Согласие наций

Рост межэтнической и межконфессиональной напряженности — реальность дня в глобальном масштабе. Да и Россия отнюдь не тихая гавань в этом мировом штормующем море. О чем свидетельствуют информационные сводки каждого дня. Не случайно в числе своих первых документов Президент РФ Владимир Путин издал Указ «Об обеспечении межнационального согласия». Сейчас в нашей стране идет широкое общественное обсуждение новой Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации. Своими соображениями о задачах её законодательного обеспечения поделился председатель Комитета Госдумы по делам национальностей Гаджимет САФАРАЛИЕВ.

Никто уже не оспаривает влияние этнического фактора на происходящие сегодня в мире социально-экономические и политические процессы. Но нам не надо далеко ходить за примерами. Историко-культурный облик, настоящее и будущее России неразрывно связаны с многонациональностью, поликонфессиональностью и многоукладностью, которые наряду с громадными территориями и определяют самобытность российской цивилизации. Богатство этнического, религиозного и культурного многообразия всегда являлось важным ресурсом конкурентоспособности государства и развития страны.

Поэтому для нас национальная политика — понятие, соотносительное с государственным развитием в самом широком смысле. Реализуют её не только власть и государство, но и хозяйственные субъекты, общественные организации, партии, армия, школа, институты культуры. Её цели — укрепление единства российской нации и гармонизация межнациональных отношений, противостояние вызовам и рискам общемирового характера. К ним относятся унифицирующее влияние глобализации, международный терроризм, религиозный экстремизм, этнический сепаратизм, кризис политики мультикультурализма в европейских странах, активизация и масштаб миграционных процессов.

Пока состояние национального вопроса и национальной политики напоминает состояние наших дорог, которые латают и латают, а общей картины это не улучшает. Данные последних социологических исследований ВЦИОМ показывают, что от 24 до 41 процента россиян в разных регионах озабочены обострением национального вопроса. Он выражен тем ярче, чем больше размер населенного пункта, а особого пика достигает в Москве и Санкт-Петербурге, где более половины опрошенных выносят его в повестку дня.

Увеличение напряженности в межэтнических отношениях отмечают представители всех возрастных групп. Сравнительно благополучной выглядит ситуация в Дальневосточном федеральном округе, в отличие от Северо-Западного ФО, 46 процентов жителей которого встревожены нагнетанием межэтнической напряженности. Лишь 8 процентов респондентов говорят, что одинаково относятся к представителям всех национальностей.

То есть, вопрос созрел, и государство должно адекватно реагировать на него. Почему же не работает принятая всего 16 лет назад Концепция государственной национальной политики? Не потому ли, что именно она во многом определила в начале 2000-х отход от дальнейшего развития национальной политики, частным следствием чего явился отказ от отдельного Министерства по национальной политике?

Сегодня у нас нет четко выраженных концептуальных подходов к проведению национальной политики, в большинстве субъектов РФ нет региональных документов, определяющих основные направления ее реализации, нет достаточной координации на федеральном и региональном уровнях, а на вызовы и угрозы в этнополитической сфере отвечают лишь от случая к случаю и подчас только в чрезвычайных ситуациях. У региональных и местных властей нет соответствующих полномочий, отсюда и недостаток внимания с их стороны к межэтническим отношениям. Отсутствие системы мониторинга и прогнозирования затрудняет оперативное реагирование на рост межэтнической и межконфессиональной напряженности. Недостаток собственных финансовых ресурсов для проведения эффективной национальной политики приводит к тому, что значительную зарубежную подпитку получают проекты откровенно враждебного этнополитического и религиозно-политического характера, что также на пользу России не идет.

И это отнюдь не все проблемы, которые нужно решать.

В статье «Россия: национальный вопрос» Владимир Путин высказался за формирование стратегии национальной политики, основанной на гражданском патриотизме. Именно поэтому на передний план выходит вопрос о способах интеграции внутренне неоднородного (в языковом, культурном и конфессиональном отношениях) современного российского социума в консолидированное сообщество. Пути и механизмы создания в России единой гражданской нации с целостным самосознанием должна определить обсуждаемая ныне Стратегия.

Наша страна имеет богатый опыт правового регулирования в сфере национальной политики. Но это не отменяет необходимости дальнейшего совершенствования законодательства. Сегодня особую актуальность приобретает вопрос о единых стандартах реализации национальной политики. Для этого надо выработать единый понятийный терминологический аппарат и новые правовые категории, направленные на формирование общегражданской идентичности, принять концептуальные документы и нормативные правовые акты в субъектах РФ. Наши цели — укрепление единства российской нации, этнокультурное развитие народов и профилактика всякого рода экстремизма.

Модернизация действующего законодательства, на мой взгляд, должна идти по следующим направлениям.

Первое. Предотвращение тенденций и настроений, вызывающих дискриминацию по национальному и конфессиональному признакам. Болезнь нельзя загонять внутрь и игнорировать, это может привести к фатальным последствиям.

Результаты социологических исследований ВЦИОМ показывают, что заметное количество российских граждан склонны связывать стесненное материальное положение, ограниченные возможности трудоустройства (в том числе на государственную и муниципальную службу) и избрания в органы региональной и местной власти со своей национальной принадлежностью. Нам надо, в том числе на законодательном уровне, пресечь нарушения прав граждан и дискриминацию по национальному и конфессиональному признакам.

Второе. Необходимо продумать законодательные механизмы, которые обеспечили бы открытость и широкое информационное сопровождение государственной национальной политики, гарантировали публичность рассмотрения конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений, непредвзятость их освещения в СМИ. Для развития взаимодействия с субъектами РФ в сфере реализации национальной политики надо внести изменения в ФЗ-184 в части наделения региональных органов власти соответствующими полномочиями.

Третье. Отдельная тема — русский язык, одна из главных скреп современной России. Он нуждается в поддержке как государственный язык Российской Федерации, закреплении гарантий его изучения в статусе родного языка, что, естественно, не отменяет содействия развитию языков народов России. Все эти задачи требуют комплексного решения.

Наше законодательство предусматривает высокий стандарт защиты языков народов России. Из 239 языков и диалектов народов страны в системе общего образования в качестве родных языков обучения и языков изучения функционирует 90. Небезынтересен факт, что буквально в последние годы школьники Бурятии стали изучать соетский, Дагестана — рутульский, агульский, цахурский языки, которые совсем недавно еще были бесписьменными. Если в 1991 году в национальных регионах лишь в 13 процентах школ изучался родной язык или велось преподавание на родном языке, то сейчас процент достигает — 56.

Однако следует отметить, что организация образовательного процесса должна в полной мере учитывать языковые потребности всего населения и ни в коем случае не допускать сокращения часов, отведенных на изучение русского языка. Ведь именно знание русского языка, вне зависимости от этнической идентичности и вероисповедания, обеспечивает нашим гражданам на всей территории России социальную адаптированность и профессиональную конкурентоспособность.

Сегодня Государственная Дума работает над новым базовым законом «Об образовании в Российской Федерации». Следует сохранить все положительные достижения системы образования и не забывать, что только качественно новая модель образования, укрепляющая единство образовательного пространства на всей территории России, способна противостоять вызовам дезинтеграции, сепаратизма и размывания общероссийской гражданской идентичности.

Четвертое. Раскрывая понятие «гражданский патриотизм», Владимир Путин подчеркнул, что «любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен, прежде всего, быть гражданином России и гордиться этим». Чувство гордости возникает только на благодатной почве знания истории своей страны, а здоровый патриотизм может быть воспитан только на принципах межнационального уважения и взаимопонимания. Вопросам такого воспитания в образовательных организациях и местах прохождения воинской службы следует уделять гораздо большее внимание.

Пятое. Смысл проведения миграционной политики и регулирования миграционных потоков внутри страны в последнее время все больше и больше искажается. К сожалению, на уровне общественного мнения миграционная политика России сегодня перестает восприниматься как инструмент для решения конкретных проблем развития регионов и страны в целом. Для меня причина очевидна. Негативные эффекты нелегальной миграции мешают людям увидеть рациональное зерно в тезисе о важности регулируемых потоков трудовой миграции для демографии и экономики страны.

Интенсивная трудовая миграция — примета нашего времени. Мы не введем ее в цивилизованные рамки, если не создадим условий для интеграции и адаптации мигрантов. И здесь придется сочетать интересы государства с интересами граждан и этнокультурных традиций народов России. Заслуживает внимания в этом плане инициатива по внесению изменений в ФЗ-74 о наделении национально-культурной автономии статусом социально ориентированной организации, имеющей право осуществлять деятельность по интеграции и адаптации мигрантов.

Шестое. В контексте поднятых проблем и сформулированных задач встает вопрос о целесообразности разработки и принятия базового ФЗ «О государственной национальной политике в Российской Федерации». Вопрос, прямо сказать, дискуссионный. В весеннюю сессию Госдумы мы отклонили законопроект «Об основах государственной политики в сфере межэтнических отношений в РФ» по причине неактуальности его подходов. В настоящей редакции Стратегии вопрос о необходимости базового закона однозначно не решен. Поэтому нам вместе предстоит подумать, как поступить.

Седьмое. В завершение коснусь темы бюджетного финансирования госпрограмм, реализуемых в сфере национальной политики. Практика показывает, что методология «размытого» финансирования через Минрегион, Минкультуры, Минобрнауки, Минкомсвязи, Минспорта и другие ведомства затрудняет оценку эффективности принимаемых мер, да и самой возможности оперативно принимать решения. Как известно, у семи нянек дитя без глаза. Имеет смысл создать новый орган федеральной исполнительной власти с полномочиями по проведению государственной национальной политики России. Будет такое министерство или федеральное агентство, будет и целевое финансирование, следовательно, с него можно и спросить за результаты работы.

Сегодняшний проект Стратегии государственной национальной политики предполагает принятие планов её реализации на период до 2025 года и их четкую синхронизацию с процессом формирования трехлетнего бюджета страны. Это вселяет надежду на то, что задачи государственной национальной политики будут учтены при формировании федерального и региональных бюджетов.

Безусловно, предложения по совершенствованию законодательства в области государственной национальной политики не исчерпаны вышеперечисленными. Поэтому приглашаем всех, кто готов предложить свои решения, обращаться в наш Комитет. Дельные идеи обязательно будут рассмотрены.

Фото РИА НОВОСТИ

Гаджимет САФАРАЛИЕВ

Доктор физико-математических наук. Профессор, член-корреспондент Российской академии наук. Избирался депутатом Государственной Думы третьего, четвертого и пятого созывов. Член фракции «Единая Россия». Председатель Комитета ГД по делам национальностей.

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала