В Татарии — нанобум. В Башкирии — евразийство...

Модернизация политической системы, поддержка инвестиций и инноваций, развитие социальной сферы и культуры, принятие новых законов противодействия коррупции требуют слаженной работы, координации совместной деятельности депутатов всех уровней, заявил Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин во время рабочей поездки в Татарстан и Башкортостан. В ходе переговоров он обсудил проблемы социально-экономического развития республик с их президентами — Рустамом Миннихановым (Татарстан) и Рустэмом Хамитовым (Башкортостан), а взаимодействие Госдумы с депутатами и главами законодательных органов власти — с Фаридом Мухаметшиным (Государственный Совет Республики Татарстан) и Константином Толкачевым (Государственное собрание — Курултай Башкортостана).

Инновационный прорыв

27 ноября в Казани открылся первый в стране нанотехнологический центр и приуроченный этому событию IV Международный Казанский инновационный нанотехнологический форум «Nanotech-2012», в правительстве республики состоялось расширенное заседание Ассоциации инновационных регионов России (АИРР), а в парламенте — совместное с депутатами думских комитетов по науке и наукоемким технологиям и по промышленности совещание, на котором обсудили вопросы законодательного обеспечения развития биотехнологий в регионах России.

На всех мероприятиях Председатель Госдумы Сергей Нарышкин участвовал еще и в качестве главы Наблюдательного совета АИРР, куда входят руководители 12 наиболее инновационных субъектов страны. Татарстан, отметил он, является в России одним из лидеров по внедрению инноваций в различные отрасли экономики. В нанотехнологическом производстве республики сегодня участвуют более 100 организаций и предприятий. Объем их продукции, сообщил Рустам Минниханов, за 9 месяцев 2012 года составил порядка 25 миллиардов рублей, из которых 26 процентов приходится на малый и средний бизнес.

Выступая на общем заседании АИРР с законодателями, Сергей Нарышкин отметил, что инновации в этой сфере дают большой мультипликативный эффект, способный внести серьезный вклад в обеспечение устойчивого развития экономики регионов и конкурентоспособности страны в целом.

В России, однако, дела с развитием биотехнологий сегодня удручают. Советский Союз по объемам производств промышленных биотехнологий занимал одно из ведущих мест в мире, а Россия сейчас почти 80 процентов потребностей в биотехнологичных товарах удовлетворяет за счет импорта, заметил статс-секретарь — заместитель министра экономического развития России Олег Фомичев. «Если из трех китов современного технологического развития — IT, нано и био — по первым двум у нас за последние годы неплохая динамика, то по последнему ситуация противоположная», — подчеркнул он.

В комментарии для «РФ сегодня» заместитель главы Комитета ГД по аграрным вопросам Сергей Доронин сказал, что Россия за последние два десятилетия растеряла потенциал отечественных биотехнологий в сельском хозяйстве. По оценкам международных экспертов, уточнил он, к 2030-му году с применением биотехнологий будет производиться порядка 50 процентов всего мирового продовольствия. Для исправления ситуации, считает депутат, надо одновременно более активно и науку развивать, и поддерживать аграрный бизнес, готовый внедрять в свои производства современные технологии.

Сергей Нарышкин напомнил, что в апреле 2012 года Правительство РФ утвердило новую комплексную программу развития биотехнологий в стране до 2020 года. Она предполагает, в том числе, и совершенствование законодательства в этой сфере. В развитие ее уже проведены парламентские слушания и «круглые столы», где обсуждались законодательные меры поддержки биомедицинских технологий, биоэнергетики. «Регионы, входящие в ассоциацию, активно участвуют в экспертизе ключевых законопроектов экономического характера, которые находятся на рассмотрении в Госдуме», — отметил депутат. В качестве примера привел проект закона о федеральной контрактной системе, который готовится ко второму чтению. «Необходимо, чтобы значительные средства, ежегодно расходуемые из бюджетов всех уровней на закупки, — подчеркнул глава нижней палаты российского парламента, — ориентировались на инновационно содержащие товары и услуги».

АИРР совместно с думскими депутатами сформировала рабочую группу по мониторингу законодательства в инновационной сфере, которую возглавляет заместитель председателя Комитета ГД по науке и наукоемким технологиям Владимир Кононов. Результаты мониторинга и анализ лучшего регионального опыта, отметил он, будут представлены Совету законодателей при Федеральном Собрании, заседание которого запланировано на 13 декабря…

Свой визит в Казань Сергей Нарышкин начал с официального открытия форума «NANOTECH-2012», на котором был торжественно представлен первый в России Центр нанотехнологий Республики Татарстан. В его создание вложено около 3,8 миллиарда рублей, из которых 1,8 миллиарда инвестировало «Роснано», а остальные 2 миллиарда — Татарстан. Он специализируется на трех основных направлениях — полимерных и композиционных материалах, биотехнологиях и фармацевтике. Его основная задача — коммерциализовать инновационные проекты на ранней стадии и оказывать заявителям полный спектр услуг — от экспертизы и консалтинга до финансирования малых инновационных компаний и предоставления в аренду специализированного технологического и аналитического оборудования. Казанский центр — первый из 12 нанотехцентров, которые сегодня формируются в России. На их создание «Роснано» инвестировало более 12 миллиардов рублей, а в 2013 году планируется запуск еще семи.

«Понятие «инновации» сегодня довольно раскрученное, и даже расхожее, но естественным двигателем экономики инновации пока не стали. О них профессионально рассуждают на экспертных площадках, часто говорят с высоких трибун, но при этом далеко не всегда инновации являются приоритетом для бизнеса, причем как для частного, так и с государственным участием», — сказал Председатель Государственной Думы. При этом подчеркнул, что большинство крупных российских компаний работают в традиционных отраслях, а рынки, на которые поставляется их продукция, «или не особенно конкурентные, или не требуют обязательных инновационных решений».

Средний российский бизнес практически не присутствует в тех сферах, где для успеха нужна опора на последние достижения науки. Неважно обстоят дела и в малом бизнесе — лишь три процента его предпринимателей используют новейшие технологии. Основные причины того, по его мнению, кроются в слабой защищенности интеллектуальной собственности, в сложном доступе предпринимателей к научно-исследовательским новинкам, в отсутствии мотивации к использованию современнейших разработок, в неумении российского бизнеса заполучить своего инновационного клиента. Тревожный знак для инновационного малого бизнеса увидел и в том, что «все меньше молодых специалистов хотят работать в небольших компаниях». Талантливая молодежь предпочитает крупные корпорации, где меньше рисков, связанных с применением инноваций.

«Инновационное поведение должно стать выгодным экономически, - констатировал Сергей Нарышкин. — С этой целью надо продолжить формирование правового инструментария инновационной деятельности на всех ее этапах — от начального, когда нужны юридические гарантии защиты прав на полученные результаты, до финального, когда компании выходят на публичный рынок капитала». Как он считает, многое будет зависеть от модернизации законодательства. «Госдума сейчас работает над поправками в Гражданский кодекс. Они должны существенно повысить удобство корпоративных форм ведения бизнеса, а также создать дополнительные инструменты для структурирования договоренностей между инвесторами. Другое направление правотворчества — это обновление механизмов государственной экономической политики с тем, чтобы она стала инновационно мотивирующей. Приоритет должен отдаваться тем, кто готов инвестировать долгострочно, вкладывать средства в исследования для коммерциализации результатов научно-технических разработок», — расставил точки над «i» Сергей Нарышкин.

«Лично вы пользуетесь нанопродукцией?» — поинтересовались у него журналисты. «Нанолампочками», — ответил он. Экспозиция с их образцами была представлена на выставке Казанского IT-парка, развернутой в нанотехнологическом центре…

Школа молодого политика

«Наша республика является классической евразийской территорией. Через Башкортостан проходит граница, разделяющая Европу и Азию. Конечно, мы не можем остаться в стороне от евразийской интеграции. Мы поддерживаем создание Евразийского парламента и хотели бы предложить Уфу, Башкортостан как одну из территорий, где можно было бы создавать структуры Евразийского парламента, проводить его форумы, дискуссии, встречаться и обсуждать самые разнообразные вопросы по этой теме. Уфа готова к такого рода работе, в том числе и на уровне молодежных парламентов, на уровне крупных молодежных форумов», — сказал Президент Республики Башкортостан Рустэм Хамитов на встрече Сергея Нарышкина с членами Молодежной общественной палаты, представителями молодежных общественных организаций.

Все, кто знает, как Председатель Государственной Думы трепетно относится к идее создания Евразийского союза и последовательно старается реализовать его в «парламентском измерении», понимают, что для него слова главы республики прозвучали, словно бальзам на душу. Тем более что за ними кроется и политический смысл. Уфа готовится к проведению в 2015 году заседания Совета глав государств — членов Шанхайской организации сотрудничества и встречи глав государств и правительств БРИКС.

Упор при его организации и проведении республиканские власти делают на молодежь. И вполне оправданно. Более четверти населения Башкортостана — это молодые люди, которые сегодня учатся или уже работают после учебы. Многие — на государственной службе. Только в молодежных парламентах, а они созданы во всех муниципалитетах, занято 900 человек. Профессиональные навыки будущие депутаты, министры и чиновники всех уровней постигают в Школе молодого политика, которая здесь создана и действует при поддержке заместителя Руководителя Аппарата Государственной Думы — начальника Управления по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Юрия Шувалова.

«Для меня очевидно, что молодежь в республике играет важную роль и в социально-экономической, и в общественно-политической жизни. Насколько мне известно, в Башкортостане действует свыше 70 детских и молодежных организаций, которые объединяют более 200 тысяч человек, — сказал Сергей Нарышкин, отметив, что тема молодежного парламентаризма в России звучит отчетливо. — Я регулярно провожу встречи с представителями молодежных организаций, вижу много интересных, а главное, перспективных проектов. И как Председатель Государственной Думы готов содействовать полезным инициативам, а если надо, то и «подталкивать» к этому других депутатов. Знаю, что и руководство республики прислушивается к вам, во многом опирается на Молодежную общественную палату, на молодежные общественные советы».

В качестве одной из стратегических тем, которые могут обсуждаться молодежными парламентами, Сергей Нарышкин предложил евразийскую интеграцию. «В рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана уже имеется неплохой опыт унификации нормативной базы. Но в скором времени, по мере создания Евразийского экономического союза к 2015 году, вопросы качества нормативной базы будут подниматься на более высокий уровень. Это потребует глубокой, кропотливой и внимательной работы законотворцев с учетом политических и экономических интересов каждого государства, входящего в союз. Однако известно, что молодым договориться гораздо проще. И будущий Евразийский молодежный парламент мог бы наработать определенный объем материалов, базу, которая бы послужила основой для развития евразийского парламентского измерения».

Эта тема нашла свое развитие и на его встрече со студентами, аспирантами и преподавателями юридического факультета Башкирского госуниверситета, который ровно сто лет назад выпустил своих первых правоведов. «Существует мнение, что у нас избыток юристов. Я бы сделал существенное дополнение: у нас избыток неквалифицированных юристов, — констатировал глава Госдумы. — К сожалению, не все юридические вузы и кафедры дают качественное образование по форме и содержанию. Это ощущается и в органах власти, в том числе на законодательном уровне. Складывается поразительная ситуация: общественно-политические процессы в нашей стране развиваются достаточно быстро, и важно, чтобы законодательная база успевала за ними, но при дефиците грамотных юристов, получающих системные знания, сделать это сложно. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы ведущие вузы страны готовили как можно больше специалистов высокого класса».

Невольно зашла речь о формируемом списке так называемых «неэффективных» вузов. Критерии, по которым он формировался, считает думский спикер, должны быть системными и четкими. По его мнению, следует еще раз провести «более тонкий и содержательный» анализ, разделив вузы по профилю. Впрочем, полагает он, те вузы, которые попали в число «неэффективных», должны сделать для себя определенные выводы: «посмотреть, по каким параметрам проигрывают своим коллегам, и подтянуться».

Среди многочисленных прозвучавших вопросов, один застал главу нижней палаты парламента, можно сказать, врасплох. Студент четвертого курса Виталий Евремов поинтересовался, не планируется ли в думских кулуарах отменить налогообложение материальной помощи студентов из малообеспеченных семей? «Для меня этот вопрос новый, — ответил Сергей Нарышкин. — Я дам поручение профильным комитетам проработать его с Министерством финансов. Здесь, конечно, должны быть проведены определенные расчеты, с тем, чтобы определить, каков должен быть объем обязательств государства». Пообещал довести решение вопроса до конца и в свою очередь спросил у ректора БашГУ: каков объем материальной помощи в университете? «8–9 миллионов рублей в год, — сообщил Ахат Мустафин. — Стипендиальный фонд составляет более 100 миллионов. Средняя стипендия — около 4 тысяч рублей. Сироты получают 6 тысяч рублей в месяц и до 90 тысяч рублей разовую выплату в год».

Конструктивный разговор о развитии парламентаризма состоялся и с руководством Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан. «Наряду с повышением значения общественной экспертизы законодательных инициатив, нам следует большее внимание уделить и координации совместной работы депутатов как Государственной Думы, так и субъектов Федерации. Знание ситуации на местах, опыт профессиональной работы депутатов регионального уровня над законодательством — всё это необходимо вовлечь в общую работу в масштабах всей страны» - отметил Сергей Нарышкин.

По его словам, сейчас в палате на рассмотрении находятся 16 законодательных инициатив, внесенных депутатами Курултая. Особо поблагодарил их за большой объем работы над поправками ко второму чтению законопроекта об образовании. Напомнил о том, что Россия готовится отметить 20-летие Российской Конституции и 20-летие Российского парламента. «Мы не вправе забывать вклад республики в становление российского парламентаризма, в укрепление конституционного строя Российской Федерации» - сказал он, предложив встретить эти события дискуссиями и мониторингом того, что сделано за 20 лет. А также подумать о том, как усилить контрольные полномочия депутатов всех уровней, разработав конкретные планы законотворческой деятельности.

Павел АНОХИН, Москва — Казань — Уфа, фото Владимира АФАНАСЬЕВА и Анвара ГАЛЕЕВА

Председатель Госдумы Сергей Нарышкин с Президентом Татарстана Рустамом Миннихановым...

Председатель Госдумы Сергей Нарышкин с Президентом Башкортостана Рустэмом Хамитовым

С хлебом-солью...

На выставке Казанского нанотехнологического центра

В музее парламентаризма Курултая Башкортостана

Встреча с представителями Молодежной общественной палаты Башкортостана

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала