«Полномочия должны передаваться рационально и эффективно»

На протяжении последних лет принимаются активные меры по повышению эффективности проводимой государством политики и совершенствованию федеративного устройства и местного самоуправления, в том числе посредством разграничения полномочий между различными уровнями публичной власти. Принятые в рамках реформы федеративных отношений и местного самоуправления федеральные законы в определенной мере упорядочили эти полномочия, установили и закрепили доходные источники бюджетов и принципы распределения финансовой помощи бюджетам субъектов. Однако несмотря на масштабы проделанной работы процесс разграничения полномочий не завершен. По мнению председателя Комитета Законодательного собрания Ямало-Ненецкого автономного округа по государственному устройству и местному самоуправлению Марата Абдрахманова, тема эффективного распределения полномочий является наиболее насущной практической задачей государства.

На сегодняшний день по-прежнему наиболее важные для субъектов Российской Федерации полномочия сконцентрированы на федеральном уровне, где не всегда учитывается социально-экономическое положение каждого субъекта Российской Федерации. Следовательно, возникают болевые точки: недостаточность доходной базы и доходной автономии регионов и муниципалитетов, вмешательство федеральной власти в сферу полномочий регионов, чрезмерная регламентация и контроль над деятельностью со стороны центра, избыточный объем отчетности.

Существует два способа передачи полномочий: делегирование — временная передача полномочий на более низкий уровень власти с возможностью отзыва и контроля со стороны вышестоящего уровня, а также передача в качестве собственных, которые закрепляются федеральным и региональным законодательством. Мнение большинства экспертов сводится к тому, что у федеральных органов и субъектов Российской Федерации полномочия должны быть в собственности, а не делегированными.

Для северных регионов, в частности для Ямало-Ненецкого автономного округа, актуальным является вопрос в сфере охраны окружающей среды. Сегодня отсутствует какая-либо возможность воздействия для обеспечения экологической безопасности при реализации крупных социально-экономических проектов. Сложившаяся система государственного экологического надзора не результативна, основные источники воздействия на окружающую среду определяют и нормируют федеральные органы власти, в то время как обеспечение экологической безопасности возложено на органы государственной власти субъектов. Перераспределение полномочий в части осуществления экологического надзора в пользу субъекта крайне необходимо. А для финансирования надзора в сфере экологии предлагается выделить и конкретный источник дохода — перераспределение платы за негативное воздействие на окружающую среду юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

То же касается и оказания государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета, кадастровой оценки недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Не менее важным является разграничение полномочий между субъектом Российской Федерации и органами местного самоуправления. Нередко правоприменители задаются вопросом: решение каких задач является обязанностью органов местного самоуправления, а в каких ситуациях органы местного самоуправления вправе принимать самостоятельные решения?

Полномочия должны определяться точно. Либо это — право, тогда органы публичной власти самостоятельно принимают решения и самостоятельно их финансируют. Либо это — обязанность. Тогда тот, кто установил обязанность, в данном случае — государство, должно нести ответственность за обеспечение финансирования.

В настоящее время на правительственном уровне обсуждается вопрос о перераспределении полномочий в пользу муниципальных органов по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции, контролю над соблюдением правил продажи отдельных видов товаров, оказанием услуг общественного питания и соблюдением правил бытового обслуживания.

Главный вопрос — на какие деньги должны осуществляться переданные или делегированные полномочия? В настоящее время выделяется 21 субвенция, за счет чего регионы финансируют те или иные спущенные из центра задачи. Но приведение в надлежащее состояние бюджетов муниципалитетов потребует еще большей работы. Представители местного самоуправления предлагают несколько способов решения проблем муниципальных бюджетов. Например, по подсчетам, приведенным в Докладе Всероссийского совета местного самоуправления, передача местным бюджетам налоговой ставки налога на прибыль организаций в размере 2% (сейчас эта сумма зачисляется в федеральный бюджет) позволит увеличить доходы муниципалитетов более чем на 223,9 млрд руб.

Сокращение федеральных льгот, установленных в отношении регионального налога на имущество организаций и местных налогов, земельного налога на имущество физических лиц, приведет к увеличению размеров поступлений в региональные и местные бюджеты более чем на 200 млрд руб. ежегодно.

Хотелось бы отметить, что полномочия должны передаваться на тот уровень власти, на котором их реализация будет наиболее рациональной и эффективной. В регионах складывается ситуация, когда достаточно большой объем властных полномочий, оказывающих существенное влияние на социально-экономические процессы в регионах, на инвестиционный климат, по-прежнему осуществляется территориальными органами федеральной власти, деятельность которых не предполагает их ответственности перед населением субъекта Российской Федерации. Главы субъектов Российской Федерации ограничены только правом назначения руководителей территориальных органов федеральной власти. И здесь приоритетным должно быть не наделение губернаторов полномочиями по организации взаимодействия и координации деятельности органов, а передача им федеральных полномочий, с одновременным сокращением территориальных органов федеральной власти.

Дискуссионными продолжают оставаться вопросы о передаче части полномочий негосударственным организациям, создании единого реестра публичных мероприятий, предоставлении права субъектам не принимать делегированные полномочия, возможности горизонтального делегирования полномочий между субъектами, сокращении требований к предоставлению вышестоящему уровню публичной власти отчетности.

Важнейшей на сегодня становится задача повышения эффективности исполнения принимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления решений. При этом актуальным является проведение дифференцированной государственной политики для исполнения обозначенных задач в отношении регионов с различным уровнем социально-экономического развития. В настоящее время в целях реализации Послания Президента Российской Федерации уже подготовлены предложения по изменению сложившейся пропорции распределения доходов между бюджетами разных уровней, в результате которых должна повыситься роль регионов и муниципалитетов в решении ключевых социально-экономических задач.

Вопросы жизнеобеспечения и содержания территорий легче решать на местах

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала