ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ — ПАРЛАМЕНТА РФ
СОБЫТИЯ

28.04.2017
Все события стрелка
polosa
КРЫМ

28.04.2017
27.04.2017
Все статьи стрелка
polosa
СТАТЬИ

Все статьи стрелка
ПАРТНЕРЫ


polosa
polosa
polosa
В СТАТЬЕ
    журнала № 4 - 2017 г.
|   Поделиться с друзьями:

Нужно выстроить новое детское информационное пространство

Политика | Безопасность в Интернете

Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества уже третий год проводит Единый урок по безопасности в сети Интернет и готовит масштабный проект по этой теме. об этом рассказывает председатель комиссии Людмила Бокова

 
В последние время широкую огласку получили случаи са­моубийства подростков, спро­воцированные через «группы смер­ти» в Интернете. Дети включаются в сетевые сообщества, где выполняют некие задания, как в квесте. Соглас­но «сценарию», они постепенно до­ходят до черты, когда самоубийство перестает рассматриваться ими как опасное и страшное действие. Имен­но тогда наши дети переходят эту черту и уходят из жизни. Правоох­ранители не могут ничего сделать, а родители устраивают в социальных сетях акции, призывающие хакеров взломать социальные сети и унич­тожить «группы смерти». Так что же таит в себе Всемирная паутина, которая теперь не только заменила реальную жизнь, но и определяет, как ребенку жить в нашем мире? 
Предлагаю вспомнить более ра­нее время и вернуться почти на де­сять лет назад. У российской моло­дежи новый культ - эмо. Подростки массово превращаются в неузна­ваемых родителями и учителями персонажей: массово облачаются в темные одежды, перекрашивают волосы в глубокий черный цвет, используют косметику мрачных тонов. Обычно участниками эмо становились девочки, которые объ­единялись в небольшие замкнутые группы. Именно тогда впервые ста­ли известны случаи ухода из жизни детей, состоящих в этих группах. Тогда же появилось понимание ос­новных причин этих самоубийств - у детей были проблемы в общении с ровесниками и с учебой. И этими проблемами им не с кем было по­делиться... Институт родительского контроля на тот момент практиче­ски отсутствовал, а в школах не бы­ло соответствующих специалистов, готовых оказать ребенку необходи­мую психологическую помощь. В эти же годы появились социальные сети, в которых дети нашли новые знакомства в огромных многоты­сячных группах самой разной на­правленности. Наряду с группами по интересам - например музы­кальным - подросток мог оказаться и в сообществах, где продвигались идеи фашизма, скрыто или явно ре­кламировались наркотики или где романтизировались суицидальные идеи.
С появлением нового культа – эмо стали известны случаи ухода из жизни детей.....
С появлением нового культа – эмо стали известны случаи ухода из жизни детей.....  
Фото КОММЕРСАНТЪ
 
... А во времена советского детства за каждого ребенка отвечали не только родители, но и школа. Были действенные инструменты обеспечения безопасности Фото Николая Кузнецова/ТАСС
 
... А во времена советского детства за каждого ребенка отвечали не только родители, но и школа. Были действенные инструменты обеспечения безопасности
Фото Николая Кузнецова/ТАСС
Потребовалось определенное количество времени, чтобы госу­дарство осознало всю опасность ситуации, а политика в области детства вышла на первый план. Тогда была принята Националь­ная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, в которой защите детей в инфор­мационном пространстве посвящен целый блок, а также федеральный закон о защите детей от ин­формации, причиняющей вред их здоровью и раз­витию. Дополнения к закону дали возможность осуществлять досудебную блокировку сайтов с информацией о детских суицидах, наркотиках и детской порнографии. Необходимо отметить, что именно законодательное регулирование позволило многократно уменьшить статистику детских само­убийств. Последующие дополнения законодатель­ства способствовали снижению риска вовлечения детей в другие опасные и противозаконные дей­ствия.
Вместе с тем государство более активно за­нялось просвещением детей. Так, Временная комиссия Совета Федерации по развитию ин­формационного общества проводит уже третий год подряд Единый урок по безопасности в сети Интернет, который представляет собой серию уро­ков, конкурсов, квестов и других мероприятий для детей, посвященных кибербезопасности. Ежегодно участниками Единого урока становятся более 12 миллионов человек, а сама практика его проведе­ния получила высокую оценку на международном уровне и даже рассматривается министерствами образования государств постсоветского простран­ства для внедрения в системы образования своих республик.
Отдельным направлением нашей работы стало проведение исследований, в которых участвуют ежегодно десятки тысяч детей. Исследования по­казывают низкий уровень цифровой грамотности детей, которые сейчас уже буквально живут в Се­ти, - около 40 процентов подростков находятся в онлайн более пяти часов в день. При этом в струк­туре их сетевой жизни большую часть занимает общение с одноклассниками и друзьями, потом игры и развлечения и только потом образование.
Я не склонна рассматривать Интернет как аб­солютное зло. Это реалия, без которой уже невоз­можно представить современный мир. Безуслов­но, сетевая зависимость - негативное явление. Но вспомните времена нашего детства: Интернета не было, но мы проводили гораздо больше времени на улице, часто бесконтрольно, и хулиганили, и лазали по стройкам, словом, делали много непозволи­тельного. При этом государство тогда уделя­ло вопросам безопасности и развития детей гораздо больше внимания. Для этого были созданы действенные инструменты. Практи­чески все дети повсеместно были вовлечены в дополнительное образование, кружковую дея­тельность, проводилась активная информационная политика по воспитанию личности, а за психологи­ческое и физическое состояние каждого ребенка от­вечали в первую очередь не родители, а школа.
Именно системная политика в области детства, охватывающая все сферы жизни ребенка, позволя­ла государству обеспечивать безопасность и разви­тие детей. Сейчас многие эксперты, учителя и ро­дители хотят вернуть эти времена, но мы должны понимать - время не изменить, а новое поколение принадлежит уже к новой формации. Мы не смо­жем вернуть старые правила, не вернув полностью старый образ жизни. Таким образом, нам, взрослым, необходимо лишь учитывать опыт прошлого и созда­вать новую государственную детскую политику, от­вечающую новым вызовам, возможностям и угрозам.
Возвращаясь к суицидам. Необходимо не толь­ко ужесточать законодательство (и я поддерживаю соответствующие поправки в УК моих коллег), но и создавать систему психологического консульти­рования и сопровождения детей, совершенствовать механизмы блокировки и ограждения детей от сай­тов и контента, которые могут им навредить, а так­же заниматься целенаправленной подготовкой де­тей к собственной защите от подобных негативных явлений. Так же четко, как знать о необходимых мерах в случае пожара дома, дети должны пони­мать, что такое секты, что такое суицидальные со­общества и чем может закончиться сетевая «игра».
При этом, учитывая советский опыт и эффек­тивность, продемонстрированные Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012­2017 годы, необходимо выстроить новое детское информационное пространство, субъектами кото­рого являются школы, СМИ, Интернет, радио, теле­видение, детские библиотеки и так далее. С целью подготовки к этому масштабному проекту в апреле этого года мы проведем парламентские слушания «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», главным итогом которых станут рекомендации о дальнейшем развитии всего сектора.
В разработке рекомендаций участвуют более 50 экспертов органов власти, бизнеса и обществен­ных организаций, а также участники Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания, в котором состоят более 10 тысяч педагогов и подростки - победители квеста «Сетевичок», которых, в свою очередь, более 3500.
Мы уже имеем определенные договоренности с Министерством связи и массовых коммуникаций и планируем включить работу по рекомендациям парламентских слушаний в план Концепции ин­формационной безопасности, а также рассчитыва­ем на проработку и включение их в план «Десяти­летия детства».    
 
Людмила Бокова
председатель Временной комиссии Совета Феде­рации
по развитию информационного общества
Добавить комментарий по данной статье.
Ваш комментарий


( 3 + 9 ) =
Комментарии к статье
Нет комментариев к данной статье. Вы будете первым! Заранее благодарим.