«Пять шагов» министра Колокольцева

Силы правопорядка встретили свой профессиональный праздник, 10 ноября — День сотрудников органов внутренних дел, на очередном этапе реформирования. Глава МВД России, генерал-лейтенант полиции Владимир Колокольцев, выступая на недавнем «правительственном часе» в Государственной Думе, конкретных оценок начатым три года назад преобразованиям не давал. Но фактически признал, что «пока они не устраивают в полной мере ни наших граждан, ни нас самих».

Сокращали верхи, а пострадали низы

Стартовавшие преобразования ставили своей целью выстроить действенную, четко работающую правоохранительную систему с дисциплинированными сотрудниками, эффективно защищающими права и свободы граждан. Анализ задуманного, проведенный новым руководством ведомства, показал «структурные просчеты при проведении реформирования, пробелы в нормативной базе, недостаточно эффективное применение имеющихся сил и средств, низкие темпы внедрения современных технологий».

Перечень просчетов министр начал с пресловутого сокращения личного состава органов внутренних дел на 20 процентов. «Первоначально предполагалось, что оно затронет обеспечивающие и штабные структуры, однако сейчас мы столкнулись с проблемой нехватки участковых, сотрудников патрульно-постовой, дорожно-патрульной и ряда других служб, работающих непосредственно на земле», — подчеркнул Владимир Колокольцев. В итоге, по официальным данным, под сокращение попали примерно 200 тысяч сотрудников разного уровня, в основном офицерского и сержантского состава, а генералов уволено, по разным данным, от 120 до 140 человек.

Особое беспокойство у него вызывает сокращение почти на 40 процентов количества территориальных органов внутренних дел на районном уровне. Теперь во многих регионах страны на одного участкового приходится по шесть– семь поселений, зачастую удаленных друг от друга на десятки, а то и сотни километров, при этом автотранспортом обеспечены немногим более половины. В результате постоянного присутствия полиции нет в населенных пунктах, где проживают без малого 11,5 миллиона человек. Как следствие, именно там, по итогам восьми месяцев этого года, зарегистрирована пятая часть всех преступлений. Полностью упразднены школьные инспектора. Но если «меры по увеличению числа участковых уполномоченных в районах» уже проводятся, то восстановить службы школьных инспекторов полиции практически невозможно. Для исправления ситуации он предложил ввести в образовательных учреждениях должности заместителей директоров по безопасности, которые в приоритетном порядке будут занимать бывшие сотрудники органов внутренних дел.

Обратил внимание руководитель МВД и на работу полиции на транспорте. Признав, что упразднение транспортной милиции было ошибкой, он заявил о возможном восстановлении прежней двухуровневой системы территориальных органов МВД России на транспорте — это восемнадцать органов управления (по количеству железных дорог) и Московское управление на воздушном и водном транспорте МВД России.

Неукомплектованность штатов полиции составляет в настоящее время 4,4 процента. Наибольшая нехватка кадров ощущается в уголовном розыске, в подразделениях экономической безопасности и противодействия коррупции, где достигает 6,6 процента. В этом году МВД приняло на работу около 46 тысяч ранее сокращенных сотрудников. Министр отметил: увольнение сотрудника, совершенное в связи с реформой органов внутренних дел, не может быть препятствием к его повторному принятию на службу в МВД. Владимир Колокольцев не стал скрывать, что в правоохранительной системе сохраняются проблемы подготовки и отбора кадров. «На повышение качества кадрового потенциала, его рациональное и эффективное использование направлена концепция новой кадровой политики в органах внутренних дел», проект которой сейчас разрабатывает ведомство и должно представить в ноябре на коллегию МВД. При этом добавил, что с целью решения кадровой проблемы необходимо задуматься о повышении престижа полицейской службы.

К таким мыслям министра побуждает текучесть кадров среди молодых специалистов, которые «получив качественное профильное образование, не задерживаются в рядах полиции». По его словам, «ежегодно подают рапорта около одной тысячи выпускников ведомственных вузов, прослуживших менее трех лет». Бороться с таковыми руководство МВД намерено традиционным способом: в правительство внесен проект постановления, который «определяет порядок и размеры возмещения затрат на обучение в случае отчисления из ведомственного вуза и увольнения из органов внутренних дел по собственному желанию или отрицательным мотивам».

Без жилья престиж не поднять

Как еще планируют в МВД повышать авторитет полицейской службы? Министр предложил депутатам вернуть региональным и местным бюджетам право финансировать работу полиции, что запрещено действующим законом. В Москве и Петербурге, по его словам, где региональные надбавки были особенно ощутимы, зарплата полицейских после всех повышений выросла лишь в полтора раза, а по стране в целом — в два. Владимир Колокольцев надеется, что в ближайшее время закон «О полиции» будет поправлен, и регионы вновь смогут доплачивать сотрудникам внутренних дел. Кстати, выходец из правоохранительной системы в недавнем прошлом генерал-майор милиции Татьяна Москалькова, заместитель председателя Комитета ГД по делам СНГ и связям с соотечественниками («Справедливая Россия»), уже внесла в Государственную Думу соответствующий проект федерального закона, который в случае одобрения увеличивает денежное довольствие сотрудников полиции.

Справедливое замечание по поводу повышения престижности правоохранительной системы высказала первый заместитель председателя думского Комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева («Справедливая Россия»). «Мы проанализировали финансовое обеспечение закона «О полиции», реформы МВД, — сказала она, — и пришли к выводу: если по повышению денежного довольствия работников соответствующих ведомств сделаны определенные шаги и есть некоторые результаты, то жилищное обеспечение сотрудников органов внутренних дел находится абсолютно на нуле. Приведу несколько сравнений. В «Национальной обороне» на обеспечение жильем военнослужащих в бюджете заложено 66 миллиардов рублей по жилищно-накопительно-ипотечной схеме и еще порядка 20 миллиардов на строительство бюджетного жилья военнослужащих. А по разделу «Национальная безопасность» на жилье для работников органов внутренних дел и других силовых ведомств выделено всего соответственно миллиард и миллиард, то есть фактически меньше в 60 и в 20 раз. Понятно, что это не решает и даже не приближает к решению проблем с обеспечением жильем. А это принципиальнейший вопрос для поиска и закрепления приемлемых кадров с необходимыми и нравственными, и профессиональными, и человеческими качествами».

Депутат напомнила: реформа МВД была направлена на то, чтобы освободить его от несвойственных функций. В итоге возникло огромное количество силовых ведомств, таких, как миграционная служба, наркоконтроль, судебные приставы и подобные им структуры, которые не могут в полном объеме выполнять возложенные функции и все равно прибегают к услугам МВД. В результате средства попросту распыляются. Оксана Дмитриева считает, что надо вернуться к вопросу об освобождении МВД от не свойственных ему функций и рассмотреть его комплексно.

У Владимира Колокольцева свое видение законодательных проблем. Среди таковых — полный запрет сотрудникам полиции права на отказ в возбуждении уголовных дел, окончательная отмена «палочной системы» оценки результатов, выплата денег гражданам, содействующим органам правопорядка в раскрытии опасных преступлений, и расширение круга уполномоченных проводить дознание. Все данные законодательные инициативы МВД сейчас готовит при полном контроле и содействии общественности, сообщил он, подчеркнув, что именно общественность сейчас является главным оценщиком полицейских. Министр попросил депутатов ускорить работу над законопроектом о порядке отбывания административного ареста, который был внесен в Госдуму год назад, но лежит без движения, и законопроектом об участии граждан в охране общественного порядка.

Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин, открывая «правительственный час», напомнил: еще в 2003 году закон «О системе государственной службы» предписал принять отдельные законы о гражданской службе, военной и правоохранительной, но принят был и действует лишь первый из них. Выступая 1 ноября на Национальном форуме «Государственная служба России: развитие и управление человеческим капиталом», он эту мысль озвучил уже более конкретно: «…что же касается правоохранительной службы, то отдельного закона у нас нет до сих пор. Такие серьезные «прорехи» необходимо устранять».

«Дорожная карта» МВД

«Без принципиального решения перечисленных вопросов дальше двигаться нельзя, реформа начинает неизбежно пробуксовывать, — подчеркнул Владимир Колокольцев. — Изменения необходимы, и в этом разногласий ни у МВД, ни у экспертного и профессионального сообщества нет. Но начиная новый этап реформы, необходимо тщательно просчитать последствия принимаемых решений, учесть все мнения и предложения».

Методы, с помощью которых глава МВД предполагает вытянуть полицию из милицейского болота, уже окрестили «пятью шагами Колокольцева». При ведомстве создана расширенная рабочая группа по реформированию органов внутренних дел России, которая разработала «Дорожную карту» — комплекс первоочередных мер по реформированию правоохранительной системы. Накануне «правительственного часа» «Дорожная карта» была представлена общественности. «Нам всё время врали с трибун, что преступность падает, а на самом деле она выросла за 12 лет на 80 процентов. В 2000 году граждане подали в МВД 13,7 миллиона заявлений о преступлениях, на основании которых было возбуждено 3 миллиона уголовных дел. Остальные более 10 миллионов заявлений ушли в отказные массы, были переданы на другие территории или вообще исчезли неизвестно куда. В 2011 году картина похлеще: граждане написали в милицию 24,5 миллиона заявлений, а уголовных дел завели всего лишь 2 миллиона. Полицейским таким образом удалось незаметно закопать в неведение 22,5 миллиона преступлений!», — эмоционально высказался советник министра внутренних дел РФ Владимир Овчинский, генерал-майор милиции в отставке, доктор юридических наук. В свое время он работал в ГУВД Московской области, был помощником министра внутренних дел России, в 1997 году возглавил Российское бюро Интерпола.

Что конкретно представляют собой «шаги Колокольцева»? Первое направление — кадры и повышение их профессионализма, борьба с оборотнями в погонах. Уже разработан комплекс мер, направленный на оздоровление обстановки в системе органов внутренних дел и улучшение качества работы личного состава. Новых масштабных кадровых мероприятий не ожидается, будут организованы выборочные аттестации отдельных подразделений, служб и сотрудников на основе компрометирующих материалов в СМИ и жалоб граждан. Для гарантии того, чтобы выборочные аттестации не использовались как повод для увольнения «неугодных» сотрудников, к ним привлекут членов общественных советов и депутатов законодательных собраний. В первую очередь будут направлены усилия на искоренение системной коррупции, которая напрямую связана с интеграцией в организованную преступность. К поиску предателей планируется привлечь ФСБ.

Борьбу с сокрытием преступлений среди личного состава и принуждением к увольнению задним числом построят на проведении по каждому факту проверок для выявления причин и условий нарушений законности, правовых и этических норм. Все жалобы на правоохранителей будут стекаться в единую информационную базу данных, которую используют при подготовке материалов к очередным и внеочередным аттестациям. На оговоры сотрудников полиции также последует оперативная реакция. Усилится борьба с руководителями, принуждающими полицейских к фальсификациям статистики или незаконно наказывающими подчиненных. Признание судом действий начальника незаконными повлечет за собой обязательную дисциплинарную ответственность. При приеме на службу полицейских и проведении выборочных аттестаций будут использованы новые технологии. Помимо детектора лжи планируется внедрить отечественную «айскрин»-технологию мониторинга психофизиологического состояния сотрудников.

Второй приоритет — доверие общества.

Эффективно бороться с преступностью без поддержки граждан невозможно, поэтому ведомство намерено активно взаимодействовать с обществом. «Люди должны знать, что и зачем делает МВД, соответствуют ли его действия потребностям общества», — говорится в документе. С этой целью реформируются общественные советы, в которые будут приглашены правозащитники и представители общественных организаций. Будут организованы горячие линии и специальные сайты по различным направлениям деятельности: о пропавших детях, о террористических и насильственных экстремистских проявлениях, о нарушениях законности сотрудниками полиции.

Третий пункт реформы — оптимизация системы, которая предусматривает структурно-организационные изменения там, где они необходимы. Предлагается частично вернуть назад численность сокращенных низовых подразделений полиции и расширить муниципальные ОВД. В крупных городах планируется приблизить наряды полиции к жилому сектору, в сельской местности организовать регулярные объезды отдаленных населенных пунктов. Передвижные полицейские пункты будут использоваться для приема граждан и немедленного реагирования на сигналы о преступлениях. Недостаток участковых собираются компенсировать за счет федерального закона о муниципальных инспекторах по охране общественного порядка, которые будут выполнять функцию помощников участкового. Изменится и структура региональных управлений. На городских и районных уровнях будут укрепляться подразделения угрозыска, участковых и патрульно-постовой службы. В случае одобрения реформы будет восстановлен единый орган управления — штаб МВД России с одновременным воссозданием штабов на уровне субъектов Российской Федерации.

Оптимизация предполагает отказ от ненужного «бумаготворчества» в организации оперативно-розыскной деятельности, особенно низовых оперативных подразделений полиции. Рекомендуется изменить работу по розыску пропавших без вести, особенно детей. С этой целью в МВД России и его региональных управлениях будут созданы центры по поиску пропавших детей по модели американского центра в городе Александрия.

На 1 января 2011 года общая численность убийств и покушений на убийства, по которым срок давности не истек, но они остались нераскрытыми, превысила 90 тысяч человек, а умышленных причинений тяжкого вреда здоровью — 200 тысяч, изнасилований — более 20 тысяч. Предлагается укрепить состав специализированных следственно-оперативных групп по раскрытию тяжких преступлений прошлых лет.

Четвертый «шаг» — доступность правоохранительной помощи. Здесь особое внимание уделяется приему, регистрации, учету заявлений и сообщений о преступлениях. Невзирая на объявленную войну пресловутой «палочной» системе проблема остается достаточно острой. Для ее решения будут созданы государственная автоматизированная система правовой статистики и федеральный центр обработки статистических данных о состоянии преступности. Авторы концепции предлагают провести эксперимент по внедрению стационарного автоматизированного поста полиции «Электронный городовой». С его помощью граждане могли бы через электронные терминалы подавать заявления о преступлениях и иных чрезвычайных ситуациях. «Дорожная карта» предлагает изменить законодательную базу, которая препятствует началу производства расследования по обращениям о преступлениях. Предполагается ввести стандарты, действующие по этим вопросам в США и в большинстве стран Европы. Будут введены и новые критерии эффективности деятельности полиции.

Пятый пункт документа обозначен как «адекватный ответ новым вызовам и угрозам». В целях усиления борьбы с организованной преступностью предлагается подготовить проект Государственной концепции противодействия организованной преступности, а также модифицировать объединенный банк данных МВД России на региональные, межрегиональные и транснациональные преступные сообщества. При министерстве должна появиться Межведомственная комиссия по противодействию торговле людьми, которая займется вопросами борьбы с сексуальной и трудовой эксплуатацией, торговлей человеческими органами и тканями, организованными формами незаконной миграции, производством и распространением детской порнографии. В комиссию планируется включить представителей Генпрокуратуры, МИД, СК, ФСБ России, ФМС, ФТС и Росфинмониторинга.

В регионах, где остро стоит проблема преступности со стороны мигрантов, будут созданы специализированные оперативно-розыскные подразделения по борьбе с незаконной миграцией. Этим же подразделениям поручат защищать незаконно ввезенных мигрантов от нападений националистических группировок. Будет разработана также Государственная программа по противодействию криминализации экономики России. В ней акценты будут сосредоточены на создании современной межведомственной системы борьбы с налоговыми преступлениями и отмыванием преступных доходов.

Павел АНОХИН
Фото Игоря САМОХВАЛОВА, «РФ СЕГОДНЯ»

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала