Стратегический прорыв

Заседание глав государств СНГ. Ашхабад. 2012 г.

СНГ еще недавно называли «клубом по обмену мнениями». В последние годы постсоветское пространство прорастает интеграционными связями. Успешно действует Таможенный союз, создано Единое экономическое пространство Беларуси, Казахстана, России. Впереди еще более трудный шаг — формирование Евразийского экономического союза... Об этом размышляет уполномоченный Правительства Украины по вопросам сотрудничества с РФ, СНГ, член-корреспондент Национальной академии Украины Валерий Мунтиян.

Убежден, складывается благоприятная ситуация, чтобы ускорить создание Евразийского экономического союза, сделать российский рубль региональной валютой. Тогда Россия сможет о себе заявить как центр-сила на Евразийском континенте. Есть все условия для качественного прорыва ее на мировой арене. Или Россия станет, как ожидают страны СНГ, центром силы и сохранит единое этно-экономическое пространство Содружества, или оно будет разорвано другими крупными блоками.

Россия в условиях громадного дефицита ресурсов, являясь сокровищницей мира, априори не может быть периферийным государством, а только одним из его центров.

Как бы ни старались зарубежные конкуренты исказить действительность и запугать нас, научные прогнозы и экспертные оценки подтверждают, что в среднесрочной перспективе не предвидится резких изменений в структуре потребляемых ресурсов. Не ожидается также масштабного сокращения роли углеводородов, металлов, химических удобрений и т. п. А в Японии, Германии, которые отказались от атомной энергетики, доля импорта традиционных углеводородов увеличится на 25-28 процентов. Поэтому Россия как мировая сокровищница природных ресурсов будет формировать большую часть своих финансовых ресурсов за счет сырьевого экспорта, одновременно наращивая рост инвестиций в инновации.

Европа не может существовать без российских ресурсов. Но удастся ли сырьевую модель экономики сразу заменить на инновационную? Нет, не удастся. Но и использовать ресурсы без инноваций сегодня расточительно и уже преступно. Поэтому на инновационных принципах должны функционировать все сферы национальной экономики, финансов и госуправления.

Начать следует с повышения стоимости и капитализации ресурсов, увеличения природной ренты, чтобы обеспечить эквивалентный обмен и получить доступ как к формированию, так и распределению мирового дохода. А для этого нужна новая денежно-кредитная и ценовая политика. Но формировать эту политику нужно не только в Лондоне и Нью-Йорке, а уже и в Москве.

Необходимо провести полную инвентаризацию финансовых и материальных ценностей, национального богатства по мировым ценам. Это позволит сохранить завоеванные ниши на мировых рынках сырья, энергоресурсов, продовольствия, машиностроения, военно-технической продукции.

Основную нагрузку в регулировании данных процессов должно взять на себя государство. Оно не может быть в стороне, когда интересы собственников превалируют над общественными. Когда олигополистическая структура производства и высокие страновые риски подталкивают к тому, чтобы сохранялась сырьевая модель российской экономики. Крупные собственники сегодня заинтересованы в вывозе за рубеж добавочной стоимости при минимизации прибыли во внутренней экономике. Необходимо выстроить принципиально иную современную финансовую модель. Без контроля государства невозможно обеспечить справедливое распределение национального дохода и защиту малоимущих слоев населения.

Нужно противостоять забрасываемым извне мифам о российской ущербности, несостоятельности, бесперспективности. Разве можно согласиться с утверждением, что Россия инвестиционно не привлекательная страна? Наоборот, у нее есть всё, чтобы стать центром финансовой и инновационной активности, одним из крупнейших рынков Евразии. Для этого Россия обладает всем необходимым. Её ждет неизбежный приток инвестиций во все сферы экономики, особенно в ее прорывные секторы.

Циклический подъем после третьей волны мирового финансово-экономического кризиса неизбежно распространится на Россию не только как на один из ключевых поставщиков сырья, а прежде всего как на государство, которое может предложить миру новую экономическую модель и новый монетарный инструмент.

По существу, сегодня в мире нет дефицита финансовых ресурсов. Очевиден их излишек — так называемое дрейфующее инвестиционное ядро уже превысило 40 триллионов долларов США. Оно пока не задействовано, потому что не может найти надежного пристанища. Убежден, что наиболее подходящей площадкой для него должно стать СНГ. Для этого, конечно, необходима соответствующая подготовка. В ней особая роль отводится Евразийскому экономическому союзу, который будет способен принять минимум 1 триллион долларов прямых инвестиций.

Откуда источники такого оптимизма?

Мощь любого государства оценивается по девяти общепринятым параметрам. Россия по трем из них — таким, как территория, природные ресурсы и вооруженные силы — является сверхдержавой. А по остальным — управлению, населению, экономике, культуре и религии, внешней политике, науке и образованию — великой державой. Нижний порог численности населения для современной сверхдержавы составляет 300 миллионов человек. Понятно, что достичь этого порога можно только со всеми государствами Содружества. Россия как великая держава способна объединить вокруг себя региональные и малые государства.

Геополитическая и геостратегическая роль России в новой системе мировых координат, ее новое позиционирование в глобальном пространстве как страны с формирующимся постиндустриальным обществом, стремящейся войти в развитый Север, растет. Она увеличивает свои вес и значение в мирохозяйственной системе.

Потенциал экономического роста России оценивается в 2-2,5 раза выше, чем в индустриальных странах. Ее реальные темпы экономического роста также будут выше, хотя и неравномерными из-за динамики мирового спроса на сырье, рецессии экономики ЕС — самого крупного на сегодня рынка для России.

Россия, как и бывший СССР, занимает лидирующее место в мире по территории, по запасам ключевых видов сырьевых ресурсов (электроэнергии, нефти, газа, леса, воды). Особое богатство — обилие питьевой воды. Напомню, из-за ее дефицита в мире гибнет в 10 раз больше людей, чем от войн и вооруженных конфликтов. Россия — самая богатая запасами полезных ископаемых страна мира. Ими она обеспечена на 50-75 лет, тогда как развитые страны всего на 15-16 лет. Отсюда и оптимизм — по мнению экспертов, Российская Федерация как одна из важнейших сырьевых экономик в международном разделении труда станет крупнейшим получателем иностранных инвестиций. Но нужны не портфельные и спекулятивные инвестиции, а реальные и реальный сектор для создания инновационных производств.

Есть громадные резервы роста за счет повышения эффективности использования ресурсов, увеличения производительности труда и уменьшения энергоемкости продукции. Общие затраты энергоресурсов в расчете на единицу ВВП в России в 4,5 раза выше (в этом случае — хуже), чем в США, в 8 раз выше, чем в странах ЕС и в 10,6 раза — чем в Японии. Соответственно Россия на единицу общих энергозатрат получает лишь 0,63 единицы ВВП, тогда как США — 2,9, страны ЕС — 5, а Япония — 6,7 единиц, то есть на целый порядок больше. Нужна общегосударственная и общенародная политика бережного отношения к национальному богатству, к окружающей природной среде.

Российские активы составляют примерно 60 процентов финансовых активов Центральной и Восточной Европы, 80-90 процентов — постсоветского пространства. Россия имеет активное сальдо торгового баланса в 200 миллиардов долларов США.

Все эти аргументы — за региональное будущее рубля. Но остаются и вопросы, без решения которых региональную валюту не создашь.

Российская экономика, чтобы стать базой одной региональной валюты, должна формировать по международным экспертным критериям не менее 5 процентов мирового ВВП. По данным МВФ за 2011 год, мировой объем ВВП по ППС составил 78,9 триллиона долларов, а России — 2,4 триллиона долларов, или 3,04 процента мирового ВВП.

Постоянно активный торговый баланс недостаточен. Сегодня подавляющая часть экспорта — сырьевые товары. Поставки машин, оборудования и транспортных средств не превышают 13-16 процентов. Сырьевая, ориентированная на вывоз ресурсов экономика не может создать устойчивую региональную валюту. Такая валюта — индикатор признания высокого уровня технологий, способности к устойчивому инновационному росту. Она может появиться только в результате глубокой модернизации экономики России. Здесь должно помочь объединение ресурсов и усилий государств Содружества. Поэтому и необходима углубленная интеграция, направленная на создание Евразийского экономического союза. Удельный вес СНГ в мире: территория — 16 процентов, население — 4 процента, ВВП — 5,1 процента. Это тот необходимый минимум, который дает возможность занять определенную нишу в мирохозяйственной системе, сохранить жизненно важное пространство, участвовать как в формировании, так и распределении мирового дохода. Выжить в сложных условиях современности, а тем более противостоять глобальным угрозам ни одной отдельно взятой стране Содружества просто не реально.

Оценка развития экономики в мире и в России позволяет сделать следующие выводы. Посткризисные темпы восстановления мировой экономики резко замедлились. После скачка в 2010 году на 5,2 процента в 2011 году мировой рост снизился до 3,7 процента. Динамика развитых стран — снижение до процента. Торможение развивающихся стран и стран с переходной экономикой было меньше: темпы снизились с 7,5 процента до 6,2 процента.

Не порадовали темпы роста мировой экономики и в 2012 году. Крайне усугубилась ситуация в зоне евро. Наиболее заметным был спад в экономиках проблемных стран — Португалии, Италии, Испании. Практически не растет экономика Франции. Исключением среди ведущих стран монетарного союза остается только Германия. Вне зоны евро спад наиболее сильно затронул Великобританию, экономика которой находится в рецессии уже 4 квартала подряд. Среди развивающихся стран более сильным, чем ожидалось, стало торможение экономики Китая.

В ближайшие годы мировая экономика будет оставаться нестабильной под влиянием роста суверенного долга развитых стран и роста стоимости обслуживания долга проблемных стран зоны евро, усиления политической нестабильности и рисков с поставками нефти из основных нефтедобывающих регионов.

Сохраняются риски сильного фискального сжатия в США, неплатежеспособности нескольких государств зоны евро и сопряженными с ними рисками, вызванными финансовыми пузырями на рынках развивающихся стран.

Объективный научный анализ мирового развития, глобальных рисков и угроз, положительного практического опыта работы Таможенного союза и Единого экономического пространства убеждает в необходимости интеграции в Евразийский экономический союз. Нам помощи ждать неоткуда — следует рассчитывать лишь на собственные силы и ресурсы. Основную роль в стратегическом прорыве должна взять на себя Российская Федерация как центр силы, а другие государства Содружества будут ей в этом помогать. Только вместе добьемся успеха — сумеем повысить безопасность государств и благосостояние граждан.

Фото «ИТАР-ТАСС»

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала



Специальный проект