Оживающие традиции прошлого

России необходим Закон «О государственной политике РФ в сфере народной нематериальной культуры», стране нужна и Федеральная целевая программа по сохранению народной традиционной культуры. Крайне важно и создание Государственного реестра объектов нематериального культурного наследия народов России. Это лишь некоторые положения резолюции слушаний в Общественной палате РФ «Народная традиционная культура: взаимодействие общества и государства», проходивших в рамках VII Международного общественно-культурного форума «Живая традиция».

...Предложений было много. Прозвучало мнение о желательности, если не о необходимости, учредить особый фольклорный канал на телевидении. Более реальным и вполне осуществимым выглядело предложение «прорубить окно» на уже существующих государственных каналах для показа реалий современных культур народов России. Известный российский фольклорист, музыкант и режиссер Сергей Старостин эмоционально сравнил вопрос сохранения той же традиционной культуры с проблемой национальной безопасности, и спорить с его точкой зрения не приходится, ибо нет страшнее никого, кроме, так сказать, «Ивана, не помнящего родства»...

Впрочем, эмоции эмоциями, а реалии реалиями. В этом смысле примечателен опыт Вологодской области, где принят и работает соответствующий региональный закон и наличествует реальная статистика, согласно которой преподавание народной культуры в школах чуть ли не на 67 процентов снижает уровень правонарушений в школах. Цифры, конечно, бывают и лукавыми, но в данном случае они слишком красноречивы – насильно мил не будешь, и столь заметное стремление приобщиться к собственным, пусть даже и подзабытым, корням, весьма красноречиво. Завершая дискуссию, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты по культуре и сохранению историко-культурного наследия Сергей Абрамов сказал участникам слушаний, что если начнете работать, то можно будет довести дело до конца, оговорившись, что в фольклорном движении не всегда используются возможности, имеющиеся и без государственной поддержки.

...Как-то вечером, оказавшись случайно у Москвы-реки близ храма Христа Спасителя, я увидел немыслимую в совсем недалеком прошлом сценку. Молодые да красивые, модные и с виду отнюдь не патриархальные, притом совсем не провинциальные юноши и красны девицы лихо отплясывали под мостом танцы, для современной Москвы весьма необыкновенные.

Веселый перепляс ни на йоту не отдавал дискотечными скачками, зато при ближайшем рассмотрении оказался вполне продуманной и притом цельной программой давным-давно, казалось бы, забытых исконно русских танцев и песенных забав, иные из названий которых мне удалось не без труда припомнить.

Этот милый эпизод современной городской жизни, в которой, подобно шампиньонам, прорастающим то и дело сквозь асфальт, все чаще и упрямей проявляются традиции, казалось бы, давно и безвозвратно канувшие в Лету, мне припомнился во время слушаний. В кулуарах возник поддержанный и в резолюции разговор о необходимости появления в городах неких площадок, на которых могли бы выступать энтузиасты фольклора, бескорыстно собирающие, исполняющие и опять же без всякой оплаты полузабытое достояние предков.

В некоторых российских городах, впрочем, нечто сходное существует и даже процветает, привлекая и местных жителей, и гостей. В вологодском «Парке ветеранов» по выходным нередко собираются вполне акклиматизировавшиеся в городской среде бывшие крестьяне, выплескивающие ностальгию в танцах, частушках и всевозможных пениях под гармошку. Бывало такое и в Москве.

Основатель знаменитого фольклорного ансамбля Дмитрий Покровский когда-то рассказывал мне, что частенько ходил по московским паркам, где звучали и владимирские рожки, и курские дудки, и еще Бог весть что. Получалось, что в любое воскресенье можно было без всяких заметных расходов устроить микрофольклорную экспедицию, иногда влиявшую и на репертуар его коллектива, добившегося признания, граничащего со славой. Покровскому принадлежат и пророческие, без сомнения, слова о том, что «мы разминаем завтрашний день русской культуры». А вот почему она в двадцатом веке оказалась, так сказать, на разъезженных обочинах современности, зачастую уцелев разве что в глухих деревнях, вопрос особый.

На предшествовавшей форуму научной конференции «Фольклорное движение в современном мире» на него попытался ответить один из соратников и учеников Дмитрия Покровского Владимир Иванов. Физик с дипломом МФТИ и четвертьвековым стажем исследователя известен поклонникам народной музыкальной культуры как один из наиболее серьезных и востребованных деятелей этого неприбыльного увлечения. В активе Иванова — создание и руководство несколькими известными специалистам и поклонникам русской фольккультуры ансамблями...

Как и что исполнять — разговор особый. На конференции вологжанка Светлана Кулева показала видеоролики выступления одной и той же фольклорной группы, поющей сначала в овеянных веками традициях, а потом в рок-сопровождении. Эксперимент с гитарно-ударным аккомпаниментом вызвал немало ожесточенных споров типа — как быть и куда плыть. Поневоле вспомнился эпизод из рязановского фильма «Забытая мелодия для флейты», в котором чиновники от культуры только и делают что высматривают всевозможные надругательства над классикой... Между тем классик жанра, уже упоминаемый мною Дмитрий Покровский первым, пожалуй, рискнул выступить с джазовым сопровождением, и небеса не рухнули. Да и в дни работы форума Борис Базуров — один из участников ансамбля Покровского периода золотых его времен, именуемый нередко ныне даже патриархом русского этно-рока — с блеском продемонстрировал виртуозное владение суперсовременным инструментом под названием «стик», играя одновременно и на нем, и на графитовых /!/ гуслях...

Поиск обрубленных и порой трудноразличимых корней, которым, собственно говоря, и заняты приверженцы народного искусства, я бы назвал занятием не только благодатным, но и животворным. Один из неофициальных лидеров фольклорного движения Андрей Кабанов рассказал на конференции о видении, посетившем Юрия Щербакова — одного из звездных лидеров казачьего течения в современном фольклорном движении.

Собирающему и на Дону, и в Москве полные залы певцу пригрезилось как-то, что перед ним пиршественный стол, у начала которого сидят почтенные люди в белых одеждах, но стол тянется за горизонт, и последние участники действия обряжены в боевые кольчуги. Эффектней, но и прочувствованней связи времен и не придумаешь!..

Есть и еще один не слишком заметный на фоне нефтяного бума вариант стимуляции фольклорного движения – экспортный подход к теме. Четверть века назад я долго работал на Камчатке, где полтавчанин Александр Гиль с нуля создал корякский ансамбль «Мэнго». Как-то получилось, что на скромный самодеятельный коллектив обратил внимание знаменитый советский импресарио и режиссер массовых зрелищ Иосиф Туманов — известный публике как постановщик открытия Московской Олимпиады. Из Паланы, где исполнители тундровых песен и танцев о славе не мечтали и откуда далеко не выбирались, выступая в основном по оленеводческим табунам, «Мэнго» пригласили поучаствовать в сводной программе готовившегося выступления фольклорных коллективов во Франции. Успех был столь заметен, что одна из тамошних газет откликнулась на гастроли заметкой под довольно-таки анекдотичным заголовком -«Индейцы племени коряков потрясли Париж»!.. Разумеется, подобный путь спасения традиций, успешно опробованный в СССР, далековат от мнения руководителя Кубанского казачьего хора Виктора Захарченко, сказавшего на форуме, что «Традиционная культура — это национальный оберег». Но отрицать его полностью тоже не приходится, хотя многие энтузиасты фольклорного движения всерьез тревожатся по поводу вероятной коммерциализации...

В гала-концерте «За следом...», поставленном Сергеем Старостиным, на экране появлялись курские старушки, виртуозно исполнявшие на дудочках, напоминающих свирель Пана, завораживающие наигрыши. Сам режиссер пояснил, что, увидев этот видеофрагмент, профессиональные джазмены только руками разводили со словами, что так сыграть мало кому под силу. С одной стороны, отчего же не повосхищаться, что наши бабушки каким-нибудь новоорлеанским неграм способны мастер-класс устроить, но старушки эти ох как немолоды и успеют ли кого научить?

Олег ДЗЮБА, фото автора.

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала