Мир на коммунальной кухне

Интеллектуалы Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций» предупреждают об угрозе «большой войны»

Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин

Когда-то Родос был цитаделью ордена рыцарей-иоаннитов, перевалочным пунктом на пути крестоносцев, направлявшихся освобождать от «неверных» Святую Землю и Гроб Господень. Тут правили древние греки и римляне, венецианцы и генуэзцы, арабы и византийцы, мамелюки и турки-османы. Тут мирно уживались православные и католики-христиане. Последние даже защищали православные церкви от набегов турок. Да и представители других религий могли свободно исповедовать свою веру. Здесь проповедовал Святой Павел. Долгое время остров служил образцом веротерпимости, совместного существования разных культур и народов. Поэтому далеко не случайно, что этот сравнительно небольшой (почти 100 километров в длину и 30 в ширину) кусочек суши, омываемый Эгейским и Средиземным морями, был выбран столицей Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций». На него ежегодно, начиная с 2002 года, съезжаются авторитетные ученые и культурологи, политики и экономисты, политологи и журналисты из многих стран мира.

Как наладить межцивилизационный диалог, как предотвратить возможное вооруженное противостояние, о чем пророчествуют некоторые ученые с мировым именем? Оправдала ли себя политика мультикультуризма? Может, всем нам, представителям разных стран и народов, религий и культур, не объединяться, а наоборот, разойтись по собственным квартирам, приезжая лишь друг к другу в гости и не пуская корни там, куда приехали жить и работать? Помогает ли трудовая миграция решению социально-экономических, культурных и демографических проблем или, напротив, это тупиковый путь развития страны?

Давайте жить дружно. А как?

Мне настоятельно советовали не использовать транзитную семичасовую паузу для поездки в греческую столицу во время перелета Родос — Афины — Москва. Там намечались массовые беспорядки «в честь» приезда канцлера Германии Ангелы Меркель. Примерно час на такси с аэропорта в город, столько же — обратно, пару часов на быстрый осмотр афинских достопримечательностей — галочка в послужном туристическом списке поставлена. К счастью (по соображениям безопасности) или, к сожалению, (по причине журналистского любопытства), успел посмотреть Акрополь буквально за несколько часов до этого визита, так что сражений на площади Синтагма увидеть не довелось. Однако напряжение буквально витало в воздухе. Группки молодых людей в курточках с капюшонами, усиленные наряды полиции, бронированные автомобили, карикатуры немецкого канцлера в нацистской форме на страницах какой-то газеты, висевшей на витрине киоска.

Греция в кризисе. Экономит на всем. Мало посетителей, пожаловался мне официант в небольшом ресторанчике. Потом выяснилось, почему поначалу он был так нелюбезен: принял за немца. А когда узнал, что я русский, благожелательно похлопал по плечу, мол, рад, что обознался. Все понимают: если ЕС не даст обещанные 31,5 миллиарда евро, то потянется цепная реакция развала всего европейского содружества. На очереди Испания, Италия, Португалия, Ирландия. Уже не рвутся в еврозону страны Восточной и Центральной Европы. Многие национальные автономные территории готовы хоть завтра выйти из состава единого государства. Примеры Каталонии, Шотландии, Фландрии у всех на слуху. Даже Венеция заговорила о суверенитете. Пожалуй, впервые единство Европы, в свое время под бурные аплодисменты объединившейся в Евросоюз, испытывает такой серьезный экзамен на прочность.

Как никогда прежде идеи всемирного этнического единения, глобализации как процесса всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации, мультикультуризма, совместного бесконфликтного проживания на одной территории представителей различных культур, народов, религий трещат по швам. Ряды антиглобалистов пополняются с каждым годом. С углублением экономического кризиса в них вливаются всё новые и новые члены. Всё меньше приверженцев концепции глобального общества (Global society), по которой все люди нашей планеты являются гражданами единого общества, и в среде интеллектуалов. Как говорится, гладко было на бумаге. А на деле — экономический кризис, уличные бои, постоянные манифестации протестов по самым разнообразным поводам в различных точках мира, государственные перевороты, мало чем отличающиеся по своей кровожадности от средневековой жестокости, когда-то не миновавшей и Родос, межрелигиозная нетерпимость, радикализация ислама, рост сепаратизма, терроризм.

В международной политике многие ведущие державы вновь вернулись к известной с давних времен формуле: кто сильнее, тот и прав. Противостоять такой тактике и стратегии умиротворения силой, военного принуждения к демократии, которые в конечном итоге приводят к еще большим нарушениям прав и свобод человека, невозможно с помощью постоянных заклинаний типа «давайте жить дружно».

Можно сколько угодно призывать, как это сделал нигерийский архиепископ Джон Онайекан, выступавший на общем пленарном заседании, «развивать межцивилизационный, межрелигиозный диалог, не думать о том, кто христианин, а кто мусульманин, жить вместе, бороться за свои культурные традиции», но, перефразируя известную пословицу, во рту от этого слаще не станет. Толку от этого — ноль. Пустое сотрясание воздуха. Для кого-то фильм «Невинность мусульман», вызвавший волну протестов последователей ислама во многих странах мира и обостривший мусульмано-христианские отношения, являет собой образец свободы слова, а для других — святотатства и оскорбления. Стремление отдельных стран заставить жить другие государства и народы по собственным лекалам демократии и справедливого мироустройства зачастую приводит к абсолютно противоположному результату.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем приветствии участникам форума обратил на это особое внимание. Как он считает, «попытки унификации культур посредством подчинения неким универсальным ценностям часто оказываются несостоятельными, ибо подобные действия угрожают потерей самобытности и потому отвергаются людьми». Подлинное взаимодействие и взаимопроникновение цивилизаций, по его словам, «возможно только посредством выстраивания доверительных и добрососедских отношений между народами, которые умеют уважать религиозные и культурные традиции друг друга».

Насильно мил не будешь

Как заявил глава и основатель форума, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, дальнейшее игнорирование особенностей различных цивилизаций в международных социально-политических и экономических отношениях может привести к «большой войне». «Весь пафос и усилия инициаторов создания глобального мира с новой экономикой, новой политикой и демократическим устройством мирового сообщества по англо-саксонской модели обосновывались идеей скорейшего прогрессивного преобразования человеческой жизни вне зависимости от цивилизационного контекста, — сказал он на открытии форума.

— Сегодня можно констатировать небывалый рост межцивилизационной напряженности. Существует опасность воплощения в жизнь теории столкновения цивилизаций Хантингтона, грозящей «большой войной»…» Профессор лингвистики Массачусетского технологического института Ноам Хомский на форуме и вовсе предупредил об угрозе ядерной войны, которая может вспыхнуть в любой момент: огромное количество американских военных кораблей сосредоточено в Персидском заливе. Не менее апокалиптичны и выводы других ученых. «Мы на грани ядерной войны. Ближний Восток стал новыми Балканами перед Первой мировой войной», — предостерегла президент германского института Шиллера Хельга Ларуш. Советник Президента России, академик РАН, профессор-экономист Сергей Глазьев убежден, что доминирующая либеральная система ценностей слишком узка и опасна, потому что в рамках такой модели нет других путей преодоления структурных кризисов, кроме милитаризации и войн. Имеют ли реальные основания такие пессимистические предположения — вопрос спорный, но тревога интеллектуалов заслуживает того, чтобы к ней прислушались правители.

По мнению Владимира Якунина, история последних десятилетий полна жестокими столкновениями в различных точках мира. «В 2012 году мы наблюдаем вооруженный конфликт в Сирии, волнения в исламском мире, вызванные появлением фильма «Невинность мусульман», притеснение и уничтожение христиан в ряде мусульманских стран Африки, неослабевающее давление ряда западных стран на Иран, напряженные отношения между Суданом и Южным Суданом, конфликт в Японском море», — сказал он. И происходят эти столкновения, по его убеждению, именно потому, что игнорируются цивилизационные ценности, специфические особенности развития той или иной страны, и это лишает надежды на создание благополучного образа будущего. По словам Владимира Якунина, с тех пор, как обещание Маргарет Тэтчер «вбомбить в каменный век» упрямых югославов было приведено в исполнение, бомбежки и военные интервенции стали в понимании западных политиков чуть ли не легитимным средством вразумления всех, кто не согласен с западными способами демократизации общества, либерализации экономики в своих странах.

Попытки трактовать понятие «цивилизация» как общечеловеческую культуру, а не как самостоятельное историко-культурное развитие общности людей на определенной территории (под такое определение попадают греческая, римская, китайская, индийская, русская и другие цивилизации), по общему мнению участников форума, обречены на провал. Нельзя идти со своим уставом в чужой огород, спекулируя на общечеловеческих ценностях, считают ученые. Нынешние вооруженные вторжения западного мира в исламские страны, архаичные лозунги и призывы к борьбе с «осями зла», так называемым «исламским фундаментализмом», иранской атомной угрозой, подавлением демократии в России отнюдь не приводят к торжеству справедливости и демократии. «Мир не может бесконечно удерживаться в состоянии такого напряженного дисбаланса, чреватого обострениями и конфликтами. Мир вступает в эпоху реального цивилизационного разнообразия. Мы должны признать это и учиться жить в условиях этой реальности», — резюмировал Владимир Якунин.

Люди, а не рабсила

Упрощенное понимание процессов глобализации особенно ощутимо в сфере массовой миграции. Теперь даже те либеральные эксперты в области миграции, кто в свое время ратовал за свободный рынок труда, за беспрепятственное перемещение иностранной рабочей силы по странам и континентам, говорят о том, что следовало учитывать интересы коренного населения, не упускать из виду национальные культурно-этнические ценности. Организация всевозможных революций, прямое вооруженное вмешательство с целью установления демократического порядка уже привели к тому, что множество людей из Африки и Азии мигрируют в другие, более благополучные страны, в основном в Старый свет.

Между тем старушка Европа играет далеко не первую скрипку в реализации глобальных планов, которые вынашивает США. По сути, европейцы вынуждены принимать на себя главный миграционный удар. Одно дело миграция в США, страну, появившуюся на карте планеты двести с лишним лет назад и состоявшуюся, прежде всего благодаря массовому переселению народов, и совершенно другое европейские государства с многовековой, устоявшейся историей и культурой.

Очевидно, что мультикультуризм провалился в Европе, сказал в беседе с журналистами Владимир Якунин. Мигрантов не удалось сделать полноценными членами общества, они так и не интегрировались в европейскую культуру. По его словам, они не воспринимают, например, Италию как страну со своей культурой, а считают ее просто местом, где они могут выжить, получить помощь, кров, питание. Так что политика политкорректности, при которой «всё равно, что не можешь сказать гостю, что он ведет себя не так, как принято в этом доме», не выдержала проверку временем.

Точно так же не воспринимают Россию своим вторым домом миллионы мигрантов из республик бывшего СССР, живущих и работающих в нашей стране. На «круглом столе» «Современная миграция: конец толерантности?», проходившем в рамках форума на Родосе, его участники признали: в Россию приехали не просто рабочие руки, а в первую очередь люди. Со своими бытовыми заботами и культурно-религиозными потребностями. Со своими семейными проблемами и представлениями о жизни.

И, пожалуй, только сейчас эксперты робко заговорили о необходимости (это было записано в заключительной декларации форума) «эффективного управления миграционными процессами, основанными на соблюдении баланса интересов коренного населения и мигрантов, приоритетного сохранения национальных культурных ценностей».

Точно так же не воспринимают Россию своим вторым домом миллионы мигрантов из республик бывшего СССР, живущих и работающих в нашей стране. На «круглом столе» «Современная миграция: конец толерантности?», проходившем в рамках форума на Родосе, его участники признали: в Россию приехали не просто рабочие руки, а в первую очередь люди. Со своими бытовыми заботами и культурно-религиозными потребностями. Со своими семейными проблемами и представлениями о жизни. И, пожалуй, только сейчас эксперты робко заговорили о необходимости (это было записано в заключительной декларации форума) «эффективного управления миграционными процессами, основанными на соблюдении баланса интересов коренного населения и мигрантов, приоритетного сохранения национальных культурных ценностей

Причиной такой массовой миграции, ведущей к масштабному изменению этноконфессионального состава населения принимающих стран и росту межцивилизационной напряженности в мире, по мнению участников форума, стала именно финансово-технологическая экспансия неокапиталистической глобализации и сложившейся практики «управления через хаос». Таким образом, и здесь глобализация, во многом построенная на идеях мультикультуризма, оставила свой негативный след.

Впрочем, если брать российские реалии, то нас подкосили не столько глобализационные издержки, а скорее жадность чиновничества и бизнеса, их чисто прагматический подход к миграции. Мало контролируемый поток рабсилы из стран ближнего зарубежья если и решил какие-то экономические проблемы, то, прежде всего работодателей. Уж они-то сумели извлечь максимум выгоды от использования труда многочисленных и бесправных мигрантов. Проблемы общества и государства при этом лишь усугубились.

Ежегодно одна только Москва, по информации заместителя мэра столицы по вопросам социального развития Леонида Печатникова, тратит более 5 миллиардов рублей на медицинскую помощь мигрантам. Только сейчас делаются робкие попытки создать специальный фонд, в который работодатели смогут внести свои пожертвования, что помогло хотя бы частично компенсировать расходы городского бюджета. До сих пор не решен вопрос социального страхования приезжих. Не снижается количество преступлений, совершенных шатающимися без дела мигрантами. Количество нелегалов зашкаливает. Стоило московской полиции провести в течение трех дней рейды на отдельных станциях городского метро, как было задержано почти 400 человек. Затраты на социальную политику — здравоохранение, образование и социальное развитие — составляют более 53 процентов бюджета Москвы.

Бизнесу выгодно, обществу — нет

В итоге российский рынок труда и занятости населения за последнее десятилетие исковеркан до неузнаваемости. Недавно мне позвонила знакомая, бывшая работница системы школьного образования. Несколько лет назад она вышла на пенсию и устроилась в близлежащую школу, как она выражается, «работницей метлы». После того как в Москве всех школьных уборщиц вывели за штат и поручили эти работы выполнять специальным фирмам по бытовому обслуживанию, куда принимают в основном представительниц среднеазиатских республик, места для таких, как она, не осталось. «Вы слишком многого хотите, мы не намерены платить 15-20 тысяч рублей, которые вы получали ранее», — прямо сказали ей кадровики фирмы, когда зашла речь о работе на прежних условиях.

Среди чиновников и законодателей и вовсе бродят планы увеличить срок нахождения мигрантов в России без регистрации до 15 дней, а трудовой договор продлить с одного года до трех лет. Стало быть, мигранты осядут в стране, привезут свои семьи. Они не будут платить налогов, станут занимать чьи-то рабочие места, лечиться в поликлиниках и больницах, заполнять школьные классы своими детьми (от 3 до 10 процентов учеников в российских школах — дети трудовых мигрантов), ездить на переполненном общественном транспорте и т. п. Никаких качественных демографических проблем нынешний наплыв иностранных рабочих не решил. Более того, он грозит новым их обострением.

Однако ряд ведущих российских экспертов, изучающих миграционные проблемы, продолжают настаивать на том, что идея мультикультуризма вовсе не потерпела крах. Как отметили некоторые участники дискуссии на Родосском форуме, эта здравая концепция лишь искажена порочной практикой своего корыстного воплощения.

Можно сколько угодно говорить о толерантности, о необходимости, как отметила на форуме председатель исполкома международного общественного движения «Форум переселенческих организаций» Лидия Графова, «мудрой интеграции» со стороны гражданского общества, но факт остается фактом: в российском обществе зреет резкое неприятие современной миграционной политики, основанной на завозе дешевой и бесправной иностранной рабочей силы. Не видеть и игнорировать поднимающуюся в нашем обществе волну межнациональной нетерпимости, особенно в среде молодежи, уже невозможно.

«Сегодня уже более 200 миллионов мигрантов (в основном трудовых) находятся в движении. И остановить это невозможно. Мир изменится в ближайшем будущем, потому что миграция будет расти», — утверждает Лидия Графова. По ее словам, участники «круглого стола» пришли к выводу, что мигранты способствуют развитию экономики и более справедливому перераспределению богатств и территорий. Однако многие участники форума вовсе не разделяют такого оптимизма: неконтролируемая массовая миграция в условиях расширения глобализационных процессов порождает, по их мнению, такую длинную цепь трудноразрешимых проблем социального, культурного, религиозного и поведенческого характера, что экономические выгоды меркнут перед грядущими потрясениями.

В кулуарах один из ученых сказал: «Представьте себе: вы строите дом с огромной коммунальной кухней и приглашаете туда жить по одному представителю всех государств и народов. Как вы считаете, поймут они друг друга? Станут ли уважать национальные традиции? Договорятся между собой? Кто-то варит лук, как у него принято на Родине, а кто-то на дух не переносит этого запаха. Кто-то любит слушать полонез Огинского по радиоточке, а кто-то — рок-н-ролл. Северянам на кухне жарко, южанам — холодно. Одни в углу расстилают коврик для моления, а другие крестятся на образа. И т. д. и т. п. Может, прекратим искусственно сталкивать людей, загоняя их в некое глобальное общество? Не надо так упрощенно подходить к процессу глобализации, унификации культур и традиций...» Словом, общий дом, возможно, и нужен, но квартиры, кухни, выходы из него должны быть разными. Так как-то спокойнее.

Николай ЛАШКЕВИЧ, Родос — Москва

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала