российской ассоциации политической науки (РАПН) Оксана Гаман-Голутвина, региональный политическая жизнь в последние годы стала на порядок более разнообразной, и этот процесс будет только усиливаться. О том, с чем связано это явление – чуть позже. Пока отметим, что сказано это было на недавнем круглом столе, организованном Институтом социологии РАН, РАПН и журналом «Полис» и куда были приглашены политологи, живущие и работающие непосредственно в регионах.
Порой, в своих высказываниях участники круглого стола были весьма резки и или затрагивали достаточно острые вопросы, касающиеся уже не только регионального, но и федерального уровня. И это, видимо, вполне естественно. Ведь не случайно во многих выступлениях звучала мысль о том, что направления и движения в политической жизни, которые происходят на федеральном уровне, так или иначе затрагивают регионы и создают условия для начала или развития происходящих там политических процессов. Безусловно, у всех субъектов Федерации существует своя специфика: по-своему происходят изменения в региональных элитах, по-разному идет формирование гражданского общества, но в целом существует прямая зависимость событий, происходящих в регионах, с направлениями, намеченными федеральным центром. И не всегда эта связь позитивна.
Вот, в частности, политолог из Рязани Владимир Авдонин  по сути дела огласил приговор проводимой областными властями политической реформы. По его мнению, в Рязанской области она фактически провалилась. Прямые досрочные выборы губернаторов оказались выхолощены в процессе организации и проведения, и закончились выявленной фальсификацией в ходе подсчета голосов. Облеченная регистрация партий ничего не дала. Новые партии вроде бы регистрируются, но все они так или иначе связаны с губернатором, что порождает негативное отношение в обществе к партийному строительству как таковому. Все это, по мнению Авдонина, приводит к демодернизации общественно политической сферы.
А вот взгляд другого политолога, представляющего Костромскую область на то, что сегодня наиболее актуально и характерно для политического процесса в этом регионе – Александра Зайцева. Информация об этой области, по его словам, редко появляется на страницах прессы, так как регион не силен в экономическом отношении. Зато общественная активность тут находится на высоком уровне, процесс формирования гражданского общества начался еще в 1991 году. А в 1996 году даже прошел первый в России референдум, направленный против строительства атомной станции.
Свой взгляд на ситуацию в Воронежской области представили местные политологи Виктория Черникова и Ольга Сиденко. По их оценке в регионе сложилась интересная ситуация с политическими элитами. Воронежская область, по их словам, один из немногих примеров в России, где главы админимстрации сменялись регулярно и последний назначенный губернатор – Алексей Гордеев – принес много новых тенденций в развитие воронежской элиты. При нем, отмечают политологи, в области начался определенный подъем. С одной стороны сохранились старые клановые структуры, между которыми происходят постоянные столкновения. С другой - вместе с губернатором пришли новые люди, которые отражают тенденции в подходах и методах работы, характерные для федерального уровня. Таким образом, формируются новые условия для регионального развития. Это очень важно для Воронежской области, которая не обременена ресурсно-сырьевым потенциалом. Для нее вариант инновационного развития является основным, с использованием которого регион мог бы выйти на передовые рубежи. В результате поиска и привлечения новых людей формируется совершенно иной по структуре кадровый резерв из людей извне. Они не связаны с местными политическими кланами и на них можно опереться при осуществлении реформ. Такой кадровый ресурс не задействован пока в полной мере, отмечают политологи, но потенциал и перспектива у него есть.
Ситуация с политической элитой зеркальным образом отражается и на развитии гражданского общества. Здесь картина складывается весьма пестрая. В области действуют и пользуются авторитетом некоммерческие организации, вроде общества защиты прав потребителей, различные экологические структуры. Есть и правозащитные, которые и с властью сотрудничают, так и гражданам помогают. Даже бизнес активно поддерживает гражданские инициативы.
Влияние тенденций, складывающихся на федеральном уровне, усматривает политолог из Курской области Владимир Слатинов. Но только видит он его в увеличении моноцентричности . Растет влияние и ресурсное обеспечение доминирующего игрока – губернатора и областной администрации. По мнению Слатинова, даже так называемые системные партии - КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия, - представленные в областной Думе, пытаются «встроиться» во властную вертикаль и на региональных выборах предпочитают больше договариваться с областной властью, нежели вести конкурентную борьбу. За тринадцать лет пребывания у власти, считает политолог, нынешняя курская областная администрация имеет максимальную концентрацию власти над регионом. Возможно, этим объясняется тот факт, что каких–то серьезных столкновений с силовыми и правоохранительными структурами в регионе не отмечено. Внесистемной оппозиции как таковой нет. Гражданское общество в Курской области, которое, по мнению Слатинова, никогда не отличалось особой развитостью, сосредоточилось, в основном, на историко-патриотической тематике и не затрагивает проблемы, связанные с властью.
Нечто похожее видят в своей области политологи из Твери Сергей Рассадин и Наталия Козлова. Но тоже – с местной спецификой. Тверская область, считают они, регион особый. Он расположен между Москвой и Петербургом и все те тенденции, что проявляются в обеих столицах, оказывают влияние на политическую жизнь в губернии. Есть в ней и свои, доморощенные кланы, которые, впрочем, находятся теперь на второстепенных ролях. Регион уникален еще и эволюцией губернаторской власти, начиная с 90-х годов. Тогда в начале истории новой России его возглавлял губернатор, представлявший местную элиту и это время характеризовалось политическим застоем. В 2003 году его сменил человек из Москвы, с большими связями и возможностями, который принес неведомую прежде гламурность в российскую провинцию. Последние два года регион возглавляет другой губернатор, символизирующий новый тип российского политика. Он военный, Герой России, и демонстрирует, в какой то степени, командный стиль руководства. Но тот не помогает нынешнему главе региона и его команде, справляться со стихийными бедствиями, как это было минувшей зимой, когда снегопад парализовал движение по трассам Тверской области. И это отражается на отношении тверичан к губернской власти.
 
   На неоднозначную ситуацию со становлением гражданского общества обращают внимание и политологи из национальных республик. Николай Евдокимов из Башкирии, например, обращает внимание на два принципиальных момента: развитие политических партий как основы гражданского общества, и развитие непартийных общественных организаций. Можно, по мнению Евдокимова, говорить и о том, что региональные партийные отделения используются как часть политической инфраструктуры для местной политической элиты. Особенно ярко это проявляется накануне выборов. Более интересная ситуация складывается среди непартийных общественных организаций, в основном национальных, которые выступают в качестве активного субъекта политики.
А вот в соседнем с Башкирией Татарстане, отмечает политолог Сергей Сергеев, своя специфика. Татарстан всегда был центром региональной фронды, отстаивающей идеи децентрализации России. В двухтысячные годы эта тенденция пошла на спад. Но в последнее время, по наблюдениям Сергеева, в кругах близких к республиканской политической элите все чаще и больше говорят о том, что Татарстан слишком много отчисляет денег в Федеральный центр, и неплохо было бы больше оставлять себе. Высказывается даже мнение о создании так называемой конфедеративной партии.
Вот такая у нас разнообразная политическая Россия. Что ни регион – своя специфика. И по другому, видимо, быть просто не может. Мы привыкли делить субъекты Федерации по простому принципу – бедные и богатые, дотационные и регионы-доноры. Но, оказывается, можно посмотреть на Россию и с другой точки зрения, так, как это видит, один из организаторов круглого стола – Сергей Чугров. По его мнению, одна Россия – это страна городов миллионников, которая удивительным образом отличается от другой России - средних городов, с населением от 350 тысяч человек. Есть третья Россия – сельская. И есть, наконец, четвертая Россия – Северный Кавказ. У каждой упомянутой категории совершенно свой отличный менталитет, свои жизненные задачи.
Есть и другое деление России. В 1993 после первых демократических выборов открылся так называемый феномен 55 параллели. Регионы к северу от него, там, где расположены основные природные богатства страны, граждане дружно голосовали за демократические преобразования. А у южных, аграрных регионов, оказалось совсем другое представление о будущем. В конце девяностых годов вскрылся еще один раскол: Россия между Западом и Востоком. В европейской части - колыбели российских традиций - на выборах соперничали между собой партия власти и коммунисты. А вот Дальный восток обнаруживает совершенно иной политический пейзаж. Здесь, как считает Чугров, расположены регионы более авантюрного голосования за партии с новаторскими, порой, шокирующими идеями ЛДПР и Яблоко. Почему так происходит – тема для другой статьи. Но факт остается фактом. Россия разнообразна, многолика и каждый регион в ней особый, нуждающийся в особом подходе и особых программах обновления.
Но все-таки есть, видимо, одна деталь, являющейся общей для всех субъектов Федерации – личность главы региональной администрации, что прямо или косвенно следует из всех сообщений политологов, озвученных в ходе круглого стола. И это объяснимо. По большому счету, задачи стоящие перед каждым областным, краевым или региональным лидером сводятся к вопросам экономического роста и ускоренного социального развития подчиненного ему региона с обеспечением лояльности граждан к федеральному центру. Методы исполнения этих задач напрямую зависят от главы региона, что, в свою очередь, определяет нюансы и оттенки политической жизни российских территорий.
Сегодня, считает президент Российской ассоциации политической науки Оксана Гаман-Голутвина, есть все основания ожидать позитивного развития регионального политического процесса. Во многом это связано с порядком формирования губернаторской власти. Население большинства регионов будет выбирать своих глав на открытых выборах, при том, что в ряде регионах останется существовавший ранее порядок назначения. А это открывает возможности разнообразия политического процесса в полном соответствии с универсальный закон, действующим в различных сферах жизни: чем более разнообразный предпосылки, тем более интересным является результат.
 
Николай Дорофеев
 

"РФ-сегодня"

07.06.2013

Добавить комментарий по данной статье.
Ваш комментарий


( 3 + 2 ) =
Комментарии к статье
Нет комментариев к данной статье. Вы будете первым! Заранее благодарим.

ТОП-10 - рейтинг публикаций сайта журнала "РФ-сегодня"