ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ — ПАРЛАМЕНТА РФ
Cервер органов государственной власти
НАШИ УЧРЕДИТЕЛИ

В НОМЕРЕ
№ 4 апрель 2017 г.
РУБРИКИ ЖУРНАЛА

polosa
СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА


Все спецвыпуски стрелка
polosa
ОФИЦИАЛЬНО

Все документы стрелка
ПОЗДРАВЛЯЕМ 

Все поздравления
МИРОВАЯ МЫСЛЬ
СОБЫТИЯ

26.04.2017
Все события стрелка
polosa
КРЫМ

26.04.2017
Все статьи стрелка
polosa
СТАТЬИ

Все статьи стрелка
ПАРТНЕРЫ


polosa
polosa
polosa
СТАТЬИ
Поделиться с друзьями:

Собственность государства: надежно защищать и эффективно использовать

Автор: Ю.И. Мхитарян,
д.э.н., академик Международной академии информатизации,
член Экспертного Совета по связи при Комитете экономической политики Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации,
член Экспертного Совета по градостроительной деятельности при Комитете Госдумы по земельным отношениям и строительству, председатель Подкомитета по защите деятельности СРО стройкомплекса Национального объединения строителей (НОСТРОЙ)
 
 
Компенсационные фонды саморегулируемых организаций стройкомплекса (КФ) являются собственностью государства и основной формой имущественной ответственности СРО перед третьими лицами при выполнении работ на объектах капитального строительства.
Действующее законодательство пока не обеспечивает сохранность и доступность КФ при банкротстве банков. Внесение изменений в законопроект № 612004-6 позволит изменить ситуацию и обеспечит сохранность 70 млрд. руб., которые составляют объем КФ стройкомплекса, для решения государственных задач.
 
Обеспечение безопасности в Российской Федерации регулируются общим федеральным законом «О безопасности» от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ, определяющим основные положения и содержание деятельности органов власти на всех уровнях и во всех сферах деятельности.
Основные принципы обеспечения безопасности:
1.      Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.
2.      Системность и комплексность применения организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности.
3.      Приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
4.      Взаимодействие органов власти на различных уровнях управления с общественными организациями, гражданами в целях обеспечения безопасности.
 
Содержание деятельности по обеспечению безопасности в соответствии с законом включает в себя:
- прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;
- определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;
- правовое регулирование в области обеспечения безопасности;
- разработка и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности;
- применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
- организация научной деятельности в области обеспечения безопасности;
- координация деятельности органов власти на различных уровнях управления в области обеспечения безопасности;
- финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;
- осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством и т.д.;
 
Правовое регулирование в области безопасности в строительной сфере обеспечивается созданной государственной властью обязательной системой саморегулирования организаций стройкомплекса на основе 23 императивных норм. Цели этой системы заключаются в обеспечении безопасности объектов капитального строительства при выполнении работ в области изысканий, проектирования, строительства для предотвращения нанесения вреда человеку, его здоровью, жизни и деятельности.
Во многих странах мира государство посредством законодательных норм наделяет предприятия и организации определенными полномочиями для реализации государственных задач. За счет этого экономятся средства госбюджета, на решение государственной задачи мобилизуются дополнительные ресурсы. Привлечение негосударственных структур позволяет решать задачи на качественно новом уровне, с более высокой производительностью труда, уменьшением коррупционной составляющей.
Для достижения установленных Конституцией Российской Федерации целей государство имеет право формировать и требовать соблюдение юридических норм. В системе саморегулирования строительной отрасли государство специальной экономической мерой в целях обеспечения безопасности и устранения угроз безопасности определило имущественную ответственность в виде компенсационных фондов как основную форму ответственности бизнеса перед потребителями, третьими лицами.
Компенсационные фонды формируются членами саморегулируемой организации. В соответствии с законом юридические лица и предприниматели не имеют права вернуть средства компенсационного фонда, а саморегулируемая организация и национальное объединение не имеют права ими пользоваться для осуществления своей хозяйственной деятельности.
В соответствии с законом саморегулируемая организация обязана размещать средства компенсационного фонда в российских кредитных организациях, а Банк обеспечивает сохранность средств и доступность их для саморегулируемой организации в 10-дневный срок при возникновении необходимости возмещения вреда третьим лицам. Причем средства компенсационного фонда передаются в банк на хранение, но не в собственность.
В числе требований к банкам законодатель статьей 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязал обеспечение сохранности и доступности средств КФ при возникновении необходимости возмещения вреда в результате работ на объектах капитального строительства.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации только собственник может по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия. Только государство, как собственник, может законодательным актом определить, какие действия совершать с этим имуществом, как им пользоваться, кому передавать или не передавать в доверительное управление.
За пять лет функционирования системы саморегулирования стройкомплекса сохранность государственной собственности в российских кредитных организациях, составившая 70 млрд. рублей, должным образом обеспечивалась. В связи же с участившимися случаями банкротства банков доступность этих средств для саморегулируемых организаций оказалась невозможной, а определенный способ сохранения на депозитах в банках стал недостаточным для предотвращения уменьшения размеров государственной собственности.
В соответствии с еще действующим Федеральным законом от 25.02.1999 г. №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» из конкурсной массы исключается имущество клиентов, принятое и (или) приобретенное кредитной организацией за их счет по договорам хранения, договорам доверительного управления. При этом средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций строительной отрасли, размещенных в депозитах (депозитных сертификатах) российских кредитных организаций, в этом перечне нет.
Исключение имущества собственника, переданного на хранение, из конкурсной массы – единственный путь обеспечения его сохранности. Поэтому компенсационные фонды саморегулируемых организаций стройкомплекса, как собственность государства, могут быть сохранены только в том случае, если в соответствии с ч.2 ст.50.35 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» будет расширен перечень имущества, исключаемого из конкурсной массы путем включения «средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций строительной отрасли».
Наступило время государству ликвидировать юридический пробел по обеспечению сохранности принадлежащей ему собственности в виде средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций и с большей эффективностью для страны применить принадлежащие ему ресурсы.

"РФ-сегодня"

01.12.2014

Добавить комментарий по данной статье.
Ваш комментарий


( 9 + 10 ) =
Комментарии к статье
10.12.2014  10:12 СРО НП ЕМСО
считаем, что данный документ крайне актуален и своевременен. Его принятие позволит оперативно реагировать на основные тенденции в строительном и банковском секторах, а также обеспечить своеобразный финансовый иммунитет участникам рынка.В свете продолжающегося отзыва лицензий у российских банков возникла необходимость законодательно закрепить особый статус компенсационных фондов, тем самым обеспечить сохранность и защиту денежных средств сотен тысяч строительных компаний, а также укрепить гарантии имущественной ответственности СРО перед третьими лицами при выполнении работ на объектах капитального строительства.
10.12.2014  09:58 Владимир Иванович
09.12.2014 года 18-00 Владимир Арцыбашев НП "СРО "ОПК и КО".
Есть все основания надеяться, что если Государство обязало саморегулируемые организации стройкомплекса размещать средства компенсационных фондов в Российских кредитных организациях с целью обеспечения сохранности и увеличения размеров, то оно и обеспечит их сохранность путем внесения необходимых изменений в действующее законодательство для недопущения неисполнения конституционных норм прямого и непосредственного действия, которые устанавливают удовлетворение требований кредиторов (саморегулируемых организаций) при отзыве лицензий российских кредитных организаций или их банкротстве производить вне очереди за счет конкурсной массы до осуществления выплат по текущим платежам кредитной организации.  (mailto:kurskproject@yandex.ru)
08.12.2014  15:28 Ирина Умеренкова, НП "СРО "СДСКО"
Ситуация крайне парадоксальная. Деньги строителей размещались в кредитных организациях (банках) под достаточно низкие проценты, особенно в надежных банках с участием государства, а кредиты тем же строительным организациям выдавали и выдают, в том числе и из денежной массы компенсационного фонда, сосредоточенной в банке, но под проценты в два или три раза более, чем размещенные в депозиты. То есть деньги строителей работали и работают на развитие банковского сектора, но не строительной отрасли. Наилучший результат – это создание механизма не отъема денег у СРО для банковской сферы, а содействие развитию строительной отрасли, являющейся локомотивом экономического развития страны. Как вариант, который уже неоднократно предлагался – это обеспечение банковских гарантий при участии в торгах членов СРО. Понимаем, что это уже следующая законодательная инициатива.
Относительно законопроекта ФЗ №612004-6: ПОЛНОСТЬЮ ПОДДЕРЖИВАЕМ. НП «СРО «СДСКО» выступало с предложением об исключении из конкурсной массы средств компенсационного фонда СРО еще в феврале 2014 г., а в октябре 2014 г. Курская областная Дума поддержала законодательную инициативу Воронежской областной Думы по вышеуказанной проблеме.
P.S. Удивительно, что государство предусмотрело ответственность за причинение вреда строителями путем создания компенсационных фондов с размещением в банках и не урегулировало сохранность этих денег в банках путем создания тех же компенсационных фондов банков или расширения полномочий агентства по страхованию вкладов, в т. ч. и для юридических лиц в части средств компенсационного фонда.
05.12.2014  16:26 НП "СРО "СКВ"
В Градостроительном кодексе РФ не определен правовой статус денежных средств, составляющих компенсационный фонд саморегулируемой организации. Заслуживает внимание тот факт, что в силу особо статуса компенсационного фонда следует определить законодательно, во-первых, ответственность лица и (или) лиц, принимающих решение о размещении денежных средств компенсационного фонда в том или ином банке, во-вторых, включить денежные средства компенсационного фонда в перечень имущества, исключаемого из конкурсной массы в случае банкротства кредитной организации.
05.12.2014  00:45 Ирина
Дельная статья, бывают же такие умные люди и дельные вещи пишут. Парламентарии должны учится, а не выдумывать высосанные из пальца предложения.
04.12.2014  14:11 Максим, СРО "МОЛО"
Полностью поддерживаю изложенную позицию. Спасибо автору.
Компенсационный фонд СРО обязательной системы саморегулирования, размещенный на депозитных счетах кредитных организаций, – это не обычный депозит юридического лица, а депозит имеющий специальный правовой статус. Средства такого компенсационного фонда представляют собой обособленное имущество (консолидированные средства членов СРО), не принадлежащее ни СРО, разместившей в предусмотренном законодательством порядке средства компенсационного фонда (так как это средства, уплаченные членами СРО в силу требований закона), ни кредитной организации, где указанные средства размещены.
Таким образом, СРО является своего рода доверительным управляющим в отношении таких средств и лишь обеспечивает их сохранность, способствует их увеличению (за счет начисления процентов по депозитам) и вправе расходовать их в строго определенных законом пределах (для обеспечения солидарной имущественной ответственности по обязательствам членов СРО за причинение вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица, являющихся потребителями строительных работ).
03.12.2014  16:30 А. Никулин
К сожалению очень многие просто не понимают, что трактовать законы нужно однозначно. Ст.55.16 Град кодекса РФ закрепляет,что СРО обязаеа разместить средства комп. фонда только в депозитах(или депозитных сертификатах) кредитных организаций(лицензию на деятельность которым от имени государства выдает Банк Росии) которые и должны обеспечивать их сохранность Но Арбитражные суды однозначно выносят ВЕРДИКТ: Сохранность этих средств при банкротстве банков закодательно не определена Как же так? Значит нужно срочно! вносить изменения в законодательство о банкротстве, предусматривающее сохранность Компенсационных фондов СРО. Это придаст уверенности,что у нас ЕСТЬ КОНСТИТУЦИЯ.
02.12.2014  10:26 Матвей
Спасибо автору за четкую и ясную позицию, за конкретную детализацию правовых норм и правил.

ТОП-10 - рейтинг публикаций сайта журнала "РФ-сегодня"