Бюджет-2013: региональный аспект

Совет Федерации единогласно одобрил законопроект «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», а также ряд сопутствующих бюджетных законопроектов. У сенаторов, похоже, не вызывает сомнений расходная часть бюджета, касающаяся трат, находящихся целиком в федеральном ведении. Но как бы ни были единодушны они в поддержке общей идеологии бюджетных отношений, было ясно, что палату в целом не устраивает как региональный аспект документа, так и складывающаяся практика финансовых взаимоотношений центра и субъектов Федерации.

Антон Силуанов рекомендовал регионам правильно выстроить свою бюджетную политику

Парадоксальность такой ситуации в том, что работа над главным финансовым документом страны, что следовало из выступлений на пленарном заседании, началась именно в Совете Федерации — с момента рассмотрения Кабинетом министров основных направлений бюджетной и налоговой политики еще в июне этого года. А до этого было принято постановление, которое передали в правительство для того, чтобы оно было использовано при подготовке бюджета. Выходит, не во всем удалось договориться сенаторам и правительственным чиновникам. Ощущение, что так оно и есть, звучало во время дискуссии практически в каждом выступлении.

В частности, в докладе председателя Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Евгения Бушмина прозвучало предложение одобрить законопроект о федеральном бюджете на 2013–2015 годы. Но в то же время сенатор высказал серьезную озабоченность тем, что в стране остаются дефицитные регионы. Которых по-прежнему достаточно много. И, по крайней мере, тенденции на снижение их числа сенатор пока не видит. А между тем, по его мнению, вопрос доходной базы субъектов Российской Федерации — один из ключевых вопросов их развития. В то же время, в бюджете планируется сокращение объема межбюджетных трансфертов.

Евгений Бушмин считает, что с проблемой увеличения доходов регионов все не так однозначно. Не в полной мере учтены выпадающие доходы субъектов в связи с созданием консолидированных групп налогоплательщиков, из-за отмены льгот по налогу на имущество организаций естественных монополий и введением льготы на вновь вводимое движимое имущество. Председатель комитета наблюдает тенденцию снижения темпов роста налога на прибыль.

Кроме этого, отметил он, регионы в следующем году обязаны формировать свои бюджеты с учетом расходов, которые должны направить на повышение заработной платы бюджетникам (учителям, врачам…) в ходе исполнения указа, подписанного главой государства. Где им найти на это средства? Вот что вызывает тревогу. Чтобы нивелировать проблему на проведенном недавно совещании, 37 регионов изъявили желание согласовать с Министерством финансов те данные, которые у них есть по доходам и по расходам. Три первых региона уже прошли такую процедуру согласования, для того, чтобы получить реальные цифры, в скором времени ее должны пройти и остальные. Но даже при этом вряд ли можно считать бюджетные проблемы регионов решенными.

Характерно, что глава Минфина Антон Силуанов, выступавший на заседании с содокладом, также прекрасно видит бюджетные проблемы регионов. Но при этом основной задачей бюджетной политики на следующие три года считает снижение зависимости отечественной экономики от внешнеэкономической конъюнктуры. По его мнению, устойчивость бюджета и финансовой системы страны лежит в привлечении ресурсов как внутри России, так и извне. И чем жестче, понятнее и прозрачнее будет бюджетная политика, тем больше инвесторов будут в нее верить, появится возможность привлекать ресурсы, в том числе на реализацию крупных инфраструктурных инвестиционных проектов. Без этого, убежден министр, не будет экономического роста, а без него не будет и роста социальных расходов, и пополнения бюджетов всех уровней.

В то же время, Антон Силуанов понимает, что в 2013 году в бюджетной сфере субъекты Федерации окажутся перед лицом определенных проблем. Прежде всего, это выразится в неравномерности распределения средств между ними, кто-то пострадал, кто-то, наоборот, получил дополнительные преимущества. Но у правительства есть возможность в экстренных случаях помогать регионам за счет финансовых ресурсов, которые есть в федеральном бюджете.

С учетом больших задач, стоящих перед регионами в следующем году, главный финансист страны рекомендовал им лишь одно: правильно выстроить свою бюджетную политику с точки зрения определения ее приоритетов. В некоторых регионах уже приняты бюджеты на следующий год, и приняты они с учетом действительно тех задач и приоритетов, которые поставлены перед ними указами Президента России. В этом случае, считает Антон Силуанов, бюджеты получаются сбалансированными.

Он также рекомендовал регионам следовать примеру правительства, которое со следующего года должно перейти на федеральном уровне на программный принцип формирования бюджета. Это должно повысить эффективность расходов, заложенных в бюджете. Регионы, полагает глава Минфина, тоже могут перейти на программный принцип для того, чтобы видеть, какие задачи ставятся перед соответствующими отраслями, какие результаты могут быть получены по истечении года, двух или трех лет реализации программных установок, которые закладываются в бюджете.

Наверное, рассматривая бюджетные законопроекты, сенаторы понимали, что предстоящие три года станут временем структурных преобразований, которые придется проводить в условиях необходимости сокращения расходов, с одновременным повышением их эффективности. Трудно не согласиться с главой Минфина, что именно в этом и заключается абсолютно правильная финансовая политика. Но голосовали члены Совета Федерации с осознанием того, что в будущем еще предстоит найти оптимальный баланс в сфере бюджетных отношений центра и регионов.

Эта мысль особенно отчетливо прозвучала в заключительном слове Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко. Она согласна с тем, что такие вопросы, как приоритеты развития страны на ближайшие три года и финансовая стабильность - это самое главное. Однако, считает она, если не понимать ситуацию в регионах и не пытаться ее стабилизировать, никакого развития, никакого выполнения ничьих решений и указов, ничего этого не будет. Потому что основная часть населения живет и работает в регионах.

Проблем в субъектах Федерации, подчеркнула Валентина Матвиенко, очень много. Прежде всего, надо разбираться с долговыми проблемами регионов, которые образовались после экономического кризиса. Здесь, по ее мнению, необходимы системные решения. Говоря о внесенных в Налоговый кодекс РФ изменениях, она отметила, что льготы для бизнеса очень важны, поскольку дают ему возможность развиваться. Вместе с тем, эти изменения скажутся на региональных бюджетах. Выпадающие доходы, убеждена руководитель палаты, необходимо компенсировать.

Есть много других проблем, которые требуют более внимательного отношения к финансовым проблемам регионов, и потому, как заявила Валентина Матвиенко, Совет Федерации продолжит осуществлять мониторинг финансовой ситуации в субъектах.

Обещания Минфина работать с каждым субъектом Российской Федерации и находить решения по каждому из них обязательно будет отслеживаться Советом Федерации, подчеркнула Председатель палаты.

Николай ДОРОФЕЕВ
Фото Юрия ИНЯКИНА, «РФ СЕГОДНЯ»

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала