И помчатся по трассе болиды…

Так к лету 2014 года будет выглядеть гоночная трасса

О проведении в нашей стране Формулы-1 заговорили ровно тридцать лет назад. Владелец престижной гонки, миллиардер Бернард Экклстоун, воодушевленный интересом на Западе к Олимпиаде в Москве, в 1982 году впервые приезжал на переговоры по этому вопросу и твердо намеревался годом позже провести Гран-при прямо по московским улицам. Он даже включил его в предварительный календарь чемпионата, но пробить «бюрократическую» стену тогда не удалось, несмотря на обещанную прибыль в миллионы долларов.

О том, что Формуле-1 в России быть, Бернард Экклстоун и Владимир Путин договорились лишь в 2010 году. По соглашению право на проведение гонок с 2014 по 2020 годы, а также возможность продления соглашения еще на пять лет получил Краснодарский край. Контракт предусматривал и строительство трассы, которая должна соответствовать всем требованиям проведения данных соревнований.

Сегодня, даже глядя на схему будущей гоночной трассы, ощущаешь, насколько сложен и уникален этот проект, интегрированный в Олимпийский парк и комплекс объектов Зимних Игр-2014 в Сочи. Трасса пересекает строительные площадки Ледовой арены, Конькобежного центра, Ледового дворца. А всего, как известно, на прибрежном кластере сооружают шесть арен Олимпийских игр-2014, Олимпийскую деревню, несколько крупных гостиниц, огромный международный медиацентр, возводимый «КОРПОРАЦИЕЙ ИНЖТРАНССТРОЙ». Это к тому, что «встроенность» трассы Ф-1, по мнению экспертов, в комплекс олимпийских объектов создаст условия для привлечения в регион крупных туристских потоков, что ускорит окупаемость проекта и создаст для местных жителей дополнительные рабочие места. А еще и констатация факта: трасса проходит в живописном месте — с одной стороны практически вплотную примыкает к Черному морю, а с другой фоном служат горы Большого Кавказского хребта, и говорят, что в октябре, когда предполагается проведение сочинского этапа Гран-при, вершины пиков уже покрыты белым снегом!

Как архитекторам немецкого дизайн-бюро Германа Тилке — строителя всех трасс Формулы-1 последних десятилетий — удалось прочертить заветную линию в 6 км, понять можно. Но как физически обеспечить задачу прокладки весьма специфического по итоговым характеристикам дорожного полотна автодрома в то время, как по всей площади парка перемещается техника с нескольких олимпийских строек, совершенно не понятно? И тем не менее даже в такой обстановке можно увидеть очертания будущего автодрома. В частности, ударными темпами идет сооружение инфраструктуры, и уже вырисовываются контуры четырехэтажных зданий пит-стопов, в которых расположатся 35 боксов для болидов и будет проводиться техническое обслуживание автомобилей.

Через дорогу возводятся двухэтажные здания для команд, рассчитанные на 800 человек, медпункт, башня управления гонками и т. д. Немногим позже начнется строительство трибуны протяженностью 500 метров. На первых порах трибуны будут принимать 42 тыс. зрителей. Со временем планируется возвести еще одну трибуну, благодаря которой общая вместительность увеличится до 65 тыс. человек.

Все здания спроектированы с учетом сейсмической активности, характерной для нестабильной Имеретинской низменности, и смогут выдержать толчки до девяти баллов.

Что же касается непосредственно трассы, то асфальт на ней будет уложен в три слоя. После того как Олимпиада с Параолимпиадой целиком уступят площадку автогонщикам для того, чтобы покрытие трассы имело особую прочность и идеальную ровность, верхний слой срежут и уложат дополнительное асфальтовое покрытие толщиной в 6 см, по которому и поедут болиды Формулы-1. Для этого придется уложить 15 тыс. тонн асфальта, при этом укладка будет идти в непрерывном режиме. Специально для этого недалеко от трассы построят три завода по производству уникального покрытия. Укладывать верхний слой будут летом 2014 года. Тогда же будет выполнено устройство ограждения трассы.

К сожалению, поскольку гоночная трасса вписывалась в олимпийский проект уже в последнюю очередь, то пришлось задействовать те участки отведенной территории, где еще оставалось место. Таким образом, часть полотна и многие объекты пришлись на слабые и подвижные участки грунта, так что возведение гоночной трассы на нестабильных грунтах Имеретинской низменности стало сложнейшей задачей. Веками сюда стекала вся вода, попадавшая на окрестные горы, из-за чего в долине образовалось болото. «Технологий, которые позволяют качественно строить при таком неустойчивом грунте, практически нет», — отметил представитель генерального подрядчика, заместитель директора Южного филиала ООО «КОРПОРАЦИЯ ИНЖТРАНССТРОЙ» Сергей Алешин.

Здесь нелишне будет отметить, что ООО «КОРПОРЦИЯ ИНЖТРАНССТРОЙ» в рамках своей «олимпийской» строительной программы осуществляет работы по инженерной защите Имеретинской низменности. Директор Южного филиала компании Владимир Петровский рассказал, что для сбора дождевых вод со всей площади олимпийского парка строятся более 37 км дождевой канализации с диаметром труб до 2,5 м. Вся собранная вода будет попадать в пять насосных станций, после чего направляться в четыре очистных сооружения замкнутого типа, где предусмотрены многоуровневая очистка и проверка качества. Очищенная вода будет использоваться для хозяйственно-бытовых нужд всего комплекса сооружений Имеретинской низменности.

Но осушить почву — полдела, ее надо было еще и укрепить. Обращения к компаниям из Германии, Австрии и Финляндии результата не дали: каждый претендент вбивал в землю пробную сваю. Ни одна не устояла под требуемыми нагрузками. Фирмы просили за свои услуги солидные деньги, но гарантировать, что конструкция не «поплывет», не могли. Тогда строители трассы обратились к российским инженерам и нашли решение в Новосибирске. Ученые новосибирского НИИ предложили использовать модернизированную технологию 1970-х годов, по которой через заболоченную местность азиатской части России прокладывали отдельные участки Транссибирской магистрали, где во время таяния снега происходят аналогичные движения грунта. После ряда усовершенствований именно эти технологии оказались самыми надежными и экономичными. Всего над проектом сверхпрочных свай работали пять НИИ со всей страны.

Отметили специалисты генподрядчика и то, что в целях обеспечения безопасности гонщиков сочинская трасса предусматривает целую систему превентивных мер, призванных предотвратить ЧП. Это и армированная бетонная конструкция стен пит-стопа, которые должны выдержать силу удара несущегося на огромной скорости болида, и тройное дорожное ограждение, призванное предотвращать неконтролируемые столкновения гоночных автомобилей при аварии и их проникновение в зрительские зоны.

В Имеретинской низменности Корпорация также строит гостиничный комплекс зданий и сооружений «Малый Ахун» на 1325 номеров. Комплекс, расположенный на территории 20 га, включает 16 пятиэтажных и 12 четырехэтажных гостиниц, а также 19 двухэтажных коттеджей. На объекте работает около 1000 рабочих и 200 инженерно-технических работников. Приступили к строительству этого объекта в ноябре 2011 года — в июне 2013 года должны его ввести в эксплуатацию.

Всего на строительство автодрома в Сочи потребуется около 8 млрд рублей.

Григорий ВЛАДИМИРОВ
Фото ПРЕСС-СЛУЖБЫ ООО «КОРПОРАЦИЯ ИНЖТРАНССТРОЙ»

Заместитель директора Южного филиала ООО «КОРПОРАЦИЯ ИНЖТРАНССТРОЙ» Янош Дарабан рассказывает о будущей трассе Формула-1

Строительство ведется трассы ударными темпами

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала