Статистика знает не всё

Но с помощью Реестра НКО Москвы знает многое

Благотворительная акция «Подари книгу детям».

Если коротко обозначить, чем мы занимаемся, то все уложится в три слова: информация, статистика, аналитика. Для такой сферы, как НКО социальной направленности, да еще в таком городе, как Москва, — это, уверяю вас, направление прорыва.

Тот, кто в теме, знает, что в настоящее время достоверной информации о численности НКО, занимающихся благотворительной деятельностью, не существует. Любая обобщенная статистика в этой сфере может рассматриваться как более-менее верное приближение к реальности. Хотя на протяжении последних двух десятилетий подсчетом занимались солидные, профессиональные, заслуживающие доверия организации, — начиная с Минюста и заканчивая профильными научными учреждениями. Но и по сей день данные даже о зарегистрированных НКО между собой различаются в информационных базах официальных органов. Соответственно такой же приблизительный характер носит информация и о благотворительном секторе.

На мой взгляд, дело тут в следующем. В связи с тем, что некоммерческие организации признаются созданными с момента завершения процедуры государственной регистрации и учреждаются без ограничений по срокам деятельности (в том случае, если срок не оговорен в учредительных документах), довольно сложно определить, какое количество НКО действительно осуществляют свою деятельность в настоящий момент из общего числа зарегистрированных в Минюсте и какой процент из них имеет «благотворительный статус».

Иначе говоря, картина находится в постоянном движении: одни фонды сворачивают свою деятельность, не удосужившись поставить в известность регистрирующие органы, другие временно ее замораживают, третьи из-за финансовых проблем то и дело переходят из одного состояния в другое, четвертые вообще создаются для какого-то сиюминутного маневра.

Значительную часть информации о благотворительных НКО города Москвы можно получить путем мониторинга проектной деятельности НКО, участников конкурсов, форумов, «круглых столов» и мероприятий, участников реестров и т. д. Это позволяет примерно вычислить количество реально действующих НКО, активно работающих в городе. И эмпирическим путем составить представление о «мертвых душах».

Доля реально действующих некоммерческих организаций, в общей численности официально зарегистрированных в г. Москве, составляет не более 38 процентов, то есть общее количество НКО, реально действующих, окажется не 30 тыс. а не более 10–15 тыс., из которых около 800 НКО через наименование заявляют о своей «благотворительной» направленности.

Почему так важна точная статистика в этой области? Дело не просто в корректных цифрах. Иметь перед глазами действительную картину столичной благотворительности необходимо для того, чтобы планирование содействия со стороны городских властей развитию благосферы в Москве было адекватным реальностям. Надеюсь, наши усилия, которые пока можно обозначить как начинания, определенную помощь в этом направлении оказали.

Инструментом точной настройки мы считаем Реестр негосударственных некоммерческих организаций, взаимодействующих с органами исполнительной власти г. Москвы (далее «Реестр НКО»). Он создан в соответствии со ст.10 Закона города Москвы от 12 июля 2006 г. № 38 «О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями». Его держателем является Комитет общественных связей города Москвы, под эгидой которого работает государственное бюджетное учреждение «Дом общественных организаций (Центр по связям с общественными объединениями)» (МДОО). В рамках МДОО мы и ведем свою работу.

Привожу эту информацию для того, чтобы подчеркнуть: Реестр имеет под собой четкую и строгую правовую и организационную основу. И еще одно важное дополнение — включение негосударственной некоммерческой организации в Реестр носит добровольный характер.

Прежде чем представить наши данные, дающие представление об облике столичной благотворительности, еще раз подчеркну: этот коллективный портрет на зеркальное отображение не претендует, но, с нашей точки зрения, дает максимально достоверное представление об оригинале.

Вот как, например, распределены между НКО направления деятельности — кому москвичи более склонны помогать, с какой группой населения работать.

Проценты указывают на долю от общего числа участников Реестра, на сегодняшний день это 409 организаций. Каждая организация могла указывать от 1 до 5 сфер деятельности.

Итак:

- поддержка ветеранов и пожилых людей — 21,3 процента;

- работа по реабилитации и адаптации людей с ограниченными возможностями — 22,1 процента;

- работа по реабилитации и адаптации детей-инвалидов и членов их семей — 20,3 процента;

- поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, — 12,3 процента;

- поддержка детей группы риска — 9,1 процента;

- поддержка малоимущих — 16 процентов;

- поддержка иных социально не защищенных категорий населения — 11,7 процента;

- защита в кризисных ситуациях — 5,1 процента.

Добавим, что 18 процентов зарегистрированных в Реестре ставят перед собой задачу — содействовать развитию добровольчества, волонтерства. А около половины участников Реестра заявляют о своей благотворительной деятельности.

Эти данные ориентируют органы власти города Москвы в том, как следует распределять усилия по поддержке того или иного направления филантропии. Придают адресность административной помощи благотворительным фондам и другим организациям.

Например, из нарисованной картины очевидно, что наименее популярна в столице поддержка людей, попавших в кризисную жизненную ситуацию. Не стану детализировать, но ведь в группе нуждающихся могут оказаться граждане без внешних признаков беды. Вполне внешне здоровые, но — так получилось — пропадающие, если им не оказать бесплатную правовую помощь, элементарно не обогреть, не накормить, не дать приюта. На этом направлении работают немногие, хотя помощь тут востребована не меньше, чем в среде ветеранов и инвалидов.

Малочисленны силы благотворителей там, где надо выручать детей из неблагополучных семей, юных алкоголиков и наркоманов, подростков с криминальными наклонностями. Наверное, на этом направлении нужно более тесное объединение усилий общественных, некоммерческих организаций с администрациями районов города.

Словом, прикладной характер наших исследований, думаю, понятен. Это не таблица в мониторе — это инструмент широкого действия. И для такого действия исполнительная власть имеет внушительный пакет правовых уложений.

Москва не так давно привела в соответствие с Федеральным законом от 5 апреля 2010 года № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» свой региональный закон № 38 «О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями». Он определяет основные принципы и формы взаимодействия органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями, в том числе благотворительными. Перечислю лишь некоторые формы поддержки: финансовая, имущественная, информационно-методическая, консультационная. Здесь же поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников социально ориентированных некоммерческих организаций и добровольцев. Далее, предоставление льгот по уплате налогов и сборов, направляемых в бюджет города Москвы, установление льгот по арендной плате за землю и иные объекты недвижимости, находящиеся в государственной собственности города Москвы.

К сожалению, некоторые из заявленных форм поддержки пока не действуют на территории Москвы. Например, поддержка в форме предоставления льгот по уплате налогов и сборов, направляемых в бюджет города Москвы. Данная форма будет действовать только после внесения соответствующих поправок в налоговое законодательство. Хотя подобные льготы могли бы стать серьезным мотиватором для участия в благотворительной деятельности столицы.

Весь этот, без преувеличения скажу, мощный арсенал нуждается в просчитанной, грамотной навигации. Кому, сколько и каким образом помочь — ответить на эти вопросы «втемную», не имея на руках статистических данных, в нашем случае в виде Реестра, все равно, что вести корабль наобум, без лоции.

Наверное, в заключение было бы уместно подчеркнуть, что наш Реестр вовсе не претендует на единственный источник статистики и аналитики из сферы НКО социальной направленности. Это всего лишь еще одна практика на пути к совершенствованию всей системы благотворительной деятельности. И уж тем более сотрудничество с нами не является каким-то обязательным условием для подключения к городским ресурсам поддержки и развития филантропии. Мы просто обозначаем себя как союзника благотворительных организаций, готового помочь им преодолеть проблемы по наикратчайшему пути.

Елена ГЛАДКОВА, руководитель Московского городского ресурсного центра гражданского общества ГБУ города Москвы МДОО

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала