Новая жизнь Чуйского тракта

Автомобильная дорога федерального значения Р-265 (по нынешней нумерации, действующей до 2017 года — М-52) «Чуйский тракт» соединяет не только три сибирских региона — Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай. Это единственная трасса, которая связывает Западную Сибирь с Монголией и Китаем. Современный Чуйский тракт берет начало в Новосибирске, его протяженность 962,6 километров, из которых более 500 пролегли по территории Республики Алтай.

Чуйский тракт, проходящий на своем пути вдоль величавых рек Чуи и Катуни, преодолевающий живописные горные участки, является одной из самых красивых дорог в России. Его история уходит корнями в глубокую древность. Торговая тропа из Китая через Монголию в Западную Сибирь существовала задолго до вхождения южных алтайцев в состав Российской империи. Однако до начала XX века это была труднопроходимая вьючная тропа.

90 лет назад, 26 мая 1922 года ВЦИК РСФСР своим постановлением признал Чуйский тракт дорогой государственного значения, и тогда здесь началось активное строительство, которое завершилось лишь в 1935 году. Дорога стала проходимой для автомобильного транспорта на всем протяжении от Бийска до Ташанты.

Чуйский тракт — легендарная дорога. О нем написано множество исследований, снято несколько фильмов, ему посвящено много песен, картин и стихов. У него есть даже свой собственный музей, расположенный в Бийске.

Сегодня значение Чуйского тракта для экономики региона возрастает многократно. Правительство Республики Алтай сделало ставку на интенсивное развитие в регионе туризма, в том числе международного. С введением в эксплуатацию особых экономических зон туристско-рекреационного типа «Алтайская Долина» и «Бирюзовая Катунь», крупнейшего горнолыжного комплекса «Манжерок», расположенных практически вдоль дороги, Чуйский тракт становится значимой, стратегической частью формирующегося на Алтае туристско-рекреационного кластера.

Именно поэтому в настоящее время благодаря пристальному вниманию со стороны Росавтодора и федеральному финансированию активно ведется реконструкция Чуйского тракта в наиболее посещаемых туристами местах. Участок Карлушка — Соузга уже в ближайшее время станет дорогой первой категории с двумя полосами в обе стороны. Развернувшееся строительство является для Сибири приоритетным проектом. Претворение намеченных планов в жизнь позволит существенно разгрузить федеральную трассу, сделать путешествие по Алтаю более комфортным и безопасным.

Чуйский тракт — плод мыслей и труда многих поколений инженеров, исследователей, строителей. Это не просто дорога, а живая история трудовых свершений. Об этом с гордостью говорят не только простые жители республики, но и авторитетные эксперты.

Александр БЕРДНИКОВ, глава Республики Алтай, председатель Правительства:

— Значение Чуйского тракта для Республики Алтай велико. Его по праву можно назвать «дорогой жизни». Он с давних времен связывает Россию с великими соседями — Монголией и Китаем, поэтому является ключевой, стратегической дорогой в масштабах всей страны и, конечно, это ведущая транспортная магистраль республики.

Эффективное функционирование и устойчивое развитие Чуйского тракта — необходимое условие успешного развития экономики Республики Алтай в целом и туристической отрасли в частности. Но уже сегодня он с трудом выдерживает нагрузку, которая ложится на него в пиковый сезон (июнь-август). Расширение Чуйского тракта позволит решить вопрос транспортного передвижения по региону, разгрузить ожидаемые транспортные потоки.

В 2007-2009 годах ФГУ «Управление автомобильных дорог «Алтай» Федерального дорожного агентства» был подготовлен проект реконструкции автомобильной дороги М-52 «Чуйский тракт» на участке с 428-го по 495-й километры — от въезда в Республику Алтай до села Усть-Сема Чемальского района. Рядом с этим участком дороги расположены ОЭЗ «Алтайская Долина», ОЭЗ «Бирюзовая Катунь», ГЛК «Манжерок», а также десятки небольших туристических комплексов. Здесь же находится и аэропорт, который в ноябре 2011 года был введен в эксплуатацию после реконструкции. Учитывая значимость строительства и реконструкции автомобильной дороги М-52 для экономики страны, данный инвестиционный проект вошел в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» (подпрограмма «Автомобильные дороги»). Реконструкция этого участка дороги ведется с 2010 года, проводит ее ОАО «Сибмост», коллектив которого стал достойным преемником строителей Чуйского тракта прошлого.

Реализация проекта повысит туристическую привлекательность Республики Алтай, существенно улучшит транспортную доступность наиболее перспективных и массовых объектов туриндустрии, повысит безопасность дорожного движения, будет способствовать интеграции дорожной сети республики в азиатскую сеть международных автомобильных дорог, что увеличит общий объем товарооборота регионов Западной Сибири с Монголией и Китаем.

Альберт КОШКИН, президент ОАО «Сибмост»:

— Чуйский тракт для нашей организации за минувшее время стал почти родным. С 2007 года мы ведем работы на Алтае: восстанавливаем, реконструируем, строим. Приятно, что сибмостовцы, можно сказать, стали преемниками тех первопроходцев, которые мостили эту знаменитую дорогу. Надеюсь, мы достойно продолжаем их дело, и Чуйский тракт, в том числе и нашими стараниями, становится все более совершенной и комфортной магистралью.

За минувшую пятилетку специалистами «Сибмоста» успешно завершено строительство примыкания к автомобильной дороге М-52 «Чуйский тракт» в районе урочища реки Урсул. В октябре 2011 года, на два года раньше запланированного срока, Мостоотряд-96 Барнаульского филиала ОАО «Сибмост» закончил работы по реконструкции автомобильной дороги М-52 «Чуйский тракт». Два года назад «Сибмост» построил 10-километровую трассу за Семинским перевалом, со стороны Онгудая и, как говорится, кто знает — тот поймет, насколько серьезным был этот объект.

Современный Чуйский тракт — это не только автодороги и мосты. Транспортная инфраструктура Алтая — это и есть современный Чуйский тракт. В прошлом году нами была завершена реконструкция аэропорта «Горно-Алтайск», давшая вторую жизнь этому авиапредприятию. Теперь у него есть все возможности и перспективы стать полноценным аэропортом, способствующим развитию региональной и малой авиации.

Сегодня «Сибмост» также стабильно работает на Алтае — и в крае, и в республике. Мы строим и сдаем мосты через Катунь, ведем работы в особой экономической зоне «Алтайская долина», реконструировали автомобильную дорогу Кызыл—Озек—Александровка—Урлу—Аспак на участке Бирюля—Урлу—Аспак, осуществляем капитальный ремонт Чуйского тракта в Республике Алтай.

Мы надеемся, что объединяющий страны, регионы и города Чуйский тракт будет с каждым годом становиться все краше и современнее.

Николай ТАРАСЕНКО

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала