Догнать и перегнать

В Самаре состоялось расширенное заседание Временной комиссии Совета Федерации по мониторингу участия России в ВТО и Таможенном союзе. Участниками прошедшего здесь «мозгового штурма» на тему «Россия в ВТО: риски и перспективы развития промышленности в регионах» стали губернаторы регионов Приволжского федерального округа, представители бизнеса, органов федеральной власти.

Самарский ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс»

Заседанию предшествовал визит Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко в Самарский ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс… Она побывала в цехе общей сборки, где находится в работе легкая ракета «Союз-2», пообщалась с администрацией и трудовым коллективом. На ее прямой вопрос, чувствуют ли ракетостроители для себя угрозу в связи со вступлением России в ВТО, первый замгендиректора центра Сергей Тюлевин ответил так: «Главное — не потерять технологии, конкурентность… Мы стоим на верхушке пирамиды, в основании которой находятся металлургия, химия, радиоэлектроника и многие другие отрасли промышленности. Рухнет кто-то из них и нас увлечет за собой. Надо поднимать всю кооперацию, объединять усилия».

Приволжский федеральный округ — уникальный, с огромным промышленным потенциалом. Эта его сила, как ни парадоксально, в болезненном процессе адаптации к новой реальности оборачивается уязвимостью. Членство в ВТО приведет к усилению конкурентного давления со стороны иностранных компаний на реальный сектор. Специфика отечественного хозяйства заключается в том, что многие отрасли обрабатывающей промышленности локализованы в небольшом числе регионов, где являются системообразующими. Все это в полной мере относится к ПФО. В Самарской области «АВТОВАЗ» обеспечивает более половины налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и более 4/5 налоговых доходов муниципального бюджета города Тольятти. Понятно, что ужесточение конкурентного нажима извне при сложившейся концентрации производства, преимущественно промышленном типе занятости и неразвитости малого и среднего бизнеса чревато серьезными социальными рисками.

О том, как их минимизировать и защитить российских товаропроизводителей в целом, шел разговор на форуме, где собрались люди, принимающие решения. Начавший его полпред Президента России в ПФО Михаил Бабич призвал всех быть предельно честными в поиске ответов на непростые вопросы. Открывая заседание, Валентина Матвиенко определила несколько направлений работы по минимизации рисков и актуализации преимуществ присоединения России к ВТО: информирование всех заинтересованных лиц, предприятий и организаций об основных механизмах и правилах поведения в новых условиях, внесение изменений в федеральное и региональное законодательство, разработка и реализация общефедеральной и региональных программ поддержки ключевых отраслей. Для законодателей важно непосредственно оценить весь комплекс возможных последствий, чтобы предложенные решения отразить в нормативно-правовых актах.

Коснувшись законодательной сферы, спикер отметила, что надо общими усилиями форсировать принятие закона о промышленной политике, одобрила внесение законопроекта о государственном стратегическом планировании и высказала недоумение торможением работы по созданию федеральной контрактной системы. Требуются законодательные действия и для повышения инвестиционной привлекательности кластеров.

Недавно назначенный губернатор Самарской области Николай Меркушкин сказал, что Россия «вступила в ВТО лучше, чем Украина, но хуже, чем Китай». Украина уже почувствовала «поражение в правах» по производству мяса, сахара, продукции легпрома. Она намерена пересмотреть квоты и пошлины по 350 позициям, но, по мнению экспертов, рассчитывать на выигрыш ей удастся не более чем по 30. Китай же решает свои проблемы с ВТО во множестве судебных процессов. Налицо и первые последствия присоединения к ВТО России. «У нас отпускные цены производителей свинины упали на 20 процентов, — сделал он сенсационное признание. — Правда, потребители этого не почувствовали, потому что торговые сети не снижают розничные цены».

По подсчетам экспертов, только прямые финансовые потери сельхозотрасли могут составить более 1,5 триллиона рублей. Для конкуренции на равных российские сельхозпроизводители должны находиться в тех же условиях, что и иностранные, имеющие более высокий уровень господдержки, дешевые кредиты, современную инфраструктуру. С коллегой солидарен и глава Чувашии Михаил Игнатьев, который наиболее чувствительной темой также считает работу системы скрытых механизмов субсидирования аграрных предприятий за рубежом. Глав исполнительной власти регионов удивляет, почему в трехлетнем федеральном бюджете на 2013-2015 годы не оказалось 9 миллиардов долларов разрешенной ВТО господдержки сельского хозяйства. Основные опасения наших аграриев связаны с производством мяса всех видов, особенно свинины (пошлина на ввоз живых свиней снижается с 40 до 5 процентов), мясопродуктов, сахара, молока и молокопродуктов.

«Эффективной защитной мерой служат оборонные госзаказы, что не противоречит нормам ВТО, — заявил губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. — В других странах давно так поступают. А недавно и ульяновский АО «Авиастар-СП» получил крупнейший в нашей современной истории госзаказ от Минобороны на покупку 41 самолета ИЛ-76». А глава Нижегородской области Валерий Шанцев призвал дать бой пессимистам, утверждающим, что Россия не сможет успешно работать в ВТО, потому что это шанс интегрироваться в мировую экономику. Отраслями, чье положение вызывает озабоченность в Удмуртии, Президент республики Александр Волков назвал промышленность, малый и средний бизнес, нефтянку и агропром. Правда, в регионе еще с 90-х годов, подчеркнул он, многое делается для защиты сельского хозяйства, благодаря чему за последнее десятилетие вдвое увеличились надои молока на корову…

Вместе с тем, ни для кого не секрет, что впереди нас ждет немало проблем. Потенциально выигрывают от присоединения России к ВТО регионы с промышленностью, ориентированной на экспорт — металлургией, химией, включая производство минудобрений, отраслями ТЭК. Напротив, наибольшие риски у авто- и авиапрома (Нижегородская, Самарская, Ульяновская области), машиностроения (Мордовия).

Уже сегодня мы утратили возможности производства наиболее востребованных на мировом рынке широкофюзеляжных самолетов. Отечественная промышленность не может обеспечить перевозчиков необходимыми для них воздушными кораблями: в единичных количествах выпускается Ан-140, прекращен выпуск Ил-114, а новых разработок машин такого класса не ведется. Проблемой российского авиастроения является отсутствие внутреннего рынка, без чего нельзя наладить серийное производство новых моделей. Выход известен — восстановление госзаказа.

Сокращение объема производства ожидается в легкой и пищевой отраслях. На региональном уровне вследствие той или иной специализации влияние членства в ВТО может различаться в очень широком диапазоне. Тем не менее, выбор сделан, рубикон перейден. Остается одно — эффективно использовать «буферный период» для адаптации к новым условиям экономики и государственной политики. У государства имеется богатый арсенал «разрешенных» мер поддержки и регулирования. В их числе господдержка развития транспортной и социальной инфраструктуры, инфраструктуры сбыта продукции и конкурентного рынка товаров производственного назначения, развитие информационно-консультативных служб, стимулирование процессов кооперирования, антидемпинговые, компенсационные и другие рычаги. Еще один ресурс заключается в использовании объективных конкурентных преимуществ регионов. Смысл адаптации — повысить конкурентоспособность российской экономики.

Подводя итоги заседания, Валентина Матвиенко подчеркнула, что Совет Федерации берет на себя функции регулятора региональных проблем. «Мозговые штурмы», подобные прошедшему в Самаре, будут проводиться повсеместно и по отраслям. «В рамках переходного периода, — отметила руководитель палаты, — мы должны принять защитные меры, как на федеральном, так и на региональном уровнях, изменить нормативную базу в интересах поддержки уязвимых отраслей, выработать своего рода дорожную карту нашего движения в ВТО. А дальше — надо быть конкурентными. Мы включены в глобальную экономику. И если хотим активно развивать страну, то другого пути, кроме как выпускать конкурентную продукцию, у нас нет. Не догонять кого-то, а наоборот — перепрыгивать и делать продукцию завтрашнего дня…»

Людмила ГЛАЗКОВА, Самара — Москва

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала