Сергей ХАРЮЧИ,
председатель Законодательного собрания Ямало-Ненецкого автономного округа

Правовая база кочевого образования

В Ямало-Ненецком автономном округе действует девять базовых законов, направленных на защиту интересов коренных малочисленных народов Севера, в которых регламентируются правовые основы их жизнедеятельности. Помимо этого отдельные нормы содержатся в более чем 30 законах автономного округа. Вместе с тем, несмотря на развитие законодательства, определяющего деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления в области образования детей коренных малочисленных народов Севера, единая система согласованных и взаимодополняющих нормативных правовых актов в настоящее время еще не сформирована.

Так, в действующем Федеральном законе «Об образовании» понятие «кочевое обучение» отсутствует, не определен правовой статус малокомплектной школы, кочевой школы, а без создания правовой основы невозможно создание кочевых образовательных учреждений.

В стратегии развития ЯНАО до 2020 года определено, что приоритетными направлениями деятельности органов государственной власти по поддержке детей коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционный образ жизни, является, в частности, обеспечение реализации их прав на получение обязательного общего образования и воспитания на родном языке, в традициях культуры и истории своего народа, приобщение к традиционным промыслам, национально-прикладному творчеству. На сегодняшний день ведется поиск оптимальных альтернативных форм обучения детей кочевников, рассматриваются различные варианты — кочевые, семейные, стойбищные школы, интернаты с ведением традиционной хозяйственной деятельности.

Существующая в округе модель образования детей коренных народов в школах-интернатах показала, что такое образование, к сожалению, приводит к потере подрастающим поколением культурных традиций своего народа. Молодежь, воспитанная в интернатах, не только не хочет заниматься традиционными видами деятельности, но и практически теряет связь с родителями. Мальчики не умеют держать хорей, девочки не обучены рукоделию и не умеют вести хозяйство. Зачастую возникает недопонимание с родителями, а в итоге молодежь не хочет возвращаться к своей семье, а оседает в городах и поселках, где зачастую остается невостребованной.

Поэтому система сельского общего образования должна быть выстроена таким образом, чтобы не отрывать детей от семьи, где им прививаются необходимые знания и умения для того, чтобы выжить в тундре и вести эффективно личное хозяйство или быть работником на сельхозпредприятии.

Кочевой образ жизни ямальских оленеводов может быть адаптирован к современным образовательным технологиям. Важной мерой, направленной на повышение качества жизни коренных малочисленных народов Севера, автономного округа является организация кочевых школ, которые представляют из себя небольшие школы начального образования на факториях или сезонные школы — в зависимости от образа жизни коренного населения. Ориентированная на природу ребенка, такая школа поможет коренным малочисленным народам сохранить традиционные формы хозяйствования, родной язык и национальную культуру. В то же время дети получат полноценные знания, так как в кочевых школах будет действовать государственный образовательный стандарт. Обучение пойдет как на родном, так и на русском языках.

Опыт создания и функционирования подобных школ есть во многих регионах России, например, в Республике Саха (Якутия), Ненецком автономном округе, Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края, Ханты-Мансийском автономном округе, Амурской области и других.

В Ямало-Ненецком автономном округе уже внесены изменения в региональную законодательную базу, позволяющие внедрить такую форму образовательного процесса. Это:

• Закон ЯНАО от 31.01.2000 № 6-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе» в ред. Закона № 12-ЗАО от 04.04.2012.

• Закон ЯНАО от 24.11.2008 № 91-ЗАО «Об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа, финансируемых за счет средств окружного бюджета» в ред. Закона № 12-ЗАО от 04.04.2012.

• Закон ЯНАО от 04.04.2012 № 13-ЗАО «О нормативах и объемах финансирования расходов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях».

Что дает принятие подобных законов для организации обучения детей из числа коренных малочисленных народов Севера? Например, это предусматривает:

• право родителей или законных представителей ребенка выбирать образовательное учреждение, а также форму организации образовательного процесса;

• индивидуальное обучение детей из числа коренных малочисленных народов Севера, режим обучения, ориентированный на национальный календарь;

• коэффициент за разъездной характер работы, позволяющий стимулировать труд педагогов, осуществляющих свою деятельность в кочевых условиях;

• субсидирование расходов муниципалитетов по обеспечению образовательного процесса, таких, как закупка техники, минимального набора инвентарного оборудования для кочевого педагога;

• сохранение малокомплектной сельской школы как градообразующего предприятия для малого села (восемь сел в пяти районах автономного округа).

Данные нововведения позволят реализовать в полном объеме конституционные права граждан на образование, установленные статьей 43 Конституции Российской Федерации. Они определяют особенности организации образовательного процесса для детей из числа коренных малочисленных народов Севера и иных лиц, ведущих кочевой и полукочевой образ жизни. Впервые на Ямале образование смогут получить в полной мере дети коренных народов, проживающих в труднодоступных районах автономного округа. Кроме того, закрепляется понятие «малокомплектная сельская школа», а также особенности функционирования малокомплектного сельского общеобразовательного учреждения.

В целях стимулирования развития альтернативных форм обучения и ведения образовательного процесса для детей кочевников планируется на условиях софинансирования субсидировать расходы муниципальных районов и городских округов по обеспечению образовательного процесса.

Для обеспечения и организации образовательного процесса в данном случае государственное и муниципальное образовательное учреждение в автономном округе направляет в места кочевий педагогического работника. Поэтому региональное законодательство предполагает возможность установить педагогическим работникам коэффициент за разъездной характер работы (К9), стоимостное выражение которого для кочевых педагогов составит порядка 10–15 тысяч рублей ежемесячно. Данный коэффициент позволит стимулировать педагогов, осуществляющих свою деятельность в кочевых условиях, и может обеспечить в различных муниципальных образованиях равные подходы к оплате их труда.

Сегодня этнокультурные образовательные учреждения в округе получили статус инновационной площадки и финансовое подкрепление. Задача депутатского корпуса — создать законодательную основу, чтобы разработанный механизм пришел в действие.

В начале учебного года тундровики отправляют своих детей в школу-интернат. Они долго не увидятся.

Сын оленевода

В свободное от учебы время...

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала