ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ — ПАРЛАМЕНТА РФ
Cервер органов государственной власти
НАШИ УЧРЕДИТЕЛИ

В НОМЕРЕ
№ 05 май 2017 г.
РУБРИКИ ЖУРНАЛА

polosa
СПЕЦВЫПУСК ЖУРНАЛА


Все спецвыпуски стрелка
polosa
ОФИЦИАЛЬНО

Все документы стрелка
ПОЗДРАВЛЯЕМ 

Все поздравления
МИРОВАЯ МЫСЛЬ
СОБЫТИЯ

16.05.2017
15.05.2017
12.05.2017
Все события стрелка
polosa
КРЫМ

12.05.2017
11.05.2017
Все статьи стрелка
polosa
СТАТЬИ

Все статьи стрелка
ПАРТНЕРЫ


polosa
polosa
СТАТЬИ
Поделиться с друзьями:

Бесценный ресурс российской глубинки

Перед тем, как отправиться в очередную поездку, участники проекта «Настоящая Россия» обычно идут на Арбат, устраивая там самодеятельный опрос. Вопрос один: знаете ли вы, где находится… и следует название одного из малых российских исторических городов с населением от 10 до 70 тысяч жителей и с сохранившимися традициями – архитектурными, этническими, даже кулинарными. Шилово, Одоев, Белев, Чернь… да много их. Знают ли о них сторонние люди? Ответом, вы, наверное, догадываетесь, бывает, чаще всего, недоуменное пожатие плечами.
Но Чистополь – исключение. Арбатские старушки о нем слышали! Поймете, почему.
 
Город с литературной судьбой
Исключительной стала и сама чистопольская поездка. В составе некоммерческого проекта «Настоящая Россия», придуманного и организованного московским журналистом Юрием Щегольковым, мы прибыли сюда не как обычно – предупредив только областную администрацию. Она, кстати, как правило, и подсказывает «адрес»: есть интересный городок – помогите его «раскрутить», сделав привлекательным для туристов. На профессиональном языке это называется «турбрендинг», чем, собственно, и занимаются эксперты и журналисты, вошедшие в проект: гуляют по городу, заглядывают в музеи, храмы, интересуются народными промыслами. И, конечно, инфраструктурой: где переночевать, где сносно поесть? Вернувшись в Москву, анализируют впечатления, публикуя их в тематических. И возвращаются в город на финальную сессию со своими рекомендациями: что может сделать брендом города, как его лучше «подавать», где искать инвестиции.
В Чистополе придумывать туристический бренд нет нужды. Он и так имеется. Это – русская литература времен Великой Отечественной войны. В этом типичном купеческом городке начала XIX века с 144 памятниками истории и культуры в октябре 2014 года прошла конференция, посвященная идее нового маршрута «Чистополь – город великой русской литературы». На нее, собственно, «Настоящую Россию» и пригласили. Потому что речь фактически велась о том, как сделать этот несомненный бренд туристическим – как привлечь сюда туристов.
Надо ли объяснять, для чего в живущий своей, казалось бы, закрытой жизнью городок завлекать толпу неугомонных, норовящих все потрогать руками, попробовать на вкус людей? Туризм – это деньги в местный бюджет, это новые рабочие места, фактически «кислород» для города. А ведь порой не хватает средств на простенький косметический ремонт фасадов центральной улицы.
В Татарстан, в небольшой город Чистополь осенью 1941 года были эвакуированы лучшие силы советской литературы – около 200 писателей и поэтов. Среди них – Борис Пастернак, Василий Гроссман, Арсений Тарковский, Константин Тренев, Константин Федин, Лев Ошанин, Евгений Долматовский, Леонид Леонов, Михаил Исаковский, Николай Асеев. Бывали тут и Анна Ахматова, Марина Цветаева.
– Иным российским городам еще предстоит определиться в поиске своего туристического бренда, – сказал, приветствуя участников конференции, член Совета Федерации Ильдус Ахмедзянов. – Для вас же сама эпоха создала предпосылки называться городом великой русской литературы.
Более ста чистопольских зданий связаны с именами отечественных литераторов. В доме, где занимал маленькую комнатенку Борис Пастернак, сегодня создан прекрасный, любовно пестуемый сподвижниками музей поэта. В здании неподалеку жил друг Бориса Леонидовича и, по мнению ряда литературоведов, прототип главного героя романа «Доктор Живаго», хозяин здешнего литературного салона и организатор писательских вечеров, местный доктор Дмитрий Авдеев. На некоторых домах – мемориальные доски с именами других писателей. В интернате для писательских детей нашли приют тогда юные Тимур Гайдар, Георгий (Мур) Эфрон, Алексей Баталов.
Туристы сюда прибывают и сейчас – водным путем или на автомобилях. К тому же, всего в 100 километрах аэропорт Казани. Но за весь прошлой год Чистополь посетило только около 25 тысяч туристов, и это были, в основном, экскурсанты, все больше круизные, прибывающие на 3-4 часа. Мало! Чтобы было их больше, надо разработать реальный литературный туристический маршрут, а возможно, и не один, сформировав местные турпродукты.
 
По ком молчит колокол
Хоть и многое объединяет малые российские города, да судьба у каждого – своя.
Колокольню на въезде в Венёв, что в Тульской области, до сих пор считают символом города. Хотя 75-метровое «тело» колокольни разбито и замусорено. И колокол молчит, поскольку нет его, колокола. В XIX веке колокольня была частью Николаевской церкви. Однажды, в 1834 году, она, еще недостроенная, чуть не сгорела дотла – пожар тогда охватил весь Венёв. Город, а вместе с ним и церковь восстановили только к 1860 году. Но в советское время храм уничтожили уже люди.
Специалисты считают, что в облике колокольни просматривается баженовский стиль. Так ведь сам великий русский зодчий, автор Царицынского дворца и Пашкова дома, здесь, в Венёве, и похоронен: была из этих мест родом его вторая жена, вот он и завещал сюда свой прах перенести. Правда, скончался Василий Иванович в 1799 году –  еще до начала строительства церкви. И его архив затерялся. Но вдруг в начале XIX века у одного из венёвских купцов «нашелся» готовый проект храма с колокольней. Проект очень по-баженовски исполненный. И… анонимный.  Оригинал того проекта сейчас в Тульском архиве. На нем действительно нет авторского автографа. Лишь странная подпись: «Искусственный архитектор». Купечество российское всегда хитрецой отличалось. Нам же теперь остается лишь домысливать.
Но только ли об этом мог бы рассказать венёвский колокол? Много занятного в истории маленького городка. В краеведческом музее есть, например, раздел, посвященный местному дворянину Сергею Владимировичу Озерову. Его журнал, посвященный охоте, читала вся Россия. Был колокол свидетелем и судьбы другого здешнего помещика Николая Петровича Черносвитова, чья жена – родственница Пушкина, а сыновья поэта Александр Александрович и Николай Александрович подолгу гостили в усадьбе Черносвитовых. Выросла в этих краях и Зинаида Волконская, дочь венёвского дворянина Белосельского-Белозерского, – та самая, что вела впоследствии литературные салоны в Риме и в Москве. Венёвская усадьба Волконской почти сохранилась, только вот без крыши. Ждет тут восстановления и усадьба фон Мекков – знаменитых железнодорожных магнатов. Из по-своему знаковых фигур и братья Ржевские. Один – отважный офицер, второй – шутник и балагур. В сумме, как тут считают, сложился образ поручика Ржевского – героя анекдотов «на грани фола».
Восстановить Никольскую колокольню, сделав ее главным туристическим брендом города, венёвцы пытались. Местный энтузиаст-краевед Денис Махель рассказывает, что был даже создан специальный фонд. Но собрали всего 10 тысяч рублей: не проникся народ. И все же в рамках Федеральной программы «Культура России» удалось получить грант – 3,5 миллиона рублей на проектные работы. Да, их стоимость раза в два выше, а само восстановление колокольни потребует минимум 28 миллионов. Но начало положено! Хорошо бы и бизнесмены, выходцы из Венёва, живущие сейчас в столицах, помогли.
После приезда сюда прошлой зимой бригады «Настоящей России» сформулировалась общая идея – выпекать на местном хлебзаводе фирменную булочку-венёвку. Ее уже производят. Спросом пользуется! Маленький, но тоже бренд. Обратили внимание на Венёв столичные и тульские туроператоры. «Не поверите, но турпоток в наш город всего за полгода вырос на 30 процентов!» – сообщил мне Денис при недавней встрече.
 
Мечты о гончарном ренессансе
История Скопина, рязанского городка с 28 тысячами жителей, восходит к XII веку, а упоминание о нем как о посаде на реке Вёрде, относят к 1629 году. Сегодня это с обвалившейся штукатуркой все еще красивые фасады, дороги, на которых вдруг машина ощущает себя несостоявшимся авиалайнером, идущим «на взлет».
В краеведческом музее вам расскажут, что город со средних веков был известен своей арсенальной мощью. По описи 1688 года здесь значилось полтора десятка пушек, три кованые пищали, 112 мушкетов, 27 бердышей, 127 пудов пороху, 45 пудов свинца, 500 железных ядер, 100 средних и 70 малых. И что именно из скопинских дубов царь Петр строил российский флот. Покажут и портреты 30 Героев Советского Союза, других знаменитых уроженцев этих мест – философа Павла Розанова, драматурга Александра Афиногенова, композитора Анатолия Новикова, маршала Сергея Бирюзова. Слышат обычно эти рассказы и редкие заезжие туристы.
Понятно, почему редкие: в базах столичных туроператоров Скопин не значится. Добираться сюда из Москвы на машине 4 часа. Останавливаться же на ночлег я бы не порекомендовал. Единственная гостиница «Вёрда» выглядит обшарпанной общагой с 13 комнатенками без удобств.
Были когда-то в Скопине традиции гончарного ремесла и кружевоплетения. Последняя, однако, практически вымерла. А вот гончары тут и сейчас замечательные! Правда, фабрика «Скопинская художественная керамика» и Музей гончарства существуют пока как бы обособленно. У хозяев первой свои задачи – бизнес. А музейщики служат искусству, собирая его образцы не только от местных мастеров, но еще и из разных стран мира. Раз в несколько лет в Скопине проходит Международный гончарный фестиваль. Его участники прибывают не только из России, но и из Белоруссии, Украины, Молдавии, а также из Болгарии, Польши, Монако, Дании. Каждый конкурсант, по условиям программы, оставляет музею хоть одну свою работу. Вот так коллекция и сложилась! Только тесно ей: музей – всего две комнаты.
Да и фестиваль проводится в среднем раз года в три – когда деньги удается найти. Быть бы ему ежегодным да с красивой рекламой… Чем не событие, способное привлечь туристов? Конечно, потребуется позаботиться и о местах размещения гостей, и о том, чтобы фасады городских зданий хоть подкрасить. Но ведь многие российские городки даже и мечтать не могут о столь яркой точке отсчета для событийного туризма.
 
Клюква вызревает к холодам
В том, что турбренды могут быть самыми разными, участники проекта «Настоящая Россия», убеждались неоднократно. В Весьегонске Тверской области решили сделать брендом напитки из северной ягоды – клюквы. Первый Фестиваль клюквы состоялся здесь этой осенью. Посвящен он был 100-летию здешнего винзавода. Праздничные гуляния собрали много народу, и не только местного – было немало машин с московскими, питерскими номерами.
Инициативу проявил местный бизнес, а ягодные традиции этого края вообще-то берут начало с XVI века, когда тут начали производить клюквенные вина и морсы. В 1914 году купцом Ефремовым был создан винзавод. Пик популярности здешних напитков пришелся на 1937-1961 годы: в то время ежегодно перерабатывались десятки тонн сырья. С 2007 года ОАО «Весьегонский винзавод» возрождается силами компании Creative Wine. Объем продукции пока поменьше, но популярность она уже успела завоевать: местные ягодные напитки легки и с живым вкусом.
Получив «клюквенный» бренд, город стал развиваться. Сейчас в нем три гостиницы, включая принадлежащий заводу отель «Порт Весьегонск» на 43 места. Он расположен на красивейшем берегу реки Мологи, левом притоке Волги, рядом с заводским же яхт-клубом и пристанью, куда с 2009 года все чаще причаливают круизные теплоходы. Близость Рыбинского водохранилища делает эти места очень привлекательными для отдыха. Это прекрасно понимают и на предприятии, в котором даже создан отдел туризма. В 2012 году завод получил статус туроператора. Приезжают и автобусные туры из Москвы, Череповца, Ярославля, Твери.
– Возрожденное производство в Весьегонске отлично работает на репутацию города, – убежден Андрей Епишин, председатель законодательного собрания Тверской области. – Сюда потянулись инвесторы. Вкус весьегонской клюквы – во всех смыслах этого слова – распробовали туристы не только из нашей области, но и и Москвы и Санкт-Петербурга.
В ходе фестиваля прошел круглый стол по проблемам малых российских исторических городов, организованный проектом «Настоящая Россия». Ведущий эксперт Министерства экономического развития Тверской области Виктор Грибков представил собравшимся недавно разработанный туристический маршрут «На Бежецкий Верх, в Весьегонск», который уже практически подготовлен и ждет заинтересованных туроператоров и турагентов.
Словом, пора отечественному туристическому бизнесу присматриваться к малым российским городам.
 
Комментарии
Елена Канева, исполнительный директор Ассоциации малых туристических городов России, заместитель главы администрации Угличского муниципального района по туризму и международным связям:
– Небольшому городку архи-трудно в одиночку пробиться на туристический рынок. Мы объединили те города, которые, в принципе, уже позиционировались, но при этом обладают огромным импульсом к развитию: Углич, Суздаль, Азов, Дмитров, Елабуга, Кунгур, Мышкин, Тобольск. Они уже сегодня готовы принимать туристов: есть довольно развитая инфраструктура, работающие музеи, есть активные туроператоры.
С туризмом косвенно связаны многие области жизни любого города. Если суммировать, то можно с уверенностью сказать, что деньги (зарплату, доход) от развития туризма в малом городе получают в среднем до 6 тысяч человек. Это можно сравнить с огромным успешно функционирующим заводом, на котором трудится тысяч десять человек.
 
Юрий Щегольков, руководитель проекта «Настоящая Россия»:
– В малых городах России проживает 38 процентов населения страны. В каждом из них немало удивительных, исторически значимых объектов, которые могли бы стать просто подарком даже для путешественника-«гурмана».
Но самое главное, туризм для малого города – единственный способ выжить: туристы тратят деньги, принося доходы местной сфере обслуживания, а значит, и больше налогов в бюджет. Они обеспечивают занятость населения – в торговле и не только. Известно, что одна копейка, вложенная в туризм, приносит три копейки прибыли. Конечно, первые усилия всегда трудны, а тем более, когда речь идет о необходимости восстановить такие объекты культуры, истории, которые многие годы находились в запустении. Но показывает: отдача непременно будет. Туристическая история малых российских городов, я убежден, только начинается.
 
Константин Исааков
Фоторепортаж  в разделе «ФОТОХРОНИКА»

"РФ-сегодня"

27.10.2014

Добавить комментарий по данной статье.
Ваш комментарий


( 7 + 5 ) =
Комментарии к статье
Нет комментариев к данной статье. Вы будете первым! Заранее благодарим.

ТОП-10 - рейтинг публикаций сайта журнала "РФ-сегодня"