Правовое поле регионов

Удручающая статистика: девяносто пять процентов законопроектов, предложенных региональными парламентами, отклоняются. Годами Государственная Дума не принимает законы, необходимые территориям для успешного социально-экономического развития. О том, как преломить ситуацию, шла речь на I Всероссийском семинаре «Подготовка законодательных инициатив: проблемы и практика», собравшем в стенах Совета Федерации руководителей правовых служб законодательных органов субъектов РФ.

У Государственной Думы — «узкое горлышко», напомнил, открывая семинар, первый заместитель Председателя Совета Федерации Александр Торшин. Право законодательной инициативы, помимо субъектов Федерации, например, имеет каждый депутат Госдумы и член Совета Федерации и, конечно же, Президент и Правительство РФ. Всего — свыше 700 субъектов законодательной инициативы, и регионам крайне трудно пробиться в этой очереди. Нынешний непростой год близится к завершению, главная выборная кампания позади, и предстоит выполнять то, что было в ее ходе заявлено. Не последнее слово тут за законодателями, от которых требуется облечь в правовую форму механизмы исполнения намеченного. Регионы это хорошо понимают, активно действуют и недоумевают, почему им «подрезают крылья»?

Во-первых, необходимо лоббировать свои интересы. Как правило, подготовив законопроект и отправив в Думу, региональные законодатели сидят сложив руки в уверенности, что дальше, на верхних этажах власти, всё пойдет само собой. Ничего подобного. Нужно продолжать действовать. Прежде всего озадачив своих представителей в Совете Федерации, депутатов Госдумы, избранных от территории. Странно видеть, посетовал Александр Торшин, что во время рассмотрения законодательной инициативы не присутствует сенатор от направившего ее законодательного собрания. Кто, как не он, призван быть главным «толкачем» интересов своего региона на федеральном уровне? Но, как заметил начальник государственно-правового отдела Законодательного собрания Ульяновской области Василий Причестнов, регион не в праве уполномочить на это члена Совета Федерации. Попытались было и тут же получили протест из прокуратуры.

Пять лет назад по поручению Президента РФ Совет Федерации стал заключать с законодательными органами субъектов соглашения о взаимодействии в федеральном законодательном процессе. Важное место в них занимал пункт о прохождении консолидированных законопроектов. Пилотный проект — поддержанная верхней палатой инициатива томских законодателей о повторных нарушениях в сфере ЖКХ успешно прошла все парламентские процедуры и стала федеральным законом. Потом дело застопорилось. Началась дискуссия о правомерности консолидированных инициатив. Как известно: два юриста — три мнения. По горизонтали консолидировать — можно, а по вертикали принцип разделения властей не дает. И даже при подготовке законопроекта от нескольких регионов от термина «консолидированный» пришлось отказаться. Сейчас используется определение «совместный».

Само внесение региональных законопроектов требует правового урегулирования на федеральном уровне. И прежде всего согласования регламентов Государственной Думы и Совета Федерации в этой части. Не меньше жалоб у субъектов и на отрицательные заключения Правительства РФ. Правовые отделы старательно оформляют документ, проводят его юридическую, лингвистическую, антикоррупционную экспертизу. Но требуется еще и финансово-экономическое обоснование, а сделать его в масштабах страны им объективно не по силам. «Когда наши муниципальные образования принимают свои нормативно-правовые акты, мы понимаем, что им сложно просчитать финансовое обоснование, и не требуем этого. Почему бы так же не отнестись и к нам на федеральном уровне?» — предложил начальник правового управления аппарата парламента Республики Северная Осетия-Алания Инат Калицов.

О сверхвысокой централизации законодательного процесса и том, что нужно больше доверять региональным законодателям, говорили практически все выступающие. На местах это выливается в изнуряющую гонку за изменениями федерального законодательства. Бывает, что базовые законы годами «зависают» на одной из стадий рассмотрения, и в их отсутствие субъекты вынуждены действовать на свой страх и риск. Например, многие регионы сформировали собственную, часто существенно отличающуюся от соседей правовую базу о государственно-частном партнерстве или социальной ипотеке. Опережающее нормотворчество — работа «на корзину», нужные регионам законы чаще всего не проходят, как не соответствующие федеральным. Центр перестал прислушиваться к голосу с мест… Словом — наболело. На деле же это не совсем так. Как проинформировал полномочный представитель Правительства РФ в Совете Федерации Андрей Яцкин, все предложения субъектов тщательно рассматриваются. Существуют 30(!) рабочих групп, проводящих экспертизу каждого, есть специальная Комиссия по прохождению законодательных инициатив регионов. Правительство готово к партнерским отношениям. Взаимодействовать сегодня стало проще. Благодаря Интернету можно не только прочитать любой из рассматриваемых в правительстве законопроектов, но и подверстать свои поправки и предложения.

Большие надежды связаны с возобновленном в новом формате Советом законодателей, объединяющим Государственную Думу, Совет Федерации и ее субъекты. Совет еще не заработал в полную силу, но ясно, что продвижение нужных регионам законов будет основным направлением его деятельности. В этом году Совет Федерации создал в своем Правовом управлении специальный отдел в помощь региональным законодателям. О перспективах, открывающихся благодаря ему, подробно рассказал заместитель руководителя аппарата — начальник Правового управления СФ Юрий Шарандин.

В некоторых странах, принятых называться развитыми, например, во Франции, законопроекты вносятся в парламент исключительно правительством. Депутаты могут лишь подавать идеи и предложения. В нашем федеративном государстве регионы имеют право законодательной инициативы и активно стремятся его реализовать. Добиться, чтобы законы, необходимые территориям, своевременно принимались — задача общегосударственная.

Юлия ЗАХВАТОВА
Фото Владислава ТАРАСОВА

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала