Олимпийские высоты Росавтодора

Формирование нового уровня транспортной инфраструктуры черноморского региона началось благодаря подготовке Сочи к зимним Олимпийским играм. Построены и сданы в эксплуатацию многие километры дорог, ведется реконструкция десятков объектов. Сумма затрат федерального бюджета на эти цели уже составила 135 миллиардов рублей. До конца 2013 года предусмотрена реализация еще двух десятков различных мероприятий по решению логистических задач города-курорта. Сооружение транспортных объектов Олимпиады-2014 находится под постоянным контролем Федерального дорожного агентства. Рабочие поездки руководителя Росавтодора Романа СТАРОВОЙТА в Сочи начинаются с обязательного посещения дорог, развязок, которые уже не первый год возводит ФКУ «Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья». О проблемах и достижениях вверенного ему подразделения рассказывает директор ФКУ ДСД «Черноморье» Владимир КУЖЕЛЬ.

— Владимир Николаевич, модернизация дорог Сочи ведется уже в течение пяти лет, а до окончания крупномасштабного олимпийского строительства остается чуть менее года. Какими свершениями запомнился 2012?

— Росавтодор является ответственным исполнителем по строительству в городе Сочи десяти транспортных олимпийских объектов федерального значения. Наши обязательства в данной сфере определены в Программе строительства олимпийских объектов, утвержденной постановлением Правительства РФ № 991 от 27.12.2007. Финансирование осуществляется за счет средств подпрограммы «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)». В олимпийском строительстве мы, как говорится, вышли на финишную прямую. Дата готовности и сдачи в эксплуатацию последнего объекта дорожной инфраструктуры — декабрь 2013 года.

Из десяти олимпийских объектов четыре уже введены в эксплуатацию: обход Сочи, транспортные развязки «Стадион» и «Адлерское кольцо», а также первая очередь автодороги «Адлер — Веселое». На пятом объекте — первой очереди дублера Курортного проспекта — есть полная готовность к открытию рабочего движения. Конечно, сложность строительства объектов транспортной инфраструктуры, в первую очередь в черте города, связана с неудобствами, в том числе и пробками, и изменениями маршрутов общественного транспорта. Но и у нас, и у местных жителей есть понимание того, насколько важно для всех качественно подготовить город к самому значимому для страны спортивному событию и приезду многочисленных иностранных делегаций. Терпение сочинцев, безусловно, заслуживает самых искренних слов благодарности. Хотелось бы особо отметить терпимость и выдержку жителей города Сочи и попросить прощения за те неудобства, которые им причинила столь масштабная строительная площадка, разместившаяся порой прямо во дворах, под окнами жилых домов и офисов, наличие огромного количества шумной строительной техники, большое количество привлеченной рабочей силы со всех уголков страны. Я надеюсь, что все вместе мы с честью и достоинством пройдем оставшийся финишный участок большого пути.

В декабре мы провели плановый осмотр автодорог как в городской черте, так и в горном кластере (по ним уже ездят участники тестовых соревнований сезона 2012-2013 годов), с детальным разбором ситуации и принятием решений по оптимизации строительства. Если говорить о процентной готовности объектов, то она абсолютно не одинаковая на разных объектах, потому что их строительство (даже пары тоннелей) начиналось в разное время. К тому же строительство объектов ведется с разной степенью напряжения: по геологическим условиям, в силу проектных характеристик объекта. Сегодня готовность наших объектов мы оцениваем в 65-70 процентов.

— Модернизация сочинских дорог, видимо, невозможна без применения в строительстве инновационных технологий?

— Однозначно. И они активно применяются при строительстве транспортных олимпийских объектов Росавтодора. Инновационной для города-курорта является и технология выполнения дорожного покрытия из литого асфальтобетона на первой очереди магистрали «Дублер Курортного проспекта», а в тоннелях этой автомагистрали впервые на курорте применено светодиодное освещение. Строительство одного из тоннелей ведется по технологии ADECO, обеспечивающей проходку тоннеля на полное сечение, что позволяет увеличить ее скорость. Реализуется внедрение автоматической системы управления дорожным движением с применением знаков переменной информации. В зоне влияния тоннелей постоянно осуществляется горно-экологический, противооползневый и технический мониторинг за находящимися на территории зданиями и сооружениями. На транспортной развязке «Адлерское кольцо» применена система автоматического полива зеленых насаждений. В рамках дорожного строительства на территории города Сочи обновлены (в связи с переносом) десятки километров инженерных сетей и коммуникаций, восемь подземных и надземных пешеходных переходов (в составе транспортных развязок) оборудованы пандусами и подъемниками для маломобильных групп населения. Осуществляется шумозащитное остекление прилегающих к новым трассам домов, установка шумозащитных экранов, строительство локальных очистных сооружений, высадка зеленых насаждений. Ущерб, наносимый хозяйству, компенсируется. За вынужденный снос зеленых насаждений при строительстве объектов транспортной инфраструктуры федерального значения в бюджет города Сочи перечислено более 10 миллионов рублей.

— Избежать непредвиденных ситуаций во время грандиозного строительства все-таки не удается. Хотелось бы услышать ваши комментарии по поводу обвала, произошедшего не так давно при строительстве тоннеля в Центральном районе города, на улице Лысая гора. Полностью ли ликвидированы последствия? Какие меры предприняты, чтобы избежать подобных ситуаций в будущем?

— Все понимают, что вывал в четвертом тоннеле — ситуация внештатная. Главное — сделаны необходимые выводы, которые позволят в будущем предотвращать подобные случаи или быть максимально готовыми к скорейшей их ликвидации. Сегодня последствия этой чрезвычайной ситуации уже ликвидированы — все восстановлено. На штатный режим работы в этом тоннеле мы вышли в конце декабря. Конечно, избежать задержки не удалось, но мы уверены, что благодаря ускорению темпов работ мы выйдем из этой ситуации. Чтобы минимизировать издержки, связанные с данным случаем, составлены соответствующие документы по возмещению ущерба. Объект застрахован – все издержки будут покрыты страховой компанией. Суммы, названные как возможные выплаты, страховую компанию удовлетворяют. Оргвыводы сделаны и в отношении лиц, непосредственно занимавшихся мониторингом и строительным надзором как в тоннеле, так и на поверхности. Принят ряд соответствующих кадровых решений.

Если говорить о причинах произошедшего, то среди них стоит назвать сложную геологию: Кавказские горы — молодые, и вполне естественно, что при проходке тоннелей возможны различного рода внеплановые ситуации. Уверяю вас, изыскатели, проектировщики и строители делают все возможное, чтобы не допустить таких ситуаций. Но, к сожалению, во время крупного строительства они возможны. Хотелось бы сконцентрировать внимание еще на одной причине произошедшего. Если мы хотим предотвратить подобное в будущем, то давайте будем объективно учитывать все факторы, спровоцировавшие вывал. Четвертый тоннель идет по городу, по застроенной территории, где проживают люди, и антропогенная нагрузка оказывает мощное воздействие на грунты. Подчеркну, одна из причин произошедшего — это плохое состояние (если не сказать отсутствие) водоотводов и канализации в районе Лысая гора. Если в обычных условиях залегания это просчитываемая ситуация, то в условиях застроенной территории, где люди ведут себя так, как считают нужным, — сложно выполнимая. К этому добавлю, что заложение тоннелей не очень глубокое — это было необходимо, чтобы увязать их с улично-дорожной сетью города. Никто не снимает с проектировщиков ответственности за то, что они не просчитали возможные последствия в данном конкретном случае. Но недооценивать влияния указанного фактора также не стоит. Тем более что состояние канализации и ливнеотводов пока еще оставляет желать лучшего во всех районах города – на какой бы улице мы ни вели строительство, сталкиваемся с подобным положением вещей.

Что делается, чтобы подобное не повторилось? Во-первых, ежедневный геофизический мониторинг усилен во всех тоннелях. Подрядные организации уже заключили дополнительные договоры на более интенсивный мониторинг, чем это предусмотрено в рамках существующих нормативных документов, — таким образом, мы стараемся свести к минимуму все риски. Во-вторых, проходчики «крадучись» выбирают массы грунта, поскольку минимальное воздействие позволит быстро отреагировать на происходящее и в случае неблагоприятного прогноза стабилизировать ситуацию.

— Удалось ли разрешить все спорные вопросы переселения граждан, чье жилье находилось на пути строительства инфраструктурных объектов?

— Стоит понимать, что если не будут строиться новые объекты транспортной инфраструктуры, город не сможет развиваться и соответственно просто станет в пробках. Конечно, избежать столкновения личных и общественных интересов было невозможно. Правовое государство обязано защищать интересы человека, законно проживающего на территории, где в силу обстоятельств было решено построить дорогу, и по закону мы должны были предложить гражданам, чье жилье находилось на пути строительства, либо аналогичное жилье, либо денежную компенсацию. Мы построили пять площадок жилой застройки для переселения граждан, имущество которых изымалось в целях размещения транспортных олимпийских объектов федерального значения.

Мы обязаны были построить, и мы построили жилье, но пока многие индивидуальные жилые дома и квартиры стоят невостребованными, потому что в большинстве случаев граждане выбрали денежную компенсацию. Проблемы в этой части в основном решены. Люди, которым недостаточно было предложенных денежных средств и объектов недвижимости, обращались в суд — они имели на это полное право. И наши представители ходили и ходят в суды на рассмотрение спорных ситуаций, так как до сих пор есть нерешенные вопросы. Например, мы и сегодня не можем в полную мощность начать работать на северном портале восьмого тоннеля, потому что прямо над порталом находится жилой дом. На оформленном по закону земельном участке — самовольное строительство. Хозяину были предложены денежные средства, но размер очень приличной компенсации его не устроил. Мы действуем строго по закону. Правда, это отражается на сроках.

— Вдоль новых эстакад все чаще молено увидеть разбитые прозрачные панели шумозащитных экранов, которые, как выяснилось, намеренно расстреливают из травматики. Какие меры предпринимаются для предотвращения подобного вандализма?

— Впервые мы использовали такого рода конструкции в 2008 году. Тогда за сравнительно небольшие деньги при строительстве второго пускового комплекса обхода Сочи мы установили итальянские шумозащитные экраны -аналогичных в российском производстве на тот момент не было. Экраны сделаны по принципу триплекса: с двух сторон стекло, внутри пленка. Поэтому, когда их начали расстреливать, они раскалывались на мелкие куски, но не вываливались из контура — их держала пленка — но переставали быть прозрачными. Сейчас мы отказались от стекла и ставим экраны из материала ПММА, который обладает более высокими износостойкими свойствами, не бьется и не колется. Сегодня эксплуатирующая организация Упрдор «Кубань» нашла выход из создавшегося положения. Есть фирма, которая готова предоставить шумозащитные экраны из ПММА, в точности соответствующие по цвету стеклянным. Все разбитое будет заменено.

Несколько слов о видеокамерах, установленных вдоль дорог: их предназначение — отследить плотность транспортного потока на дороге и его состав. Они установлены не для обеспечения сохранности материалов, а для контроля безопасности дорожного движения. Тем не менее, последние два месяца ведется большая работа по обеспечению безопасности транспортных объектов. У нас работает несколько проектных групп, которые занимаются разработкой мероприятий безопасности. В Минтрансе в этом направлении работает большая группа, определяющая степень уязвимости наших транспортных объектов для обеспечения безопасности. Разрабатывается большая программа, которая призвана обеспечить антитеррористическую и антивандаль-ную сохранность объектов. Программа будет реализовываться в 2013 году.

— Дороги в Сочи строятся, чтобы улучшить логистику. Где ваша сфера ответственности в комплексной схеме организации дорожного движения?

— Необходимо подчеркнуть, что введение одного или двух транспортных объектов в эксплуатацию не может привести к радикальному изменению ситуации. Значительного улучшения стоит ожидать тогда, когда все дороги и развязки станут действующими. Комплексную схему организации движения (КСОД), включающую дороги разного подчинения — федеральные, региональные, муниципальные — разрабатывает АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр». Часть объектов построена и введена в эксплуатацию, на некоторых открыто рабочее движение, еще на одной части активно ведется строительство. Наши объекты являются составной частью и интегрированы в КСОД. Каждый наш проект имеет в проектной документации раздел по организации движения, являясь составной частью общей схемы. Не могу отвечать в целом за транспортную дирекцию и КСОД, отвечу за себя: то, что мы строим в полной мере согласовано и интегрировано в общую схему и систему управления дорожным движением.

Лариса ОСТРЕНКО, г. Сочи, Краснодарский край

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала