Опять с чистого листа?..

О путях и перспективах развития Сибири и Дальнего Востока размышляет депутат Государственной Думы, первый президент Республики Саха (Якутия) Михаил НИКОЛАЕВ.

— Освоению богатств Севера посвящены сотни книг. Их авторы — крупнейшие ученые и писатели. Но судьбы людей Севера чаще всего остаются за пределами их интересов... А между тем на Севере самая высокая смертность, самая короткая продолжительность жизни. Практически все северяне страдают хроническими авитаминозами. Здесь еще много районов, где население снабжается молочными продуктами на один-два процента физиологической потребности. Северяне хуже всех в стране обеспечены жильем. Особенно тяжелы условия жизни и труда на азиатском Севере. Еще до перестройки сменяемость кадров была здесь в два раза выше, чем на Севере европейском. На фоне высокой заболеваемости северян, после повышения тарифов на авиабилеты и стоимости путевок тысячи семей потеряли возможность поправлять здоровье в южных здравницах, лечиться в центральных клиниках России.

Сегодня миграционные потоки повлекли в центральные районы не только вновь прибывших, но и тысячи северян-старожилов, северян во втором и третьем поколении. Какая участь ждет северян — выходцев из центральных регионов, Украины, Северного Кавказа, Беларуси, Молдовы, других республик? Ехали они на Север не только за романтикой, но и с надеждой поправить свое материальное положение, купить дом, квартиру, автомашину, обеспечить приближающуюся старость. Безразличие же Центра к нуждам северян не защитило от девальвации их сбережения, не решило вопроса с бронированием жилья… Все это привело к резкому падению доверия миллионов северян к Правительству России. Замирала жизнь на приисках и копях, тысячи контейнеров со скарбом и сегодня ждут отгрузки. Идет повальное увольнение и массовый отъезд...Населению не на что надеяться. Похоже, Север, как и вся страна, родился под созвездием Предательства. До Севера ли сегодня?

— Михаил Ефимович, так было в те лихие 90-е, когда вас избрали первым президентом Республики Саха (Якутия). Сейчас ситуация изменилась?

- Благоденствие России немыслимо без Севера. Свертывание его производства больно отзовется в самых неожиданных местах общегосударственного организма. И Север вырос, возмужал. Выросли люди, возможности. Многое Север нынче способен решать сам. Ему не требуется мелочная опека, но для успехов необходима продуманная и взвешенная, долговременная государственная политика доброжелательного протекционизма. Требуется это безотлагательно.

- Вот и создано Министерство по развитию Дальнего Востока…

- Это очень хорошо, и министр назначен очень толковый, настоящий государственник, но надо наделить министерство достаточными полномочиями, подкрепленными финансами. Пока же, по сведениям моего — Комитета, таких полномочий явно не хватает, и с деньгами туго.

Могу отметить и тот немаловажный факт, что наш состав Государственной Думы принял долгожданный Закон о Северном морском пути, в разработке которого и я принимал активное участие в составе специальной рабочей группы Комитета по транспорту. Этот закон северяне ждали почти 20 лет!

Нашу республику обоснованно заботит развитие Северного морского пути. Без него невозможно полноценное снабжение северовосточных районов республики, завоз грузов по рекам Яна, Индигирка, Колыма. Чтобы меня не упрекнули в узкокорыстных интересах, напомню, что освоение Северного морского пути всегда было государственной национальной задачей для России. Ведь он пролегает вдоль российских берегов и является внутренним путем. Общая протяженность его от Новоземельских островов до Берингова пролива около 2880 миль, что значительно сокращает путь с Запада на Дальний Восток. Закон о Севмор-пути нужен был как воздух и принесет казне огромную прибыль, сравнимую разве что с доходами РАО «РЖД».

Сегодня основной поток грузов поступает в Республику Саха с юга — через Ленский речной порт Осетрово и по железной дороге на юге республики. Нам говорят: доведете железную дорогу до Якутска и решите проблемы. Но мы не склонны поддерживать однобокое решение. Железная дорога решит много проблем, но далеко не все. По всему Северу, в том числе и зарубежному, легко заметить сочетание нескольких видов транспорта, наличие нескольких перегрузок. Это нормальное явление.

У наших северных территорий большие перспективы по добыче полезных ископаемых — нефти, газа, золота, олова, сурьмы, ртути, алмазов, каменной соли, угля, вольфрама, железа, апатитов. Кладовой подземных богатств являются ныне едва ли не самые отсталые в экономическом отношении из-за удаленности от центра Анабар-ский и Оленекский районы, расположенные на краю материка. Сегодня эти богатства ждут своего часа, который наступит с развитием транспортного комплекса, особенно мореплавания в высоких широтах. По самым скромным подсчетам, к концу этого десятилетия объем морских перевозок удвоится, а на Яне, Колыме, Анабаре возрастет значительно больше.

— На одном из заседаний Правительства РФ Дмитрий Медведев призвал рассмотреть вопрос установления особого налогового режима для новых предприятий, создающихся на территории Дальнего Востока, в том числе путем расширения перечня налогов, по которым предоставляются льготы.

— С этим трудно не согласиться. Постановка вопроса заслуживает самого пристального внимания и воплощения в жизнь. Как и предложение одного из политиков — полностью освободить население районов Крайнего Севера, Арктики и Дальнего Востока от налогов. А это всего 4,4 процента населения России. Действительно, жить и работать там не самое простое занятие. Еще раз почитайте Джека Лондона! Не знаю, хлынут ли туда переселенцы со всех концов нашей большой Родины, из СНГ? Вполне возможно. Но местное население, приспособленное за тысячелетия к суровым условиям, вздохнет свободнее и приумножится. Не это ли главное? Однако жизнь учит, что многие хорошие задумки, предложения и даже поручения самого высокого руководства зависают либо кладутся под сукно. И мое твердое мнение — необходимо срочно либо создавать могущественное Министерство по делам Севера и Арктики, либо парламентскую комиссию с самыми широкими полномочиями. Иначе все — пустые разговоры!

Картина складывается безрадостная… Низок уровень исполнительской дисциплины, что приводит к тому, что значительная часть принятых законодательных решений по проблемам Севера и Арктики не выполняется или выполняется не в полном объеме. Причем в большинстве случаев это нельзя отнести к проявлениям или последствиям мирового финансово-экономического кризиса. Несмотря на неоднократные прямые указания Президента РФ и Председателя Правительства России! Одной из основных причин невыполнения норм принятых федеральных законов продолжает оставаться отсутствие в течение длительного времени нормативных правовых документов федеральных органов исполнительной власти, принятие которых необходимо для реализации этих законов.

Когда я работал заместителем Председателя Совета Федерации РФ, мы ежегодно анализировали исполнительскую дисциплину при выполнении поручений руководства страны по северной тематике. Так вот, порой создавалось впечатление, что ответственные лица, государственные, казалось бы, мужи, начисто забыли об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом РФ 18 сентября 2008 года. Несмотря на важнейшее значение и актуальность этого документа в условиях резко усилившегося внимания других стран к Арктике в установленные сроки не была принята Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности до 2020 года, откладывается разработка проекта федерального закона о южной границе Арктической зоны РФ и ряда других нормативных правовых актов. Хотя указанными Основами предусматривается значительное расширение исследований в Арктике, только в 2010 году почти на четверть по сравнению с 2009 годом уменьшилось финансирование подпрограммы «Освоение и использование Арктики», федеральной целевой программы «Мировой океан». Можно буквально засыпать читателя подобными примерами разгильдяйства, но что сие даст?

— А как вы относитесь к созданию в прошлом году фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона, по мнению экспертов, это по-настоящему деловой партнер двенадцати регионов Востока России?

— Я положительно оцениваю создание и деятельность этого фонда. Наблюдательным советом «Внешэкономбанка» в прошлом году принято решение об особых условиях участия банка в инвестиционных проектах на Востоке России. Минимальный размер предоставляемого ВЭБом объема финансирования — 500 миллионов рублей и выше. Финансирование от 20% стоимости инвестиционного проекта, при условии, что не менее 20% обеспечивает частный инвестор — инициатор проекта. Общий лимит участия «Внешэкономбанка» в субординированных кредитах до 2015 года составляет 70 миллиардов рублей. Фонд является этаким девелопером-ка-тализатором развития частной инициативы в макрорегионе. До недавнего времени активно использовался и инструмент под названием Инвестиционный фонд Российской Федерации. На Дальнем Востоке бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда выделяются на финансирование первого этапа проекта «Комплексное развитие Южной Якутии» и на проект реконструкции участка «Оунэ — Высокогорная», со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке «Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань». Оба проекта имеют стратегическое значение не только для Дальнего Востока, но и для страны в целом.

Проект комплексного развития Южной Якутии, безусловно, уникальный проект, объединивший большое число участников. В настоящее время в стадии реализации находится первый этап этого проекта, который предусматривает разработку проектной документации по созданию промышленных инфраструктурных объектов. И стоимость первого этапа 10 миллиардов рублей, из которых почти 7,5 финансируется из федерального бюджета, остальное вкладывают инвесторы. Окончание проектирования остальных запланировано в 2013 году. Второй этап предусматривает строительство объектов транспортной и энергетической инфраструктуры, а также объектов инвесторов и предполагает привлечение инвестиций в объеме свыше 400 миллиардов рублей. При этом только прямых инвестиций со стороны федерального бюджета может потребоваться свыше 100 миллиардов рублей.

Данные цифры прежде всего показывают, насколько масштабен проект, насколько масштабны были задумки, но, однако, сегодня отсутствие федерального финансового наполнения Инвестиционного фонда ставит под вопрос реализацию второго этапа… При этом средства государства и инвесторов уже потрачены на проектные изыскания, а срок давности результатов таких работ, к сожалению, ограничен двумя годами. Я полагаю, что необходимо выделить в комплексном проекте развития Южной Якутии наиболее инвестиционно привлекательные блоки, с более короткими сроками реализации и сроками окупаемости, и попытаться сконцентрировать имеющиеся финансовые ресурсы как государства, так и частных компаний на безусловное завершение начатого.

А ведь проект предполагает на территории Южной Якутии создание целого ряда предприятий по добыче и переработке минеральных ресурсов — это уголь, железо, уран, углеводороды, фосфорные, апатитовые удобрения. Это объекты электрогенерации, необходимая для них инфраструктура — железнодорожная, автодорожная, электросетевая. В 2007 году проект был одобрен для софинансирования со стороны государства из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации на этапе проектирования. Было принято решение, проект большой, стоимость его свыше 400 миллиардов рублей в ценах 2007 года. Спроектирован комплекс инфраструктурных объектов — железнодорожные линии, автомобильные дороги, и завершается проектирование электросетевой инфраструктуры. Спроектирована целая Канкунская гидроэлектростанция, достаточно сложное и интересное во многих отношениях сооружение.

— Таким образом, вы остались при своем мнении — все эти фонды дело хорошее, но на Севере и Дальнем Востоке нужно создавать мощнейшую корпорацию и не менее мощнейший банк с привлечением крупных иностранных инвесторов и средств населения России?

— Да, об этом я уже говорил в журнале «Российская Федерация сегодня» (№ 20, 2012 г. — Прим. авт.) и не перестаю повторять. Писал я об этом и высшему руководству. Царь при строительстве железной дороги Москва — Владивосток не взял ни копейки из бюджета, а создал Русско-американский банк в Иркутске, который выпустил облигации золотого займа и продал их населению. А СССР построил угольный разрез в Южной Якутии на японские инвестиции и расплатился углем… Эти страны и сейчас готовы вкладывать деньги в приоритетные проекты на «северах», Дальнем Востоке, есть предложения и от Вьетнама, другие государства подтянутся. Только нам надо решительнее бороться с коррупцией, невзирая на лица. Что уже, наконец-то, и происходит.

— А как вы относитесь к утверждению некоторых специалистов о том, что Север и Дальний Восток не обременены проблемами старопромышленных регионов, поэтому, если серьезно развивать экономику, то отсутствие инфраструктуры, промышленных объектов становится не недостатком, а, наоборот, преимуществом?

- Только чтобы не получилось так, как происходило при разработке месторождений иностранными инвесторами на шельфе, когда об экологии никто не думал… Или так: стратегию развития Дальнего Востока разрабатывали москвичи, с ними спорили, что вполне понятно, специалисты Дальнего Востока, а стратегию развития Сибири готовили сибиряки, им противостояла вся Москва! Стратегия утверждена распоряжением Правительства РФ. Вот в чем главная ошибка. В результате до сих пор ни одно министерство не приняло решение, которое соответствует стратегии. Нужен федеральный закон, чтобы правительство исполняло его, а не «кроило», как хотело, каждый год. Никакой инвестор никогда не пойдет никуда, если у него не будет твердого убеждения, что его деньги не пропадут.

Специалисты-сибиряки сделали расчеты вместе с Институтом экономики и организации промышленного производства, опросив достаточно большое количество экспертов. И пришли к неутешительному выводу: если ситуация будет развиваться таким же образом, как сегодня, то к 2020 году, к 2025 году мы потеряем где-то примерно около пяти — пяти с половиной тысяч поселений Сибири в Сибирском федеральном округе. Тогда точно можно будет начинать все заново, с чистого листа!

Беседовал Михаил ВОЛКОВ

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала