Железные дороги на перепутье

Для российских железнодорожников уходящий год выдался удачным. Вместе с тем оптимизм омрачается нарастающими кризисными тенденциями в экономике и неопределенностью относительно развития отрасли.

Осторожный рост

В конце декабря железнодорожники традиционно подвели итоги года. Уходящий год прошел под знаком 175-летнего юбилея Российских железных дорог — этот символический рубеж отмечался на сети очень широко. За свою многолетнюю историю железные дороги России стали символом надежности, постоянного движения вперед и стремления к развитию, а профессия железнодорожника и по сей день остается одной из самых востребованных и почетных в нашей стране.

В 2012 году ОАО «РЖД» обеспечило увеличение объемных показателей перевозок. При росте промышленного производства в стране в 2012 году на 2,8 процента, погрузка, по оценкам, возрастет на 2,7 процента и составит около 1 млрд 274,7 млн тонн. Обеспечен существенный рост — более чем на 6 процентов — пассажирских перевозок, перевезено свыше 1 млрд 56 млн пассажиров.

Грузооборот в 2012 году ожидается на уровне 2 трлн 777 млрд ткм, что на 2,7 процента выше 2011 года. Доля железнодорожного транспорта в общем грузообороте транспортной системы возросла до 85,5 процента, что является одним из самых высоких показателей в мире!

Вместе с тем при позитивной динамике объемов перевозок абсолютный результат сложно считать удовлетворительным, так как погрузка соответствует уровню только 2005 года. При этом основной вклад в рост погрузки уже традиционно вносит экспорт через российские порты при сохранении серьезного отставания от докризисного уровня во внутригосударственных перевозках.

При достаточно значимом росте объемных показателей перевозок ОАО «РЖД» обеспечило чуть меньший вклад в ВВП — 1,74 процента против 1,81 процента в 2011 году. Это наглядным образом показывает, что в результате государственного регулирования тарифов ОАО «РЖД» продолжает существенно снижать транспортную нагрузку на экономику и создавать условия для развития других отраслей экономики за счет недофинансирования железнодорожной инфраструктуры.

С 2003 года, когда была учреждена компания, цены в промышленности в целом возросли в 3,4 раза, в топливной промышленности — в 5,5 раза, в черной металлургии — в 3,6 раза, а на железнодорожном транспорте — только в 2,8 раза.

В результате железнодорожники с 2003 года добились снижения транспортной составляющей в части тарифов по всем родам грузов: по железной руде — почти на 32 процента, по сырой нефти — на 34 процента, по мазуту — на 56 процентов, по коксующемуся углю — на 24 процента, зерну — на 17 процентов. При этом ОАО «РЖД» остается одним из крупнейших налогоплательщиков в России — в 2012 году в бюджеты всех уровней будет перечислено более 263 млрд рублей.

Неизменным приоритетом компании остается обеспечение безопасности перевозок. С начала деятельности ОАО «РЖД» уровень аварийности на железных дорогах снижен на 25 процентов.

Рекордная инвестпрограмма

В 2012 году ОАО «РЖД» использовала все собственные возможности и ресурсы для увеличения инвестиционной программы, которая изменилась с 428 до 482 млрд рублей. Закуплено 532 локомотива и 475 единиц моторвагонного подвижного состава. Введено 96 км станционных путей, 132 км электрификации, 118 км вторых путей. Продолжилась реализация ранее начатых проектов, направленных на увеличение пропускной способности участков железнодорожной сети и ликвидацию узких мест.

Однако несмотря на то, что в текущем году объем железнодорожной инвестиционной программы более чем на 20 процентов превысил сумму 2011 года, в сопоставимых ценах такой размер капитальных вложений ниже, чем в 2008 году, когда был достигнут максимальный уровень инвестирования.

С учетом сформированных источников финансирования инвестиционная программа ОАО «РЖД» на 2013 год запланирована в объеме 411,4 млрд рублей.

Холдинг «РЖД», являясь крупнейшим потребителем продукции отечественной промышленности, решает государственные задачи — своими миллиардными заказами генерирует весомый мультипликативный эффект, стимулируя развитие производства в стране, создание новых предприятий и рабочих мест.

Цифры говорят сами за себя. В трехлетней инвестпрограмме компании предусмотрены колоссальные средства на обновление парка тягового подвижного состава: в частности, в 2013 году будут куплены все производимые в стране локомотивы — порядка 770 машин.

Эффективность на 127 млрд рублей

Безусловно, направить дополнительные средства на инвестиции в 2012 году удалось только благодаря реализованным мерам по повышению внутренней эффективности и заемной политике ОАО «РЖД». Рост себестоимости железнодорожных перевозок в 2012 году оценивается на уровне 3,5 процента, что значительно ниже прогнозируемой инфляции в стране.

В финансовом плане на предстоящий трехлетний период РЖД поставили перед собой задачу оптимизировать издержки на 24–25 млрд рублей, ежегодно — на 127 млрд рублей за весь период.

Для исполнения финансового плана ОАО «РЖД» привлекало в 2012 году заемные средства на российских и зарубежных рынках капитала в рамках максимально допустимой при текущем рейтинге ОАО «РЖД» долговой нагрузки, а также в пределах определенных менеджментом финансового блока показателей кредитного портфеля по срочности, валютам и стоимости капитала.

Таким образом, железнодорожники продолжат использовать все механизмы для финансирования инвестиций. Но только собственных возможностей холдинга для решения копившихся десятилетиями проблем недостаточно. И уж тем более за счет внутренних источников невозможно реализовывать проекты общегосударственного значения — такие, как строительство высокоскоростных магистралей, развитие БАМа, подготовку инфраструктуры к обеспечению Чемпионата мира по футболу в 2018 году.

По заказу ОАО «РЖД» группа научных организаций в текущем году на основе прогрессивного модельного комплекса с использованием межотраслевого баланса работала над оценкой последствий недофинансирования железнодорожной инфраструктуры. Их выводы в целом не утешительны. Из-за ограничения роста железнодорожных перевозок за период до 2020 года совокупные потери ВВП могут составить от 5,5 до 6,4 трлн рублей, а потери бюджетной системы — от 1,3 до 1,5 трлн рублей.

При этом финансовые вложения государства в транспортную инфраструктуру являются одним из ключевых инструментов развития экономики и важной частью антикризисной государственной политики. Этот инструмент активно используют такие ориентированные на развитие страны, как Франция, Германия, Австрия, Англия, Китай.

2013 год — решающий

В Послании Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию прозвучало немало тезисов в отношении поддержки со стороны государства развития транспортной инфраструктуры. «Наши национальные накопления должны работать в стране и на страну… После того, как Резервный фонд превысит 7 процентов ВВП, мы можем направлять половину доходов сверх этого уровня в российскую экономику, главным образом в инфраструктурные проекты… Важнейший приоритет развития — это региональная авиация, а также морские порты, Северный морской путь, БАМ, Транссиб, другие транзитные коридоры. Обо всем этом нужно не только думать, над всем этим нужно настойчиво работать», — отметил глава государства.

В настоящее время в Минэкономразвития готовятся поправки в законодательство, которые позволят использовать пенсионные накопления для финансирования инфраструктурных проектов. По оценкам Минтранса, правительство может направлять примерно 1 трлн рублей в форме заемного капитала на развитие инфраструктуры всех отраслей. Так, в будущем году 100 млрд руб. из Пенсионного фонда может быть инвестировано в инфраструктурные облигации ОАО «РЖД».

Необходимо отметить, что данный инструмент может быть реализован только в случае принятия решения о переходе к долгосрочной методике расчета тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, которая будет учитывать соответствующие процентные расходы и погашение основного долга по данным облигациям. В случае реализации всех этих мер можно будет говорить о том, что облигации — это новая форма государственной поддержки развития инфраструктуры.

В 2012 году совместно с Правительством РФ, экспертами, крупнейшими потребителями услуг проделана значительная интеллектуальная работа и сформированы концептуальные подходы для планомерного изменения ситуации с развитием железнодорожной инфраструктуры и совершенствованием государственного регулирования отрасли. Следующий год может стать переломным с точки зрения решения вопросов по обновлению и развитию железнодорожной инфраструктуры.

Галина РОМАНОВА

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала