Инвестиционная карта ляжет через год

Сегодня очевидно, что объявленная программа модернизации страны невозможна без увеличения и грамотного использования потока инвестиций в экономику России. Но здесь важно понимать, что идут они не просто в Россию, а в регионы, и от того, насколько в субъектах Федерации сумеют создать условия для улучшения инвестиционного климата, зависит и успех процесса модернизации в целом.

Именно роль регионов в этом деле обсуждалась на прошлой неделе в ходе «правительственного часа» — очередного пленарного заседания Совета Федерации, на котором отчитывался министр экономического развития Андрей Белоусов. И его выступление оставило двоякое впечатление.

С одной стороны, и это признал сам докладчик, по существующим инвестиционным рейтингам Россия, как правило, достаточно далека от лидирующих позиций, за что мы привыкли себя корить и ругать. Но есть и другие объективные показатели, которые обобщенно отражают самочувствие инвесторов в нашей стране. Среди них, в частности, объем привлеченных прямых иностранных инвестиций. По этому показателю за пять последних лет Россия заняла шестое место в мире и второе среди стран БРИКС — почти 300 млрд долларов. В прошлом году мы стали девятыми в двадцатке ведущих экономик мира по объему привлеченных за год прямых иностранных инвестиций, уступив Китаю и Бразилии, но существенно опередив другие страны — члены БРИКС, такие, как Индия и Южная Африка.

Вместе с тем, подчеркнул Андрей Белоусов, условия работы в России отражают не только экономические показатели, но и опросы предпринимателей. По данным опроса, проведенного Консультативным советом по иностранным инвестициям в России, объединяющим крупнейших иностранных инвесторов из ведущих стран мира, среди существующих и потенциальных инвесторов 71 процент удовлетворены результатами инвестирования и планируют продолжать деятельность в России.

Таким образом, видимо, с инвестиционным климатом дела в стране обстоят не так уж и плохо. В чем-то это так, подтвердил министр, а в чем-то, наоборот, очень плохо. Традиционно сильными факторами для нас, по его словам, являются макроэкономическая устойчивость и низкий, практически нулевой бюджетный дефицит, значительный объем золотовалютных резервов и низкий объем внешнего долга. А вот традиционно слабыми остаются показатели, отражающие состояние и деятельность рыночных институтов. И все это уже непосредственно касается регионов.

Андрей Белоусов привел в своем выступлении любопытные данные, о которых мало кто знает. Так, согласно последнему исследованию Всемирного банка, оценивающему легкость ведения бизнеса в 185 странах мира, наиболее проблемным для предпринимателей в России являются получение разрешений на строительство, подключение к электросетям, таможенное администрирование и доступ к кредитным ресурсам. По получению разрешения на строительство Россия занимает в этом исследовании место в последней десятке — 178-е. И чтобы добиться такой «визы», потенциальному инвестору — предпринимателю, в среднем понадобится около года, не говоря уж о неимоверном количестве процедур, тому сопутствующих. Между тем, в лидирующих странах — Сингапуре и Гонконге — на это уйдет соответственно 26 и 67 дней. Как говорится, почувствуйте разницу! А по подключению к электросетям Россия и вовсе на предпоследнем месте в мире.

Улучшение инвестиционного климата напрямую зависит от улучшения деятельности рыночных институтов непосредственно в субъектах Федерации, считает Андрей Белоусов. Хотя условия у всех у них разные, он уверен в том, что возможности изменить ситуацию у регионов есть. Простой пример. Все регионы действуют в едином нормативном правовом поле, однако в одном из них на получение разрешения на строительство требуется 150 дней, а в другом — 488. Такая разница, полагает министр, возникает потому, что на региональном и муниципальном уровнях увлеклись изобретением разного рода дополнительных процедур при выдаче разрешений.

Какой же выход из сложившейся ситуации? Как рассказал Андрей Белоусов, уже ведется работа, смысл которой в упрощении и упорядочении рыночных институтов.

Здесь три направления. Первое — улучшение условий ведения бизнеса в рамках национальной предпринимательской инициативы. Основные пункты ориентированы на достижение конкретного эффекта, выражающегося в сокращении сроков и стоимости прохождения конкретных процедур.

Второе связано с вопросами земельных отношений, механизм которых, считает глава Минэкономразвития, устарел до предела и создает колоссальную коррупцию в субъектах. Сюда же входят проблемы, связанные с разработкой градостроительной документации, государственной поддержкой комплексного освоения территорий, сокращением сроков количества согласований при строительстве. Решение всех этих задач, убежден Андрей Белоусов, непосредственно связано с работой законодателей как федерального, так и регионального уровней.

И третье направление — это введение стандарта деятельности исполнительных органов власти субъекта Федерации. Собственно говоря, этот стандарт действует уже полтора года и включает в себя 15 базовых требований к бизнес-среде регионов. Среди них обязательны разработка инвестиционной стратегии региона, создание совещательного координационного органа и специализированной структуры по привлечению инвестиций, наличие прямой связи инвестора и губернатора. Уже только пилотное внедрение такого стандарта показало, что даже в инвестиционно успешных регионах для инвесторов могут быть созданы дополнительные условия и рыночные институты. Всего же пока этот стандарт деятельности функционирует в 11 субъектах Федерации.

Таким образом, из доклада министра следует, что механизмы, направленные на улучшение инвестиционного климата созданы, и некоторые из них уже действуют… По всем направлениям этой работы Андрей Белоусов предложил подключиться и членам Совета Федерации. Эта идея была поддержана сенаторами. Многие из них уже по ходу обсуждения предлагали свое видение решения тех или иных проблем. Например, Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко потребовала внести предложение главы Минэкономразвития, а также все другие предложения, последовавшие от членов палаты, в проект постановления по итогам слушаний. И, в свою очередь, внесла актуальное предложение.

Заметив, что в новых экономических условиях в том или ином формате должно присутствовать влияние государства, она напомнила министру, что Президент России в своем Послании поставил задачу создания инвестиционной карты России. По мнению Валентины Матвиенко, к этой работе должны активно подключиться и члены Совета Федерации.

Андрей Белоусов, в свою очередь, сообщил, что работа по созданию инвестиционной карты уже ведется сразу на нескольких площадках, в том числе и Внешэкономбанком. По его мнению, это необходимо делать в увязке со схемами территориального планирования, ведь в стране уже с 2013 года должны полностью заработать планы землепользования и застройки, а это создаст совершенно новые возможности для планирования инвестиций по всей территории страны. Министр не сомневается, что такая карта появится и окажется живым инструментом в работе. Она будет постоянно уточняться для того, чтобы лучше понимать инвестиционные возможности территорий, где не хватает инфраструктуры. По его словам, работа по созданию инвестиционной карты страны будет выполнена за год.

Николай ДОРОФЕЕВ
Фото Игоря САМОХВАЛОВА, «РФ СЕГОДНЯ»

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала