У интеграции свои проекты

Союзные программы направлены на инновационный прорыв

Если проследить динамику торговых отношений России и Беларуси, то можно наглядно увидеть, как в последние годы кривая роста по всем показателям неуклонно ползла вверх. По итогам текущего года товарооборот между двумя странами должен намного превысить 40 миллиардов долларов. В прошлом году он составил около 39 миллиардов.

За девять месяцев этого года двусторонняя торговля перешагнула отметку в 33 миллиарда долларов, то есть товарооборот в очередной раз «пошел на рекорд». Россия занимает 47 процентов во внешнем товарообороте Беларуси. Растет и союзный бюджет, от спутника до суперкомьютера, который в настоящее время в целом составляет 4 миллиарда 872 миллиона рублей, из которых 65 процентов финансируются за счет российской стороны и 35 процентов — белорусской. И около половины средств (примерно 2,5 миллиарда рублей), лежащих в бюджетной казне СГ, направляется на реализацию союзных программ.

В настоящее время действует 13 союзных программ, а в общей сложности за несколько лет существования такого направления совместного сотрудничества реализовано свыше 40 проектов. Как заявил на седьмом Форуме союзных программ «Союзное государство — в интересах народов» Госсекретарь СГ Григорий Рапота, программы отбирались в первую очередь с учетом важности решения проблем по совершенствованию инфраструктуры и по созданию инновационного продукта в области транспорта, логистики, космоса, медицины, фармацевтики, культуры и т. п.

Пожалуй, впервые столь решительно раздвигаются рамки такого двустороннего научно-технического и экономического сотрудничества. Москва и Минск готовы более активно и широко втягивать в орбиту участия в программах Союзного государства партнеров по евразийской интеграции. Двери для их равноправного участия в этих программах широко распахнуты, прежде всего, для Казахстана как надежного партнера по Евразийскому союзу. Но не только. К сотрудничеству приглашаются все заинтересованные иностранные компании — ограничений в этом отношении нет. К совместным проектам проявляет живой интерес Евразийская экономическая комиссия. Условие одно: это участие не должно приводить, как сказал Госсекретарь, к резким изменениям в содержании союзных программ.

Какие это проекты? Сразу же стоит выделить общую работу по созданию совместного научно-образовательного малого космического аппарата для вузов России и Беларуси. Он позволит решить задачи по изучению околоземного пространства. Не менее интересные программы действуют и в сфере информационных технологий, где решающее слово остается за инновационными решениями. Так, применение суперкомпьютерных систем стало предметом детального исследования российских и белорусских ученых. Главное, чтобы проекты не существовали лишь на бумаге — в качестве какого-либо научно-исследовательского труда, который предстоит реализовать в далеком будущем. В этом отношении «суперкомпьютерный проект» — наглядное свидетельство того, как совместная работа может приносить конкретные плоды. В ходе выполнения программы «СКИФ-ГРИД» введено в эксплуатацию 7 суперкомпьютерных систем и 23 программных комплекса для них. Создан опытный участок грид-сети Союзного государства СКИФ-Полигон, на котором обкатываются модели построения интегрированного научно-образовательного пространства, осваиваются новые технологии. Все бюджетные средства, затраченные на финансирование программы «СКИФ-ГРИД» (680 миллионов рублей), полностью окупились. Более того, доходы от ее реализации превысили расходы в 2–2,25 раза и продолжают приносить прибыль, так как программные средства работают сейчас и будут работать впредь.

Не исключено, что в список союзных программ будет внесена и идея проекта по созданию высокоскоростной железной дороги между Москвой и Минском — по примеру трассы Москва — Санкт-Петербург и Москва — Нижний Новгород. Воплотить идею в жизнь будет очень сложно, заявил заместитель министра транспорта России Сергей Аристов, но проект вполне реальный. Надо сказать, его реализация удачно впишется в концепцию общего транспортного коридора в Европу. К тому же, если, наконец, будет решена проблема безвизового режима с Евросоюзом, то можно с полным основанием говорить о полной свободе передвижения, которая сегодня ограничивается бюрократическими визовыми процедурами, таможенными досмотрами, плохой дорожной инфраструктурой. Сегодня доехать на поезде до соседнего с Минском Вильнюса можно на два-три часа дольше, чем в советское время. Российский участок главной дороги на Запад, трассы М-1, по своему качеству сильно уступает белорусскому. Поэтому, как заверил вице-министр, в ближайшее время будут осуществлены планы по ее реконструкции.

Союзная программа позволила дать старт созданию нового лекарства на основе белка лактоферрина, который содержится в женском грудном молоке и обеспечивает противовирусную и противоинфекционную защиту младенца. Врачи считают, что лактоферрин может использоваться как заменитель для детей, находящихся на искусственном вскармливании, и для взрослых — в борьбе с внутрибольничными инфекциями. По сути, получена научная основа для организации новой фарминдустрии. Проект программы рассчитан на 2014–2018 годы.

Не менее актуальные программы реализуются и в области солнечной энергетики, фармацевтики, охраны и использования вод, ликвидации последствий чернобыльской катастрофы и т. д. Так что программ и инициатив много. Важно выбрать наиболее нужные людям, самые востребованные, чтобы, как отметил Первый заместитель Председателя Совета Федерации Александр Торшин, результаты могли лечь в основу новых законодательных инициатив и предложений для совершенствования нормативно-правовой базы Союзного государства. Эти программы — реальный шаг на пути к действительной интеграции, объединению наших государств и братских народов.

Однако на пути реализации таких союзных программ, как это часто бывает, встают барьеры не столько их состоятельности с научно-экономической точки зрения, сколько препоны чисто бюрократического характера, которые могут свести на нет самые, казалось бы, светлые идеи и инициативы.

По мнению заместителя Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Леонида Слуцкого, среди причин некачественной реализации союзных программ, (например, возникновение остатков бюджетных средств) являются или несвоевременное их исполнение из-за слишком долгого проведения конкурсов, или чисто бюрократические проволочки. Это во многом объясняется несовершенством существующей нормативно-правовой базы по подготовке и реализации программ и мероприятий.

Все это приводит к тому, что, как отметил заместитель Госсекретаря Союзного государства и член наблюдательного совета Российско-Белорусского Делового совета Алексей Кубрин, утверждение некоторых проектов затягивается не только на несколько месяцев, но и на 2-3 года. Действительно, из 33 приоритетных программ, список которых был представлен на форуме, пока утверждены лишь 11. Остальные до сих пор находятся на стадии согласования.

Чтобы снять проблемы длительного согласования и решить многие другие вопросы, первый заместитель председателя президиума Национальной академии наук Беларуси Петр Витязь предлагает создать целевой научно-инновационный фонд, идея которого пока никак не может получить реальные очертания.

Да и роль Делового совета могла бы быть выше, особенно по вопросам упрощения процедур внедрения инновационных союзных проектов. Пока этот процесс занимает от полугода до нескольких лет. Как считает заместитель Государственного секретаря Союзного государства Иван Бамбиза, для экономики такие сроки являются провальными, так как идеи быстро устаревают или их попросту воруют.

Многие из более чем тридцати докладов, представленных на форуме, станут основой для разработки новых приоритетных проектов. Первый заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин выразил надежду на то, что они станут частью законодательных инициатив.

Николай ЛАШКЕВИЧ

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала