Интеллектуальная трасса

Петербургский опыт интеллектуального управления Кольцевой автомобильной дорогой (КАД) необходимо распространять по всей стране. Об этом в ходе рабочей поездки в город на Неве заявил руководитель Федерального дорожного агентства Роман СТАРОВОЙТ.

Во второй половине января глава Росавтодора совершил специальный визит, целью которого стала проверка готовности введения интеллектуальной транспортной системы (ИТС) на КАД Петербурга. В ходе поездки Р. Старовойт посетил Центральный пункт управления дорожным движением на Кольцевой автодороге и Федеральное казенное учреждение «Севзапуправдор».

Осмотрев одну из главных составляющих ИТС — Автоматизированную систему управления дорожным движением (АСУДД), Роман Старовойт особо отметил, что она является пилотным проектом Федерального дорожного агентства. «Подобных систем в России пока нет. Этот инновационный опыт необходимо распространять по всей стране», — подчеркнул руководитель агентства.

Тернистый путь

Реализация проекта Кольцевой автомобильной дороги в городе на Неве затянулась на долгие четыре десятка лет. Первые упоминания о ней можно найти в Генеральном плане развития Ленинграда на 1965 год, а вот через двадцать лет о необходимости строительства «кольцевой» заговорили уже определенно. Однако Санкт-Петербург и дальше оставался в числе редких мировых городов-миллионников, не обладающих транспортным обходом. Неразбериха 90-х годов прошлого века внесла существенные коррективы в столь важное строительство.

Напомним, что к тому времени существовала Европейская программа создания интермодальных транспортных коридоров, три из которых должны были найти свое продолжение в Российской Федерации. Для нашей страны это стало возможностью воплощения давней идеи создания автомоста между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Соответственно повышалась и актуальность строительства КАД в Петербурге, которой суждено было стать ключевым звеном одного из международных транспортных коридоров и вывести Северо-Западный регион России на международный логистический рынок. Со временем Петербургская КАД стала не только важной транспортной артерией государственного значения, но и местом «пилотного» опыта построения сложных инженерных сооружений инфраструктуры.

«Умная» дорога

Цели реализации любой интеллектуальной транспортной системы, это справедливо и для КАД, — улучшение безопасности движения и увеличение пропускной способности дорожно-транспортной сети, что по эффекту сопоставимо с расширением магистралей за счет строительства дополнительных полос. Именно поэтому разработка системы автоматизированного управления дорожным движением для кольца велась параллельно с проектированием и строительством самой трассы.

Для улучшения безопасности движения и увеличения пропускной способности дорожной сети на основе упорядочения транспортных потоков была разработана и реализована Интеллектуальная транспортная система. Важным шагом на пути достижения амбициозной цели стали разработка и внедрение Автоматизированной системы управления дорожным движением, впитавшей в себя лучшие мировые образцы. Ныне она включает в себя целый ряд подсистем, необходимых для регулирования движения на первой для города скоростной автомагистрали. Это и подсистема управления дорожным движением на трассе и развязках, и подсистема сбора информации о характеристиках автопотоков, и широчайшая сеть многофункционального видеонаблюдения, и подсистема аварийно-вызывной связи, а также приборы сбора метеорологических данных.

Проект АСУДД для питерской кольцевой был утвержден в 2002 г. Уже в следующем году начались работы, пик которых специалисты относят на 2007-й. Изначально базовая концепция проекта была выполнена на основе оборудования Siemens, однако в процессе реализации претерпела изменения. Коррекция планов была обусловлена, прежде всего, стремительно меняющимися реалиями в отрасли. Так, в настоящее время «интеллект» КАДа получает и передает информацию по оптоволоконной связи. Это позволило в разы повысить скорость и объемы передачи по отношению к расчетным показателям. При этом проект дополнили возможностью взаимодействия с другими аналогичными системами, например, для строящегося Западного скоростного диаметра (ЗСД) и федеральных автодорог.

В настоящее время основными источниками информации на КАД стали электронные табло, размещенные на автомагистрали с шагом в несколько километров. На них в режиме on-line отображаются сведения о меняющейся обстановке на полосах, прежде всего о ближайших пробках и ДТП, а также состоянии дорожного покрытия плюс погодные данные. За состоянием всей ситуации следят многочисленные видеокамеры.

Помимо видимых атрибутов «умной» дороги в комплекс входят и не заметные для водителей датчики, например, вмонтированные в дорожное покрытие и определяющие его состояние. Но, пожалуй, самый главный элемент Автоматизированной системы управления дорожным движением располагается вне зоны досягаемости автомобилистов.

Мозг и сердце АСУДД

Управление всей многоуровневой системой на кольце осуществляется из специально построенного здания Центрального пункта управления (ЦПУ), расположенного возле одной из развязок КАД. По своей оснастке пятиэтажное здание вполне может претендовать на то, чтобы стать Центром управления ИТС федеральной сети дорог Северо-Западного региона.

В диспетчерском зале центра перед видеостеной, состоящей из 72 секций, располагается восемь автоматизированных рабочих мест. Одновременно в зале работают старший диспетчер и четыре диспетчера АСУДД КАД, каждый из которых отвечает за свой участок «умной» дороги. Также в здании располагаются аппаратная, серверная с семью стойками для оборудования, зал совещаний и технические службы.

Как рассказывает директор ФКУ «Дирекция по строительству транспортного обхода города «Санкт-Петербург» Вячеслав Петушенко, в здании ЦПУ, спроектированном специалистами «ПрофИнженерСтроя», размещено серверное оборудование с программным обеспечением, обрабатывающим поступающую от периферийных технических средств информацию и на основе математических алгоритмов вырабатывающих управляющие воздействия. Система может работать в ручном, автоматизированном и автоматическом режимах.

«Находящиеся круглосуточно в операционном зале специалисты по организации дорожного движения наблюдают за обстановкой на экранах и при необходимости принимают соответствующие управленческие решения», — говорит он.

Участки КАД первой и второй очереди оснащены опорами П-образной формы, которые оборудованы камерами видеонаблюдения, метеостанциями, датчиками контроля скорости и подсчета автомобилей. Вся эта информация обрабатывается при помощи программного обеспечения и выводится на табло переменной информации, в том числе предупреждая о пробках на трассе. Помимо информирования водителей система может в автоматическом режиме направлять рекомендации обслуживающим организациям о том, каким составом необходимо обрабатывать дорожное покрытие в зависимости от температуры воздуха и его состояния.

Чтобы дать нашим читателям возможность оценить всю сложность и масштабность реализуемой задачи по обслуживанию Автоматизированной системы управления дорожного движения КАД, Вячеслав Петушенко привел несколько цифр: «Общая протяженность Кольцевой автодороги Петербурга составляет 115 километров. Это 4,5 миллиона квадратных метров проезжих частей, 25 многоуровневых развязок, больше 800 километров барьерного ограждения, порядка 1700 мачт линии освещения».

По оценкам специалистов, техническая оснащенность автодороги на сегодняшний день самая насыщенная в стране, количество объектов инфраструктуры огромно.

Не КАДом единым...

В Дирекции по строительству транспортного обхода города уверяют, что кольцевая имеет потенциал для развития. Так, по расчетам проектировщиков, к 2015 году, когда на полную мощность заработает новый порт в Усть-Луге (Ленинградская область), могут возникнуть проблемы на автомагистрали. Поэтому уже сейчас ставится вопрос о том, что КАДу необходимы определенные инфраструктурные дополнения. В первую очередь речь идет о «хордах», перехватывающих транзитные потоки на подходах.

А это значит, что потребует развития и АСУДД. Более того, уже сегодня проводится ее интеграция с системами, располагаемыми на прилегающих трассах. Так, в прошлом году к единой автоматизированной системе была подключена автодорога на Петрозаводск через Приозерск и Сортавалу. Планируется подключить к уже действующей интеллектуальной транспортной системе примыкающие к КАД Петербурга дороги. Первыми будут включены трассы, находящиеся в управлении «Севзапуправдора». Пусконаладочные работы по подключению их к ИТС начнутся совсем скоро, в апреле текущего года, так что уже нынешним летом федеральные трассы Северо-Запада могут стать общей компонентой «умной» системы.

Таким образом, на важнейших транспортных артериях, обеспечивающих связь Петербурга с Центральным регионом и Северо-Западом, будет достигнута главная цель любой АСУДД — снижение временных задержек, увеличение скоростей, повышение безопасности.

Пока же пристальным вниманием АСУДД полностью охвачена Кольцевая автодорога. По словам Вячеслава Петушенко, окончательно автоматизированная система будет введена в строй в апреле текущего года. Это позволит повысить пропускную способность автомагистрали, снизить заторы, повысить безопасность дорожного движения, сократить расход топлива и негативное воздействие на экологию. Впрочем, уже сегодня Автоматизированная система управления дорожным движением за короткий срок показала высокие результаты своей работы: на кольцевой значительно снизилось количество аварий (на 30%) и уменьшилось количество нарушений ПДД в 4 раза, повысилась эффективность обслуживания трассы.

Все это, вероятно, и позволило главе Росавтодора Роману Старовойту положительно оценить пилотный проект петербургских инноваций, поставив его в пример другим регионам Российской Федерации.

Евгений МАЛИНИН, Денис НИКОЛАЕВ, г. Санкт-Петербург

СРЕДСТВА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (АСУДД) НА КАД ПЕТЕРБУРГА:

• опоры для установки дорожных знаков и табло переменной информации на трассе КАД, многопозиционных указателей для въезда и выезда с КАД;

• боковые опоры для установки детекторов сбора и учета данных о дорожном движении на съездах;

• знаки переменной информации,

многопозиционные указатели;

• дорожные контроллеры;

• детекторы учета и сбора данных о дорожном движении;

• видеокамеры;

• метеостанции с комплектом необходимых датчиков;

• комплекс технического и программного обеспечения центрального пункта управления;

• 350 км оптоволоконных линий связи.

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала



Специальный проект