А.М.Цалиев, Председатель Конституционного суда Республики Северная Осетия-Алания, д.ю.н., профессор, Заслуженный юрист…">
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ — ПАРЛАМЕНТА РФ
Cервер органов государственной власти
НАШИ УЧРЕДИТЕЛИ

В НОМЕРЕ
№ 05 май 2017 г.
РУБРИКИ ЖУРНАЛА

polosa
СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА


Все спецвыпуски стрелка
polosa
ОФИЦИАЛЬНО

Все документы стрелка
ПОЗДРАВЛЯЕМ 

Все поздравления
МИРОВАЯ МЫСЛЬ
СОБЫТИЯ

16.05.2017
15.05.2017
12.05.2017
Все события стрелка
polosa
КРЫМ

12.05.2017
11.05.2017
Все статьи стрелка
polosa
СТАТЬИ

Все статьи стрелка
ПАРТНЕРЫ


polosa
polosa
СТАТЬИ
Поделиться с друзьями:

 А.М.Цалиев, Председатель Конституционного суда Республики Северная Осетия-Алания,

д.ю.н., профессор, Заслуженный юрист РФ
 

 
Народ, игнорирующий Основной закон – обречен!
(к 20-летию принятия Конституции России)
 
Закон оказывает благотворное влияние
лишь на тех, кто ему повинуется
Демокрит
 
День принятия Конституции России – особая дата в жизни нашего народа и государства, поскольку она закрепила поворотные исторические события. На ее основе страна сумела пройти сложнейший этап воистину революционных трансформаций. Пройти и не ввергнуться в хаос нескончаемых конфликтов, не потерять государственность, сохранить народ и дать ему веру в будущее. Конституция явилась тем правовым фундаментом, который обеспечил политическую, экономическую и территориальную целостность государства.
 
Конституция, используя исторический и современный опыт человечества, не только регулирует наиболее важные общественные отношения, но и официально выражает интересы гражданского общества, определяет основные пути развития России и ее многонационального народа. Поэтому заголовок статьи – не профессиональная «страшилка», не плод излишне эмоциональной оценки значимости Основного закона страны. Известно, что народы, а то и целые империи  канули в небытие, встав на путь игнорирования законов, иных социальных норм, вплоть до моральных, что ведет в конечном итоге к анархии и хаосу, потере нравственности и социальных ориентиров. В качестве иллюстрации совсем не обязательно приводить Древний Рим и другие далекие исторические примеры: мы с вами явились свидетелями распада такой великой державы как Советский Союз.
Беззаконие, падение авторитета государственной власти приводят к развалу и самого государства. Эти объективные закономерности общественной жизни следует знать каждому из нас, как рядовым, так и властвующим, и учитывать их в своей жизнедеятельности, если мы хотим сохранить себя как самобытный российский народ, обеспечить развитие и укрепление нашего государства. В этом существенную роль играет Конституция страны, преамбула которой начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, … принимаем Конституцию Российской Федерации». Это означает не только ее официальное признание, но, на мой взгляд, является своеобразным гражданским обетом соблюдать конституционные нормы, иначе для чего принимать этот основополагающий акт?
12 декабря 2013 года все мы будем праздновать юбилей Конституции Российской Федерации – 20 лет со дня ее принятия, но это уже сейчас дает повод для дискуссий научным и практическим работникам, политикам и просто гражданам относительно ее значения и актуальности, необходимости совершенствования либо принятия новой Конституции страны. Никто, конечно, не утверждает, что действующая Конституция лишена каких-либо недостатков, пробелов. Но, как правильно отмечает Председатель Конституционного Суда В.Д. Зорькин, «идеальная Конституция на небесах, у Бога». Что же касается нашей земной Конституции, то при всех ее разных оценках, несомненно одно – ценность данной Конституции для народа, российского государства и каждого его гражданина. В этой связи хотелось бы подчеркнуть ее политико-правовое значение, обусловленное сложившимися историческими условиями. Оно заключается в том, что в условиях анархии и хаоса 1990-х годов, когда апофеозом традиционного российского правового нигилизма стал расстрел Парламента, принятие новой Конституции стало единственным выходом для сохранения Российского государства. Критическая ситуация сложилась именно потому, что и руководство страны, стремящееся к узурпации государственной власти, и так называемая креативная часть народа, доведенная до безрассудства и безответственности, проигнорировали существующие конституционные положения о том, что насильственный захват власти или властных полномочий преследуются законом. Следствием этого стало заключение Беловежского соглашения и трагический распад СССР. На этот путь толкали и Российскую Федерацию, в чем были особенно заинтересованы внешние силы, преследующие свои политические и корыстные интересы и использующие для их достижения спецструктуры разных стран, международные и европейские организации. Сегодня все более очевидным становится, что ими проводилась не только соответствующая идеологическая обработка многих новоявленных демократов и младореформаторов, случайно оказавшихся у власти, но и осуществлялось прямое вмешательство в принимаемые управленческие решения на самом высоком государственном уровне. Одним словом, была организована целенаправленная, планомерная и широкомасштабная работа, направленная на развал российского государства и ее многонационального народа. В этих условиях принятая путем всенародного голосования Конституция Российской Федерации стала важнейшим политико-правовым документом, объединившим как разные политические силы, так и здравомыслящую часть российского общества. Вместе с тем институциональная ценность ее заключается в том, что в ней были сформулированы и закреплены принципы и нормы, которые стали основополагающими при определении характеристики российского государства, соотношения личности и государства, устройства российского государства, организации государственной и местной власти, формирования новой идеологии и форм экономической жизни, признания приоритета международных договоров, общепризнанных принципов и норм международного права. Все они играют ключевую роль в регулировании наиболее важных общественных отношений, поскольку на их основе сформировалось все действующее законодательство. Тем не менее некоторые конституционные нормы, скорее всего, носят образ желаемого будущего. Например, ст. 1 Конституции, утверждающая, что Российская Федерация есть демократическое правовое государство. Исторический опыт показывает, что современные демократические правовые государства строились столетиями, но и сейчас нельзя назвать их абсолютно соответствующими этим характеристикам. Даже о самых продвинутых в данном отношении государствах вряд ли можно утверждать, что власть в них принадлежит народу в классическом понимании демократии. На мой взгляд, более правильно и объективно о демократии в современном ее понимании говорится в ч. 1 ст. 3 Конституции России, согласно которому единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Народ и государственная власть – явления, которые на бытовом уровне нередко противопоставляются. И тому есть достаточно оснований, особенно когда власть оказывается узурпированной, тоталитарной и начинает функционировать в угоду своим собственным интересам. Такую власть народ в конечном итоге свергает. В то же время условием обеспечения жизнедеятельности народа, его безопасности и процветания, защиты его национальных интересов является государственная власть – право и возможность государства и его органов распоряжаться жизнедеятельностью общества, его граждан и их объединений, направлять ее и контролировать, подчинять своей воле. Именно поэтому во все времена и везде за нее боролись, особенно властолюбивые и властвующие люди, вовлекая в этот процесс разные политические силы, социальные слои и группы. И это вполне закономерно, другое дело, что в разных странах, в зависимости от их цивилизованности, существуют свои традиции, законы, устоявшиеся правила борьбы за государственную власть. Но независимо от этого борьба за нее везде и всегда была жесткой, а часто и жестокой, когда из зависти к тем, кто обладает властью, или в борьбе за овладение ею нередко родные друг другу люди становились кровными врагами.
История изобилует примерами того, когда именно по этим мотивам, игнорируя даже естественные законы природы, сын свергал отца, отец казнил сына, брат поднимал руку на брата. Многим читателям известен библейский сюжет, когда Каин не мог простить брату Авелю благосклонного принятия Богом жертвы и из зависти убил его. Данный сюжет И.Сталин со свойственным ему юмором напомнил Авелю Енукидзе – секретарю Президиума Верховного Совета СССР, когда тот, по мнению Генсека, оказался на стороне желающих его свергнуть: «Дорогой Авель, тебе с именем не повезло, но не беспокойся, тебя не родной брат убьет, а советская власть расстреляет».
Власть, а тем более абсолютная власть, портит властвующих. Не случайно еще со времен Древней Греции и Рима мудрецы, философы и политики, дабы избежать абсолютизации власти, выступали за идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Эта теория была разработана на глубоком научном уровне еще в эпоху позднего Средневековья, а в эпоху Возрождения утвердилась в практике организации власти цивилизованных стран. Указанный принцип организации власти как политический постулат ныне общепризнан во всех демократических правовых государствах.
В России в силу ее исторических, территориальных, национальных, конфессиональных и иных особенностей данный принцип организации государственной власти впервые был закреплен в Конституции 1993 года с тем чтобы: во-первых, разделить и тем самым ограничить государственную власть в целях защиты прав и свобод граждан; во-вторых, исключить возможность концентрации власти в одних руках и тем самым предотвратить злоупотребление ею; в-третьих, повысить как государственный, так и общественный контроль за деятельностью органов власти и должностных лиц.
Существенное значение в характеристике России как правового государства имеет принцип верховенства Конституции. Согласно ему Основной закон имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и другие нормативные акты не должны противоречить Конституции. О важности этих конституционных положений свидетельствует то, что для их охраны был создан специальный государственный орган судебной власти – Конституционный Суд Российской Федерации.
Для сохранения целостности Российского государства архиважной в его Конституции представляется характеристика России как федеративного (ст.1), состоящего из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации (ч.1 ст.5). По новой Конституции многие из них впервые получили право иметь свой основной закон, что позволило им осуществить собственное правовое регулирование вопросов жизнедеятельности людей с учетом местных особенностей. В статьях 71, 72, 73, 76, 77 Конституции также впервые на законодательном уровне предусмотрено разделение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Эти и другие конституционные положения остановили процессы сепаратизма, «войны» законов и распад России. Они и сейчас играют фундаментальную роль в сохранении Российского государства, когда со стороны безответственных партийных лидеров, некоторых государственных чиновников и кабинетных ученых раздаются голоса о губернизации России без учета исторических, национальных, многоконфессиональных, экономических и иных особенностей субъектов РФ. В частности, вопреки положениям Конституции, некоторые «специалисты» предлагают объединить Северо-Кавказские республики, забывая, что их народы в прошлом, еще в конце XIX века и в первые десятилетия XX века, уже прошли этот путь в составе сначала Терского края, Терской области, Горской республики, а затем Северо-Кавказского края. Однако благодаря России они в процессе политического и социально-экономического развития, повышения национального самосознания и государственного строительства приобрели формы государственности, о чем свидетельствуют многие их конституционно-статусные характеристики. Спрашивается, неужели в нынешний переходный период, когда не решены многие политические, экономические и иные социально-значимые проблемы в стране, необходимо поднимать еще и проблему внутригосударственного переустройства?! Только недруг России может эту проблему делать ныне актуальной для государства, мотивируя это необходимостью обеспечения управляемости большой территорией и многочисленным населением. Как же в таком случае справляются с этой задачей в США, Индии, Бразилии, других крупных федеративных государствах? И в России тоже неплохо решали эту задачу, пока не появились революционеры 17-го и 90-х годов прошлого столетия. Да и сегодняшние лидеры несистемной оппозиции вместо конструктивной критики власти предпочитают действовать революционными методами. В угоду своим политическим амбициям они игнорируют такие важнейшие принципы правового государства, как верховенство Конституции и обязанность соблюдать ее нормы, легитимность публичной власти, осуществление своих прав и свобод не нарушая интересов других лиц, взаимосвязанность прав и обязанностей, независимость суда и т.д. Для них вообще чуждо понятие правового государства и о нем вспоминают лишь при решении своих политических задач.
К числу основных достоинств действующей Конституции относится то, что уже во второй ее статье устанавливается признание человека, его прав и свобод высшей социальной ценностью, а их защита – обязанностью государства, всех органов власти. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина предусматривается в ряде статей Конституции. Так, согласно ст. 18 они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов власти. А включение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации в нашу правовую систему дает каждому гражданину возможность защиты своих прав и свобод и наднациональными органами, в частности, Европейским Судом по правам человека.
Вполне очевидно, что ценность Конституции определяется не только ее содержанием, но, что еще важнее, практической реализацией, а это в решающей степени зависит от уровня политико-правовой культуры народа и власти. К сожалению, с этим как раз у нас дело обстоит далеко не лучшим образом. Как следствие, вся история России показывает, что с зарождением ростков демократии очень скоро появлялись различного рода злоупотребления, а правовой нигилизм приводил к политическому экстремизму. Достаточно вспомнить, как много демократически избранных руководителей не устояли перед соблазном безнаказанного казнокрадства, вымогательства, коррупции. Если не искоренить указанные и другие негативные явления, нас ожидает незавидная судьба и печальный финал могущественных в прошлом империй. Для сохранения своего Отечества, надо начинать с укрепления законности, обеспечения неотвратимости ответственности в случае отступления от Закона, за злоупотребление властью и, тем более, за совершенные преступления. Законодательное обеспечение, начиная с Конституции, для этого давно уже есть. Однако, чтобы Закон работал, чтобы ему следовали все – от простого гражданина до высокопоставленных чиновников, необходимо добиться безукоризненной деятельности правоохранительных, судебных и всех других органов власти, но, в то же время, нужны и собственные усилия по соблюдению законности.
В Конституции упор делается на права и свободы человека и гражданина, однако аксиомой правового государства является положение о том, что не бывает прав и свобод без обязанностей. Еще древнеримский оратор и государственный деятель Цицерон написал трактат «Об обязанностях», в котором отметил, что любой области жизни и деятельности соответствуют свои обязанности, в исполнении которых и состоит нравственный смысл жизни. Особое развитие получил этот вопрос в последние три-четыре столетия. Сегодня об обязанностях говорится в конституциях всех государств. В ст.15 Конституции РФ закрепляется, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В этой связи хотелось бы напомнить о колоссальном значении знания Основного закона в преодолении правовой неграмотности. Его нормы и ценности, как отмечает Президент РФ В.В. Путин, должны быть известны и понятны каждому, работа по их разъяснению должна быть постоянной и системно организованной. Более того, 4 июня 2011 г. Президентом утверждены «Основы государственной политики России в сфере правовой грамотности и правосознания граждан», предусматривающие изучение Конституции, которую в печати называют Гражданской Библией, а на деле в общественном сознании она таковой еще не стала. Именно незнание Конституции является одной из причин расхождения между конституционно установленными нормами и социальной реальностью. Не случайно многие специалисты правильно предлагают заменить в школах предмет «Обществознание» на обязательное изучение Конституции, а для абитуриентов, желающих стать юристами, знание Конституции установить в качестве обязательного экзамена. Напомню, что в 1918 году V Всероссийский съезд Советов поручил народному комиссариату просвещения РСФСР «ввести во всех без изъятия школах и учебных заведениях изучение основных положений Конституции, а равно их разъяснение и истолкование».
Эта задача актуальна и сегодня, поскольку знание, признание и соблюдение Конституции – важнейшие составляющие успешного формирования правового государства, развития нашей страны в демократическом направлении, сохранения многонационального российского народа. Чтобы обеспечить необратимость этих процессов, всем нам необходимо научиться жить по Конституции, строго следовать ее букве и духу.
 

P.S. В фонд организаторам акции «За лучшую научно-публицистическую статью, посвященную 20-летнему юбилею Конституции России»

 

А.М.Цалиев, Председатель Конституционного суда Республики Северная Осетия-Алания, д.ю.н., профессор, Заслуженный юрист РФ

"РФ-сегодня"

14.05.2013

Добавить комментарий по данной статье.
Ваш комментарий


( 8 + 10 ) =
Комментарии к статье
Нет комментариев к данной статье. Вы будете первым! Заранее благодарим.

ТОП-10 - рейтинг публикаций сайта журнала "РФ-сегодня"