Вопрос номера

Готовится Стратегия государственной национальной политики. Какие приоритеты в ней, на ваш взгляд, должны быть отражены?

Александр ТОРШИН

представитель от исполнительного органа государственной власти Республики Марий Эл

— В государственной национальной политике всё должно быть приоритетным. Я этим вопросом занимаюсь уже более 20 лет и твердо убежден, что во главу угла гармонизации межнациональных отношений должен быть поставлен главный конституционный принцип — гражданин. Вначале мы должны осознавать себя гражданами Великой России, а уже потом идентифицировать в качестве русского, татарина, еврея, чеченца, ингуша… А еще научиться искать причины собственных неудач в себе, а не в национальности более преуспевающих конкурентов. Надо понимать: принадлежность человека к тому или иному этносу не дает преимуществ для успеха в экономике, политике или журналистике. Как талантливые люди, так и бездельники есть в каждом народе, проживающем и на Кавказе, и в Москве, и в Твери. Я понимаю, что таким комментарием вызову критику, но успешные страны идут исключительно по этому пути. При обсуждении Стратегии государственной национальной политики некоторые эксперты предлагают воссоздать Миннац. На мой взгляд, этого делать не нужно – для принятия стратегически важных решений есть соответствующий Совет при Президенте России. Центром же по гармонизации межнациональных отношений должен быть Совет Федерации. Это палата регионов, которая призвана координировать всю работу по межнациональным отношениям в стране.

Юрий СОЛОНИН

член СФ от исполнительного органа государственной власти Хабаровского края

— Нужно ясно понимать, что ситуация, сложившаяся в части национальных отношений, является одним из источников угрозы для существования страны как единого государства. Все внешние попытки развалить, нанести ущерб нашему государству происходят именно в плоскости межнациональных отношений. Через различные структуры идет воздействие для разжигания межнациональной розни в нашей стране.

Нам необходимо выработать единую позицию, которая позволит уравновесить ситуацию в сфере межнациональных отношений. Эта позиция должна быть занесена во все документы страны. Прежде всего, она состоит в том, что мы являемся единой нацией. И все разговоры о том, что это не так, должны жестко пресекаться!

Также нужно предостеречь от перевода урегулирования межнационального вопроса в плоскость исключительно бюрократических решений. Наверное, необходимо создание органа, который бы занимался вопросами межнациональных отношений. Как он будет называться — это уже второй вопрос. Министерство по делам национальностей или как-то иначе, не имеет большого значения. Но главное, на мой взгляд, — решать эту проблему на уровне гражданского общества.

Необходимо остановить тенденцию национальных территорий, скатывающихся к «ползучей суверенизации». Это выражается в особом отношении к этим территориям, особом бюджете и многом другом. Если мы единая нация, то и подходы ко всем должны быть одинаковыми, без привилегий для кого бы то ни было. При этом надо более корректно подходить к демонстративному участию руководителей в конфессиональных обрядах и публичному позиционированию себя как приверженца той или иной конфессии.

Третий момент, на который хотелось бы обратить внимание: национальные республики становятся де факто мононациональными. Особенно это касается руководящего состава республиканских или местных администраций. Построение власти в республиках по этническому принципу недопустимо и должно строго пресекаться…

Владимир ФЕДОРОВ

член СФ от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Карелия

— За последние двадцать лет национальный вопрос в нашей стране пришел в упадок. К сожалению, мы не занимались им должным образом. В Советском Союзе национальные отношения были решены достаточно успешно. К примеру, стоит сказать, что в Карелии самым лучшим участковым был азербайджанец. И ни у кого не возникало с этим проблем. У нас была общность — советский народ, и большинство людей это устраивало. Сегодня национальная ситуация обострилась. Рецепты решения национального вопроса предлагают разные. Владимир Жириновский советовал упразднить национальные республики. Примерно то же пытается предложить Михаил Прохоров.

Я представляю в Совете Федерации национальную республику. В Карелии проживают люди разных национальностей — карелы, финны, русские. И все вместе они представляют собой великий российский народ. Я думаю, что это должно быть основополагающим. Почему граждане США разных национальностей с гордостью говорят, что они американцы, а мы внутри нашей общей страны делим себя на национальности и национальные анклавы? Это необходимо изменить. Я думаю, что нужно решить главный вопрос — относиться к России как государству с единым народом. Это касается и экономического вопроса. Финансировать те или иные территории исходя из национальной составляющей неправильно. Все регионы России должны быть равны.

Мурад ГАДЖИЕВ

«Единая Россия»

— В России, которая является не только многонациональным, но и федеральным государством, не должно быть стен между людьми разных национальностей. И уж если межнациональный мир в стране во многом зависит от миграционной ситуации в том или ином регионе, то на властном уровне должно быть жестко скоординировано развитие сети социальных учреждений, учреждений образования и здравоохранения. При этом нужно понимать: население всех национальностей, живущих в России, имеет право на самобытность, на сохранение своих культурных обычаев, но не должно их навязывать, демонстративно проявлять, пребывая на территории других народов. На мой взгляд, в Стратегии государственной национальной политики должна найти большее отражение такая амбициозная задача, как создание Евразийского союза. Идея интеграции постсоветского пространства получила поддержку у народа и сегодня вновь обретает актуальность. Сейчас всё строится на чисто экономических расчётах. Не умаляя их значимость, следует перейти к более четкой политической и идеологической мотивации евразийского единения.

Владимир НИКИТИН

КПРФ

— Когда-то Расул Гамзатов точно сказал: за границей я — русский, в России — дагестанец, а в Дагестане — аварец… У каждого народа есть собственное имя. У народа, образующего Российское государство, есть тоже свое имя — великороссы. Это имя существительное, а русский — прилагательное, и прилагается к нашей большой и любимой Родине. В таком духе мы должны воспитывать наших людей. Россию спасет не русская национальная, а русская цивилизационная идея. Напомню: в Российской империи все ее граждане были русскими, что до сих пор осталось в подсознании. Эта энергетика может быть направлена на разрушение, а может — на созидание. Для того, чтобы она была направлена на созидание, коммунисты активно формируют всероссийское движение «Русский лад». И всем, кто присоединился к нам или только собирается, напоминаем первый завет Александра Невского: научись ладить с людьми любой национальности, не унижая своего достоинства, и вокруг тебя установится мир.

Сергей МИРОНОВ

«Справедливая Россия»

— Публичное обсуждение Стратегии государственной национальной политики спустя 20 лет после того, как мы ничего не делали в этой сфере, является позитивным шагом. Но кроме Стратегии необходим федеральный конституционный закон об основах национальной политики в России. В его первой статье нужно раз и навсегда четко прописать: русский народ является государство-образующим. Наше государство называется Российская Федерация. Государственный язык — русский, русских в стране — 80 процентов. И это объединяющее начало должно быть юридически закреплено. У нас же сегодня в бюджете нет ни статьи, ни раздела, определяющего финансирование этой важной, по-настоящему государственной работы по нормализации и гармонизации межнациональных отношений. Я бы отдельно выделил в Стратегии еще и проблему возвращения соотечественников. Нужно честно сказать: программа по их возвращению полностью провалена. Возьмите любые отчетные цифры, сравните, что планировалось и как обстоят дела реально. Сразу поймете: дорога в Россию для соотечественников закрыта. И не потому, что сюда никто не хочет ехать, а потому, что над этим никто не работает.

Игорь ЛЕБЕДЕВ

ЛДПР

— В Стратегии миграционной политики России говорится о «деструктивном влиянии» современных миграционных процессов на состояние межнациональных отношений в нашей стране. Я бы назвал это влияние катастрофическим. Именно поэтому считаю: основная задача нашей государственной национальной политики сегодня — существенно реформировать миграционную политику России. Отечественное законодательство ориентировано на привлечение трудовых мигрантов в страну, но не содержит никаких мер, способствующих их адаптации и интеграции. Миграционная политика должна ориентироваться исключительно на нужды регионов. Для этого при российских посольствах в странах, откуда идет наибольший поток мигрантов, следует открыть кадровые агентства, которые занимались бы подбором трудовых мигрантов. В каждом таком регионе должны быть созданы специальные учреждения — адаптационно-фильтрационные лагеря для мигрантов. Они, с одной стороны, позволят минимизировать конфликты мигрантов и коренного населения, а с другой — будут способствовать адаптации мигрантов. Только пройдя необходимый курс адаптационного обучения, сдав экзамены по русскому языку, основам права, русской культуры, русской истории, мигрант может претендовать на свободное проживание в России. Этим мы решим проблему конструктивно, а не за счет «умногонационаливания» населения России. И воплотим в жизнь основной пункт Стратегии об объединяющей роли русского народа — культурной и цивилизационной.

Подготовили Александр РЖЕШЕВСКИЙ и Павел АНОХИН

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала