ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ — ПАРЛАМЕНТА РФ
СОБЫТИЯ

16.05.2017
15.05.2017
12.05.2017
Все события стрелка
polosa
КРЫМ

12.05.2017
11.05.2017
Все статьи стрелка
polosa
СТАТЬИ

Все статьи стрелка
ПАРТНЕРЫ


polosa
polosa
СТАТЬИ
Поделиться с друзьями:

Парламентариев важно готовить профессионально

Степан  КИРИЧУК, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, председатель ГАК по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление, программе - Парламентская деятельность и обеспечение межпарламентского сотрудничества, д.соц.н., профессор
 Степан КИРИЧУК
 
Сегодня, как никогда, востребовано профессиональное развитие кадров государственной и муниципальной службы. Обусловлено это не только динамикой и спецификой политических и социально-экономических процессов в стране, все возрастающими требованиями к государственной и муниципальной службе как социально-нравственному институту, но и ее реальным состоянием. Работа на государственной службе людей, не владеющих в достаточной мере необходимыми знаниями и методами государственного и муниципального управления, общей, этической и правовой культурой, наличие профессиональных ошибок, должностных нарушений и конфликтов интересов в сфере государственного и муниципального управления, обусловленных некомпетентностью работников снижают авторитет власти и ее полномочных представителей. В этой связи проблема профессионализма государственных и муниципальных служащих, резерва на их замещение является важнейшим фактором успешного реформирования административной системы и поступательного развития страны.
Вот некоторые данные о кадровом потенциале одного из уровней власти – муниципального.
По данным мониторинга, система местного самоуправления (по состоянию на 1 января 2016 г.) представлена 22 359 муниципальными образованиями (на 1 января 2015 г. - 22923), в том числе:
18131 сельское поселение;
1797 муниципальных районов;
1597 городских поселений;
545 городских округов;
267 внутригородских территорий городов федерального значения;
3 городских округа с внутригородским делением с 19 внутригородскими районами.
Корпус депутатов представительных органов местного самоуправления значителен.
216 тыс. депутатов замещают 232 из 237 тыс. депутатских мандатов (при применении системы делегирования один и тот же депутат может работать в представительных органах двух муниципальных образований), из них 6,9 тыс. (3% общего их числа) работают на постоянной основе.
58% местных депутатов - мужчины, 42%- женщины.
1% - в возрасте от 18 до 25 лет, 10% - от 26 до 35 лет, 45% - от 36 до 50 лет, 40% - от 51 до 65 лет, 4% - старше 65 лет.
Только 52% депутатов имеют высшее образование, в том числе 4% высшее юридическое и 7% - высшее экономическое.
По социально-демографическим характеристикам 69% глав муниципальных образований - мужчины, 31% - женщины.
71% глав муниципальных образований имеют высшее образование, в том числе 7% - высшее юридическое и 9% - высшее экономическое.
Общая численность работников, занятых в органах местного самоуправления, в соответствии со штатным расписанием в 2015 году - 480,4 тыс. человек.
Всего лишь в 6,4 тыс. муниципальных образованиях действуют муниципальные программы развития муниципальной службы, и только 4 тыс. выборных должностных лиц местного самоуправления и 52 тыс. муниципальных служащих в 2014 году прошли курсы повышения квалификации либо профессиональную переподготовку.
В канун предстоящих в 2016 году выборов в Государственную Думу многие партии проводят профессиональное обучение потенциальных кандидатов как побеждать на выборах. Обратите внимание, обучают, как победить на выборах. Изучается округ по разным направлениям: социальное, экономическое, экологическое, состав населения по многим критериям, составляются карты проблемных ситуаций, пишутся «Программы», графики и т.д. Бурлит PR-шумиха, демонстрируется «единение» с избирателями, «растут» горы обещаний, в ходу борьба компроматов… Для чего? Ответ в начале – победить на выборах. А дальше то что? А дальше на волне инерции – заявления, ломка предшествующего, … и всё сначала. Зачем и почему? Да потому, что в большинстве случаев в депутаты выбирают хороших людей, даже грамотных, порядочных, хорошо проявивших себя на основной работе. Но депутатская работа на разных уровнях, от муниципалитета в селе до Государственной Думы и Совета Федерации, требует особых знаний, очень специфических, порой, я бы сказал – профессиональных. Конечно, опыт работы в других профессиональных сообществах очень важен, даже необходим. А, к примеру, результативный опыт ещё и полезен, но специфика парламентской (депутатской) работы и её восприятие населением требуют специальной подготовки. Важно сразу после выборов оправдывать доверие избирателей, хотя бы не разочаровывать, то есть достойно «войти во власть».
Безусловно, уметь грамотно «войти во власть», вовлекая в диалог представителей гражданского общества - это важно. Но, считаю не менее важно, «вооружить» знаниями победивших в процессе выборной кампании депутатов. Важно учить, а не надеяться на интуицию, прошлый опыт, как профессионально готовиться принимать взвешенные управленческие решения. В парламентских процедурах используются самые современные технологии, способствующие качественному законотворческому процессу. Ведь от жизнеспособных и актуальных нормативно-правовых документов во многом зависит качество жизни российских граждан.
Что касается подготовки резерва управленческих кадров, такую возможность создает Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 116-ФЗ от 7 июня 2013 года, а также действующие положения других документов. Подготовку высокопрофессиональных специалистов - из числа действующих и потенциальных депутатов, а также сотрудников подразделений, обеспечивающих специфическую парламентскую деятельность, осуществляет кафедра парламентаризма и межпарламентского сотрудничества Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
С 2013 года Кафедрой, на основе десятилетнего опыта организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий по программам дополнительного профессионального образования, реализуется основная образовательная магистерская программа «Парламентская деятельность и обеспечение межпарламентского сотрудничества» (заочная форма обучения) по направлению «Государственное и муниципальное управление». Особо подчеркну, что это первая и единственная целевая программа для квалификационного обучения депутатов, их помощников, руководителей и сотрудников аппаратов Федерального Собрания Российской Федерации, региональных парламентов, местных представителей органов власти, а также резерва на замещение государственных и муниципальных должностей.
Для обеспечения учебного процесса подобраны специалисты, в том числе, из палат Федерального Собрания, ЦИК. Впервые в стране подготовлен учебник «Парламентаризм: обеспечение законодательных (представительных) органов власти», в котором подробно представлен двухсотлетний путь восхождения к парламентаризму в нашей стране. Рассматривается политико-правовой генезис форм и организационно-управленческое обеспечение развития новой парламентской модели в России с учетом зарубежного опыта, раскрывается интеграционный потенциал палат Федерального Собрания РФ, региональных парламентов, межпарламентское сотрудничество. Авторский коллектив получил высшую оценку и Благодарность Председателя Государственной Думы - С.Е. Нарышкина.
В феврале 2016 года состоялась итоговая аттестация магистрантов, обучавшихся в течение двух с половиной лет по программе «Парламентская деятельность и обеспечение межпарламентского сотрудничества». Как Председатель государственной аттестационной комиссии ( ГАК), считаю необходимым отметить актуальность тематики исследований в магистерских  диссертациях, большинство которых связаны со сферами профессиональной деятельности выпускников. Магистерские диссертации имеют четко отработанную логику исследования. Их отличает сочетание теоретического анализа изучаемых проблем, выявление их реального состояния, тенденций развития и обоснование конкретных рекомендаций, связанных с парламентской деятельностью и межпарламентским сотрудничеством в сфере государственного и муниципального управления. Все магистранты на защиту представили электронные презентации научных докладов. Это дополнительно способствовало более глубокому обсуждению проблемных вопросов современного управления.
Все представленные на защиту магистерские диссертации прошли серьезную апробацию на занятиях в форматах научно-исследовательских семинаров, «круглых столов», встречах-дискуссиях, практикумах в аппаратах Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в Госсовете Республики Татарстан, Госсовете Республики Дагестан, Парламенте Республики Северная Осетия, Парламенте Республики Абхазия, ряде муниципалитетов в городе Москве. По материалам ряда магистерских диссертаций авторами опубликованы научные статьи (подготовлен и выпущен специальный выпуск сборника «Восхождение к парламентаризму. Тезисы докладов»). Это дополнительно свидетельствует о высокой степени достоверности полученных результатов и сформированной научной культуре магистрантов. Степень «магистра» присвоена 26 выпускникам программы. Надеюсь, что новые знания, полученные в Академии, помогут в принятии эффективных решений, в практике организационно-управленческой, административно-технологической, информационно-аналитической и консультационной деятельности органов государственного и муниципального управления.
Я убежден, что при обеспечении качественного и эффективного обучения государственных и муниципальных служащих произойдет значительное повышение эффективности деятельности органов государственной власти. Вместе с тем, в настоящее время, по-прежнему существуют бюрократические препоны, тормозящие полноценное финансирование целевой подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих. Именно заинтересованность кадровых служб федеральных и региональных органов государственной власти в обучении и развитии профессионального уровня управленческих кадров должна способствовать более успешному решению управленческой проблемы. Считаю, что импульсом потребности в профессионалах должны воспользоваться партии, которые серьезно готовятся не только к «прорыву» во власть, но и заинтересованные работать современно, а не только послушно делать то, что делали до него другие.
Обращаюсь к руководителям законодательных собраний субъектов РФ: возьмите на вооружение практику работы исполнительных органов, которые обеспечивают средствами профессионализацию кадров. Готовьте молодых, креативных молодых профессионалов-депутатов для сферы публичного управления, управления эффективного, способного повышать качество жизни граждан России. 

«РФ-сегодня»

27.04.2016

Добавить комментарий по данной статье.
Ваш комментарий


( 1 + 8 ) =
Комментарии к статье
Нет комментариев к данной статье. Вы будете первым! Заранее благодарим.

ТОП-10 - рейтинг публикаций сайта журнала "РФ-сегодня"