Без примитивизации

Российский Дальний Восток — это 13 субъектов Федерации с богатейшим ресурсным потенциалом и одновременно одна из наиболее проблемных наших территорий. Для комплексного решения вопросов развития мегарегиона в новом Правительстве РФ было образовано отдельное министерство. Возглавивший его полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев обозначил «болевые точки» государственной политики по развитию Дальнего Востока в ходе «правительственного часа» на 324-м пленарном заседании Совета Федерации.

Виктор Ишаев считает, что приватизация на Дальнем Востоке обернулась примитивизацией

Председатель палаты Валентина Матвиенко сообщила, что, чтобы реально возродить этот регион, сейчас разрабатывается комплексная государственная программа развития Дальнего Востока и Забайкальского региона. Как ожидается, она будет готова уже в первом квартале 2013 года. Валентина Матвиенко предложила активнее привлекать к работе над ней руководителей регионов. «Интерес к Дальнему Востоку как со стороны Российского государства, так и со стороны сопредельных стран определяют его геополитическое расположение, колоссальные природные ресурсы, — напомнил Виктор Ишаев. — В разные исторические периоды принимались различные программы его развития. Наиболее успешная — в 1937 году, выполненная на 130 процентов». Программы принимались и дальше, но, констатировал министр, с убывающей эффективностью. В начале 90-х годов, с коренным изменением экономической и политической моделей развития России, регион очутился в крайне сложном положении. Нужны были новые механизмы хозяйствования, необходимо было менять структуру экономики с интеграцией в Азиатско-Тихоокеанский регион, потому что выйти со своей продукцией на внутренний российский рынок не получалось. Нужна была эффективная политика по закреплению населения. Задачи эти актуальны и сегодня. Впервые реальную государственную поддержку регион ощутил с принятием программы 2006 года, пошли деньги, и немалые, в развитие инфраструктуры. В последние годы мощным толчком стала подготовка к саммиту АТЭС. Форум прошел, иностранцы убедились, что Дальний Восток — территория возможностей, а мы — что он должен сыграть роль локомотива в развитии России, стать в сегодняшнем глобальном мире контактной зоной с Азиатско-Тихоокеанским регионом.

Президентом России поставлена задача: Дальний Восток должен выходить на опережающее развитие. Нужно создать условия для развития конкурентоспособной экономики и жизни населения на уровне среднеевропейских стандартов. Для этого требуется коренная реструктуризация экономики. Приватизация на Дальнем Востоке, признал министр, обернулась примитивизацией. Обрабатывающий сектор составляет лишь 5,5 процента от валового продукта мегарегиона.

Дальний Восток — мощная территория, но здесь проживает всего 6 миллионов 285 тысяч человек — 4,4 процента населения России, и эти 4,4 процента формируют 5,6 процента ВВП страны. Доля региона в общероссийских доходах лишь 2,1 процента. Удорожающие факторы поглощают все доходы предприятий. Дальний Восток выталкивается из единого экономического пространства России. Если когда-то три четверти продукции шло на отечественный рынок, то сегодня — лишь пятая часть. Мы больше работаем с иностранцами, причем их интересует исключительно сырье. Многие промышленные предприятия региона, в первую очередь оборонные, находятся в плачевном состоянии. Спрашивается, зачем держать десять предприятий с загрузкой на одну десятую? Не разумнее ли оставить необходимое количество, а другие — приватизировать, акционировать, перепрофилировать. По мнению министра, сокращению должна предшествовать «мощнейшая ревизия старой промышленной базы».

Пришло время, уверен Виктор Ишаев, создавать крупные финансовые фонды, способные аккумулировать средства в развитие территорий. Часть государственных денег не просто складывать в кубышку, раздувая Резервный фонд до 7 и 10 процентов, а остановиться на 5 процентах и давать деньги на развитие страны, модернизацию промышленности, осуществление крупномасштабных проектов. Если не будут привлечены серьезные инвестиции, территорию развить не удастся. Те маленькие деньги, что сегодня даются, консервируют технологическую отсталость. Это как старый дом — можно много раз мазать трещину, но потом он, в конце концов, упадет.

Несмотря на обстоятельный доклад министра, у членов Совета Федерации возникло немало вопросов. Первый заместитель председателя Комитета по науке, образованию, культуре и информационной политике, сенатор от Хабаровского края Юрий Солонин попросил рассказать, как распределились сферы ответственности и полномочия двух территориальных министерств — Минрегиона и по Дальнему Востоку?

«Руководство страны, Президент, видя ситуацию на Дальнем Востоке, пришли к выводу, что нужны перемены, в том числе с точки зрения управления, — пояснил Виктор Ишаев. — В физике есть понятие затухающих волн: даже если в центре импульс был мощный, к краю они доходят крайне слабо. Министерство — генератор, который должен собрать все полномочия по отраслям и регионам, консолидируя усилия и ресурсы. Для примера, представителей федеральных органов власти на Дальнем Востоке — 47 тысяч. Многие из них, пользуясь удаленностью от основных ведомств, работают ни шатко, ни валко. Если их передадут нашему министерству, мы оптимизируем их деятельность и получим колоссальный эффект».

Заместитель председателя Комитета по экономической политике, сенатор от Кемеровской области Сергей Шатиров заметил, что роль дальневосточных портов и магистралей в экономическом росте России будет возрастать. И предложил поставить вопрос о привлечении в отрасль инвестиций с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

Иностранцы просятся в нефть и газ, не хотят вкладываться в инфраструктуру. В Якутии, допустим, нужно построить 300 километров дороги, которая обойдется дороже, чем само освоение Эльгинского месторождения. В проекте «Сахалин-2» доля российского капитала — ноль. На Сахалине выработка валового продукта на душу населения 53,9 тыс. долларов. В США — 48,1, в Японии — 35 тыс. долларов. Но уровень жизни в этих странах несопоставимо выше. Каждый валовой рубль дает Сахалину всего семь копеек, потому что иностранцы добывают газ, перерабатывают его, транспортируют и доходы оставляют себе.

Первый зампредседателя Комитета по Регламенту и организации парламентской деятельности, представитель от Забайкальского края Константин Сурков напомнил, что минуло семь лет, как подписано соглашение между Российской Федерацией и Китаем об автомобильном переходе в поселке Забайкальск. С китайской стороны давно подтянута трехполосная трасса, сделан таможенный переход, с российской стороны — голое поле.

Виктор Ишаев поинтересовался, что из Забайкалья повезут в Китай? И на пояснения сенатора, что «везется многое — сырье, лес, и объем перевалки грузов через российско-китайскую границу будет возрастать с каждым годом», возразил: «Лес нужно везти водным или железнодорожным путем. Автомобилями он будет дорогой. Повезут туда валюту, оттуда — ширпотреб. Схемы торговых отношений должны быть другие. Хотя бы 90 процентов экспорта — ресурсы, а 10 процентов — готовой продукции. Но и этого сегодня нет. Как нет и иностранных инвестиций в переработку биоресурсов, леса, полезных ископаемых. Макрорегион с каждым годом скатывается в нишу сырьевого придатка соседних государств».

Согласно оценкам экспертов, для обеспечения опережающего развития Дальнего Востока на его территорию необходимо ежегодно привлекать из внебюджетных источников не менее 600-800 млрд рублей инвестиций. При этом сумма ежегодных государственных ассигнований, как показывает опыт, только на реализацию ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья» (входящую в госпрограмму) должна быть не менее 100 млрд рублей. Однако в проекте федерального бюджета на 2014 год предусмотрено только 14 млрд рублей, а на 2015-й - ноль.

Государственная политика, направленная на обеспечение ускоренного развития Дальнего Востока, не может обойтись без создания на его территории благоприятного инвестиционного климата, выравнивания возможностей ведения бизнеса и жизни населения с территориями центральной части России. Необходимы бюджетные, налоговые, таможенные и тарифные преференции, закрепленные федеральным законом «О развитии Дальнего Востока». Это предложение министра поддержано в постановлении Совета Федерации. Будет создана рабочая группа, которая подготовит предложения в проект закона. Сенаторы примут участие и в формировании единой государственной программы развития Дальнего Востока и Байкальского региона…

В тот же день эта тема обсуждалась и в Ново-Огареве на заседании президиума Госсовета. «Нужно прямо сказать — темпы, а главное — качество развития дальневосточных регионов, условия для жизни людей нас все еще не могут устраивать, — заявил Президент РФ Владимир Путин. - Дальний Восток отстает и от соседей по Азиатско-Тихоокеанскому региону, и от других регионов России». Необходимо переломить ситуацию и вывести Забайкалье и Дальний Восток в экономические лидеры, реализовать масштабные комплексные проекты, которые придадут регионам новую энергию роста.

Юлия ЗАХВАТОВА
Фото Юрия ИНЯКИНА, «РФ СЕГОДНЯ»

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала