Дарящий благо

С народным художником России Александром Тихомировым (на фото) я знаком около шести лет, а ощущение — будто знаю его целую вечность. Такой уж он необыкновенный человек. Человек удивительной душевной щедрости, всепоглощающего обаяния и не типичной для нашего времени скромности. Меж тем, он единственный в нашей стране художник, который открыл новое самобытное направление в мировой живописи — оконопись.

Деревянные оконные ставни, наличники. Сегодня, пожалуй, не каждый молодой человек, ответит, что это за штуковины такие. А были времена, когда редко какой дом на Руси обходился без этих плотницких творений. Ставни оберегали жилища от ветров и морозов, от злых людей и дурного сглаза. Оберегать мир и покой внутри дома помогали иконы — окна в царствие Божие.

Лик, лицо, наличник. Нет дома без окна, человека без лица, иконы без лика. Как Тихомирову удалось связать воедино эти, казалось бы, разноплановые понятия, а затем и материализовать их в своем творчестве, для меня полная загадка. Сам же Александр на мои долгие приставания «объяснить природу гениального открытия» однажды просто рассказал свой сон:

— Не знаю, как бы сложилась моя жизнь в Москве, но в 1984 году я перебрался в город Благовещенск Амурской области, — рассказывает он. — Выполнял мозаичные работы для многочисленных объектов бытового и культурного назначения на Дальнем Востоке, что-то писал для себя. Как-то допоздна задержался в мастерской, там и заночевал. И явился мне во сне Господь. Обратился он ко мне с такой речью: хватит грешить и прозябать в суете. Вот тебе слово мое — ищи себя в творчестве духовном, иди к вере, прославляя Бога и Святую Русь. Тогда и пришло решение попробовать себя в иконописи.

Слово икона — греческое и в переводе означает «образ», «изображение». Священное предание гласит, что сам Иисус Христос первым дал людям свой видимый Образ. Правивший во время земной жизни Господа Иисуса Христа в сирийском городе Эдесса царь Авгарь был тяжко болен проказой. Услышав, что в Палестине находится великий «пророк и чудотворец» Иисус, который исцеляет любые болезни, Авгарь уверовал в Него и послал своего придворного живописца Ананию, чтобы тот передал Иисусу письмо Авгаря с просьбой об исцелении, а также попросил художника нарисовать портрет Иисуса. Живописец отыскал Иисуса, но сделать портрет не смог «по причине сияющего блеска лица Его». На помощь ему пришел сам Господь. Он взял у художника кусок ткани и приложил его к Своему Божественному лицу, отчего на ткани, силою благодати, запечатлелся Его божественный образ. Получив этот Святой Образ — первую, самим Господом сотворенную икону, Авгарь с верою приложился к нему и за веру свою получил исцеление. За этим чудотворным образом закрепилось название «Спас Нерукотворный». Сын московского художника-живописца, выпускник сразу двух столичных художественных училищ, «Памяти 1905 года» и знаменитой «Строгановки» Александр Тихомиров, безусловно, был с юности знаком с традициями и законами иконописи. Он прекрасно понимал: икона — это всегда святыня, в какой бы живописной манере она ни была выполнена. А потому самое главное — соблюсти степень ответственности за свою работу перед теми, кого она изображает: образы должны быть достойны Первообразов. Нет, он не стал состязаться в мастерстве с природой и Творцом. Он просто придумал свой неповторимый изобразительный язык — стал писать иконы на старых, давно заброшенных оконных ставнях. Так в 1995 году Тихомиров запатентовал новое направление в живописи — оконопись.

— Дерево для меня — это канва, на которую ложится идея Бога, — говорит Александр, — само оно сотворено Господом, моя задача — несколькими штрихами выявить лик Создателя. Приоткрыть тайну творения, самому приобщиться к ней. Естественная внутренняя структура дерева, трещины и шероховатости, вызванные ветром и дождем, полностью сливаются с религиозной торжественностью, мистерией и иллюзорностью воображения. Отжившие свой век деревянные оконные ставни аккумулируют в себе душевную энергию людей, проживавших в доме. Поэтому изображенные на ставнях лики святых несут в себе особую энергетику.

Оценку творчества Александра Тихомирова мне доводилось видеть и слышать на разных выставках и в различных аудиториях: Бурейская ГЭС, Госдума РФ, Дипломатическая академия, Храм Христа Спасителя. Большинство людей, от рабочих до министров и академиков, сходятся в одном – в его работах вместо внешней красивости всегда присутствует красота духовная. Оконописные творения раздвигают пространство не вширь, а вглубь. Старые ставни как бы открывают окна к познанию мира, становятся средством общения с Богом и святыми Его, помогая каждому из нас найти свою дорогу к храму.

Число выставок оконописи Александра Тихомирова в нашей стране и за рубежом приближается уже к двум с половиной сотням. Его произведения находятся в музеях и частных коллекциях в США, Польше, Китае, Японии, Германии, Финляндии, Австрии, Чехии. Народный художник России постоянно дарит оконописные работы не только музеям, но и предприятиям, школам, космонавтам и артистам, чиновникам и депутатам, рабочим и журналистам.

В моей квартире на стене висит один из самых дорогих сердцу подарков: оконописная работа Александра Тихомирова — Николай-Чудотворец. Отличие стилистики иконы от обычной картины — это принцип изображения пространства. Картина построена по законам прямой перспективы. Для оконописи характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а в предстоящем перед ней человеке. В этом заключается идея приближения мира Всевышнего к нашему миру, миру земному.

Смысл же творчества самого Александра Тихомирова, художника из Благовещенска, я понимаю однозначно: он созидатель, который дарит всем нам, живущим на этой земле людям, Благо. Низкий вам за это поклон, Александр Евгеньевич!

Николай ТАРАСЕНКО

Спас Нерукотворный

Архангел Михаил

Княгиня Ольга

Князь Борис

Георгий Победоносец

На открытии выставки с губернатором Амурской области Олегом Кожемяко

Вернисаж в Амурском областном краеведческом музее

Две прекрасные Елены — дочь и жена

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала