Теперь и электронный парламент

«Электронное правительство в стране активно создается несколько лет. И несмотря на то, что есть немало сложностей и подводных камней, результаты уже вполне очевидны. Законодательная власть долгое время отставала в процессе информатизации, но сейчас мы рассчитываем устранить этот разрыв». Так охарактеризовал в своем докладе, посвященном взаимодействию Совета Федерации и Государственной Думы с законодательными органами госсвласти субъектов Федерации в обеспечении законодательного процесса с использованием информационных технологий член Совета Федерации Руслан Гаттаров. Эта тема стояла первой в повестке дня второго заседания Президиума Совета законодателей при Федеральном Собрании. Ее обсуждению парламентарии уделили немало внимания, придя в конечном итоге к выводу, что Совет законодателей будет участвовать во внедрении информационных технологий в законодательный процесс.

По мнению Председателя Совета Федерации и сопредседателя Совета законодателей Валентины Матвиенко, построение современной модели управления, основанной на применении информационных технологий, — ключ к повышению эффективности деятельности власти, ее открытости и максимальной прозрачности для граждан, к активному диалогу между государством и обществом. Она отметила, что уже работает Автоматическая система обеспечения законодательной деятельности (АСОЗД), объединяющая обе палаты российского парламента, что положительно сказывается как на интеграции регионов в федеральный законодательный процесс, так и на уровне взаимодействия палат Федерального Собрания.

Однако, подчеркнула спикер Совета Федерации, еще рано говорить, что уже имеется целостная система информационного взаимодействия в рамках законодательного процесса. Наоборот, все только начинается, потому что впереди стратегическая цель — создание электронного парламента, который позволит выйти на системное взаимодействие палат Федерального Собрания с законодательными органами регионов. Как считает Валентина Матвиенко, это должен быть общероссийский информационный портал с функциями подготовки законодательных инициатив и общественного обсуждения законопроектов. Определенные ресурсы в этом деле существуют уже сегодня. Как заявила Председатель верхней палаты парламента, сегодня можно обсуждать многие вопросы в режиме видеоконференций. Теперь совместными усилиями нужно распространить систему межведомственного документооборота между федеральными органами власти и на региональный уровень, что позволит значительно упростить и ускорить процесс работы над проектами законов.

Важность идеи использования автоматизированных систем разделяет и поддерживает Председатель Государственной Думы и сопредседатель Совета законодателей Сергей Нарышкин. Он напомнил, что на первом, майском, заседании Совета законодателей были названы принципы, положенные в основу совместной работы. Это рост профессионализма законодательных органов, повышение качества вносимых в Государственную Думу инициатив и в конечном итоге повышение качества принимаемых законов, повышение открытости парламента, создание условий для конструктивного диалога с гражданским обществом, тесное взаимодействие с экспертным сообществом. По словам Председателя Госдумы, реализовать эти принципы можно лишь при внедрении в деятельность законодательных органов новых информационных технологий. Без этого сегодня работать просто невозможно, подчеркнул Сергей Нарышкин, заметив, что во многом по этой причине вопрос об использовании информационных технологий во взаимодействии с заксобраниями субъектов Федерации стоит в повестке первым.

Так каким же может быть в обозримой перспективе электронный парламент? Что прибавится к уже работающей автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности и к проходящей экспериментальную апробацию системе «Вече», предоставляющей возможности для открытого общественного обсуждения законопроектов в сети Интернет. Об этом в своих докладах рассказали член Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Руслан Гаттаров и заместитель председателя Государственной Думы Игорь Лебедев.

Фактически речь идет о создании структуры, основанной на применении новых информационных технологий в законодательном процессе, а также в процессе общения граждан с народными избранниками. Последнее особенно важно, так прогнозируется, что самые высокие темпы роста в ближайшие годы в парламентских информационных технологиях будут иметь интерактивные сервисы, связанные с онлайн-дебатами, онлайн-опросами, электронными запросами, электронными консультациями и электронными обращениями граждан.

Два компонента станут ключевыми в электронном парламенте. Первый — электронный офис законодателей: система, предназначенная для парламентариев всех уровней и наполненная необходимой им для эффективной законотворческой деятельности информацией. Второй компонент — Парламентский портал — публичный веб-интерфейс для взаимодействия с гражданами, что обеспечит прозрачность законотворческого процесса, так как интересующиеся им граждане будут иметь возможность наблюдать за обсуждением законопроектов и принимать в этом участие, если пожелают. Технологической оболочкой электронного парламента может стать Государственная автоматизированная система «Законотворчество», которая сейчас дорабатывается и придет на смену действующей автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности.

Безусловно, у каждой из палат Федерального Собрания есть свои наработки в области внедрения информационных технологий. Есть свое видение и у региональных законодательных структур. Но есть общение и понимание, что принципиально важным фактором успеха при создании электронного парламента является конструктивное взаимодействие между Советом Федерации, Государственной Думой и регионами. В конечном итоге, это должна быть единая система, с едиными стандартами обмена информацией, общим интерфейсом. Хотя это не исключает каких-то своих, специфических особенностей, присущих каждой отдельно взятой парламентской структуре, вроде идеи наполнить сайт Совета Федерации личными блогами сенаторов. Среди них обязательно будет и блог Председателя палаты.

В ходе заседания Президиума Совета законодателей был рассмотрен вопрос о ходе рассмотрения законопроекта «Об образовании в Российской Федерации». Информацию об этом представил председатель Комитета Государственной Думы по образованию Александр Дегтярев. Второе, основное чтение по законопроекту состоится 11 декабря. И работа предстоит очень большая. Уже сейчас зарегистрировано больше тысячи замечаний к документу. Однако председатели обеих палат Федерального Собрания акцентировали внимание собравшихся на региональном аспекте проблемы. По мнению Председателя Государственной Думы Сергея Нарышкина, с новым законом связываются надежды на развитие системы образования. Учитывая, что это сфера совместного ведения и многое отнесено к полномочиям субъектов Федерации, мнение региональных законодателей здесь очень важно, ведь предстоит принимать свои нормативные акты, которые разовьют и конкретизируют положения федерального закона. Такой подход уже отразился на законопроекте. Многие предложения регионов были учтены при его доработке, сообщила Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, что по ее словам «показательно и отрадно».

И еще об одном важном событии, произошедшем в здании Фундаментальной библиотеки МГУ имени М.В. Ломоносова, где проходило заседание Президиума Совета законодателей. Сразу по его завершению здесь открылся семинар руководителей законодательных органов власти субъектов РФ — членов Совета законодателей. Мероприятие такого уровня, подчеркнула спикер Совета Федерации, открывшая семинар, проводится впервые, да еще со столь авторитетным составом участников. Семинар продлится несколько дней, и в его работе примут участие представители Администрации Президента, правительства, руководители ключевых министерств и федеральных ведомств, а также ведущие российские ученые. Такие встречи, считает Валентина Матвиенко, необходимы: в одиночку не справиться с возрастающей сложностью законодательного обеспечения стоящих перед страной задач.

Николай КАЛИНИН
Фото Игоря САМОХВАЛОВА, «РФ СЕГОДНЯ»

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала