Транзиту поможет компьютер

Кто из нас, подъезжая к границе, не испытывал чувства беспокойства и тревоги? Придется ли стоять в очереди на контрольно-пропускном пункте? А, может, на этот раз пронесет? А что, если к чему-либо прицепится таможенник? Знаю много водителей, которые, направляясь на юг Европы, намеренно объезжают территорию Украины, чтобы избежать крайне неприятной перспективы потери времени, необоснованных досмотров и дачи взяток, — дурная слава расходится быстро. Но еще хуже водителям большегрузных автомобилей, двигающихся в сторону границ с Литвой, Латвией, Польшей. Им, стоящим в длинной автомобильной веренице и ожидающим въезда в зону погранично-таможенного контроля, не позавидуешь. Что нужно сделать для модернизации внешней границы созданного несколько лет назад Таможенного союза, чтобы товары и грузы следовали в Беларусь, Россию и Казахстан и обратно без промедления, в полном соответствии с общими таможенными правилами? Какой быть нормативно-правовой базе Таможенного союза?

Эти проблемные вопросы приобретают особое значение после вступления России в ВТО. Нагрузка на белорусские пункты пропуска в последнее время заметно выросла, грузопоток существенно увеличился. Согласно данным, обнародованным на сайте ТС, положительное сальдо внешней торговли Таможенного союза РФ, Белоруссии и Казахстана с третьими странами в январе–июне текущего года выросло на 15,5 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 146,2 миллиарда долларов. Объем взаимной торговли между тремя странами за минувшее полугодие увеличился на 13,2 процента и составил 33,9 миллиарда долларов.

Поэтому столь важно было российским и белорусским законодателям, представителям исполнительной власти на месте убедиться, как работает в новых условиях режим таможенного регулирования, насколько совершенны нормативно-правовые акты. Выездной «круглый стол» «Таможенный союз: практическое измерение», организованный Советом Федерации при поддержке Интеграционного клуба при Председателе СФ, прошел сразу в трех городах — Смоленске, Минске и Бресте. Его участники за два дня посетили крупнейший на территории региона логистический комплекс под управлением группы компаний «Альфа-транс» — Стабнинский таможенный пост в Смоленске, который в прошлом году был признан лучшим в России, пост «Козловичи» в Бресте, на белорусско-польской границе, провели ряд отдельных «круглых столов» и совещаний. Как подчеркнул заместитель председателя Комитета Совета Федерации России по международным делам, председатель Постоянной комиссии МПА ЕврАзЭс по таможенному регулированию и пограничной политике Валерий Шнякин, цель подобного мероприятия — выявить новые проблемы таможенного регулирования и пограничного контроля, выработать рекомендации по совершенствованию механизмов взаимодействия между законодательной и исполнительной властью.

Создание Таможенного союза способствовало решению многих проблем международного транзита. Были ликвидированы очереди на внутренних границах. На внешних рубежах значительно уменьшилось время таможенного оформления. По подсчетам специалистов, новый интеграционный блок привел к сокращению штатов таможенного ведомства в Беларуси на 25 процентов, в России — на 20, в Казахстане — на 10 процентов, а также к росту товарооборота и укреплению кооперационных связей. Если в 2009 году, по данным начальника Смоленской таможни Василия Князева, досматривалось почти 24 процента товаров, то в этом году объем упал до 7,6 процента, что позволяет говорить о существенном снижении давления на законопослушных перевозчиков. Заметно сократилось и время, которое проводят грузы на складах временного хранения. Если в минувшем году оно составляло около 40 часов, то сейчас — чуть более 13 часов. 75 процентов грузов проходят таможенное оформление за один день.

Вступление России во Всемирную торговую организацию никоим образом не помешает надежной работе Таможенного союза, убежден Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота, тем более что все детали такого вхождения были ранее согласованы на всех уровнях. Подписаны все необходимые документы, достигнуты соответствующие договоренности. Конечно, как в любом новом деле, не обходится без шероховатостей, накладок. Как считает Валерий Шнякин, требуется еще большая гармонизация законодательств двух стран в сфере таможенного регулирования. На выездном заседании «круглого стола», проходившем в Смоленске, статс-секретарь — заместитель министра транспорта Сергей Аристов отметил недостаточный уровень транспортного контроля грузовых автоперевозок, осуществляемого Беларусью на внешней границе Таможенного союза. По его сведениям, на внешней границе ТС выявляется большое число нарушений. «За 10 месяцев этого года на контрольных пунктах Смоленской области отрегулировано 174 тысячи транспортных средств, двигавшихся со стороны Беларуси. При этом выявлено более 57 тысяч нарушений. Получается, каждый третье транспортное средство идет с нарушением», — сказал российский вице-министр.

Было бы опрометчиво предъявлять претензии соседям по поводу неумения организовать надлежащий контроль грузов. В сложившейся ситуации ответственность, скорее, является обоюдной. В связи с резко возросшими скоростями прохождения грузов и объемом транзита, когда ежегодно транзит через Беларусь увеличивается на 20 процентов, необходимо более активно вести работу по модернизации границ Таможенного союза. И проводить ее следует совместными усилиями. Зампредседателя ГТК Беларуси Сергей Борисюк на заседании «круглого стола» в Минске призвал к более плодотворному сотрудничеству по переходу к электронным формам оформления транспортных и коммерческих документов, по совершенствованию правовой регламентации информационного обмена о товарах и участниках внешнеэкономической деятельности, унификации законодательства в сфере борьбы с таможенными правонарушениями. Как-никак, около 80 процентов грузов составляют товары для России.

Многие эксперты предлагают для решения поставленных задач выбрать путь более решительного объединения таможенных структур трех государств, вплоть до создания единого административно-управленческого органа, который руководил бы национальными таможенными комитетами. Отвечая на вопрос обозревателя «РФ сегодня» о целесообразности создания такой структуры, Валерий Шнякин не исключил вероятности ее образования в не столь отдаленном будущем, но в настоящее время, по его мнению, с этими координационными обязанностями хорошо справляется Евразийская экономическая комиссия. В ближайшей перспективе — формирование единой кинологической службы. Договоренность между белорусскими и российскими таможенниками на этот счет, как сообщил журналистам Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота, уже есть.

Настоящий прорыв в этом движении к общему таможенному пространству может произойти в том случае, если будет осуществлена идея создания Единого информационного портала между таможенными службами России, Беларуси и Казахстана. Границы трех стран должны охранять электронные таможенники, единодушно считают участники выездного «круглого стола». Нужно максимально заменить человека компьютерами, которые будут выдавать лицензии на основании данных системы управления рисками. В нее, как заявил начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС Владимир Ивин, будет заноситься информация об истории работы компании, выполнении ею всех необходимых требований к перевозке данного вида груза и т. д. По его мнению, введение системы единого электронного документооборота поможет сократить время прохождения таможенного поста, так как все необходимые документы нужно будет оформлять лишь при выезде из своей страны, таможенники соседнего государства могут ознакомиться с ними в едином информационном центре.

Как отметил Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота, вопрос создания такого интернет-ресурса заслуживает всестороннего рассмотрения, но о конкретных сроках пока говорить рано. До этого, по мнению экспертов, необходимо завершить переход таможенных служб с бумажного на электронный товарооборот, а это произойдет не ранее 2015 года. Также необходимо шире внедрять практику «одного окна», когда человек не бегает по таможне с кипой документов от окошка к окошку, а сдает их в одном месте.

По итогам выездного «круглого стола» будут подготовлены предложения по дальнейшей гармонизации законодательства стран — участниц Таможенного союза и координации работы их транспортных и таможенных служб.

Николай ЛАШКЕВИЧ

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала