Парламент на внешнеполитическом треке

Необходима программа, направленная на объективное восприятие внешней политики России за рубежом. К такому выводу пришли члены Совета Федерации после «правительственного часа» с министром иностранных дел Сергеем Лавровым.

Для выполнения этой задачи комитеты Совета Федерации будут более активно выстраивать контакты с парламентариями европейских стран и европейскими парламентскими организациями, сообщил Михаил Маргелов, председатель Комитета СФ по международным делам, которому, в частности, и поручено подумать над организацией Советом Федерации мониторинга за ходом выполнения основных международных соглашений, определяющих участие России в системе европейской безопасности. А также активизировать экспертную проработку усиления роли нашей страны на этом направлении.

Европейская безопасность, политика России на евроатлантическом пространстве и отношения с западными партнерами-оппонентами оказались ключевыми темами на встрече сенаторов с главой российской дипломатии. Наша стратегия, подчеркнул Сергей Лавров, заключается в создании на международно-правовой основе системы равной и неделимой безопасности во всех измерениях, начиная с военно-политического и включая экономическое и гуманитарное, как это зафиксировано в основополагающих документах ОБСЕ и Совета Россия — НАТО. Однако на Западе не готовы воплощать их положения на практике, констатировал министр, отметив отсутствие реального продвижения к заключению предложенного Россией договора, который сделал бы эти принципы юридически обязывающими. Москва, однако, свои предложения не отзывает, тем более что они уже стимулировали оживленную дискуссию о возможностях и путях совершенствования моделей евроатлантической безопасности не только в правительствах и внешнеполитических ведомствах, но также среди политологов, в экспертном сообществе, научных центрах по обе стороны Атлантики.

Особое значение в МИДе придают выстраиванию предсказуемых и стабильных отношений с НАТО, от развития которых зависят как евроатлантическая, так и глобальная безопасность. В качестве успешных примеров совместных действий Сергей Лавров назвал сотрудничество по антитеррору, в борьбе с пиратством, по поиску и спасению на море, военной медицине, реагировании на природные и техногенные катастрофы, особо выделив «отвечающее обоюдным интересам взаимодействие по Афганистану».

В то же время не сняты с повестки дня моменты, вызывающие законное беспокойство России. Более того, сближения позиций по ним не происходит. Это, прежде всего, тупик по ПРО, вызванный нежеланием США давать какие- либо юридически обязывающие гарантии ненаправленности этой системы против России вкупе с игнорированием российских инициатив по совместной архитектуре реагирования на возможные ракетные риски из-за пределов Европы. Это также политика расширения альянса, в том числе за счет соседей России, повышения военной активности вблизи российских границ, модернизации и приближения к ним оборонной структуры альянса, стремления НАТО наращивать в свою пользу дисбаланс в сфере обычных вооружений.

«Мы намерены соизмерять взаимодействие с НАТО с готовностью блока учитывать наши законные интересы в сфере безопасности и стратегической стабильности, соблюдать принципы международного права, выстраивать связи на равноправной и взаимоуважительной основе», — заявил министр. Отталкиваясь от итогов встречи с генсеком альянса Андерсом фог Расмуссеном, он высказал надежду, что до конца года удастся провести совещание Совета Россия — НАТО на уровне министров и обсудить там обозначенные вопросы.

Впрочем, отношения с НАТО — лишь один, хотя и крайне важный, вектор российской политики в сфере безопасности. «Мы продолжаем настойчивые усилия по восстановлению роли ОБСЕ как инструмента обеспечения безопасности во всех измерениях, продвигаем предложение по реформе этой организации, — отметил Сергей Лавров. — Все более востребованным будет наше взаимодействие с Евросоюзом как в плане координации действий на международной арене, так и в целях нейтрализации многочисленных угроз и вызовов, с которыми сталкиваются европейцы. Будем задействовать возможности Совета Европы, «разворачивая его лицом» к необходимости объединения усилий в сфере «мягкой безопасности», используя опыт СЕ и его потенциал в разработке международно-правовых инструментов обеспечения единых общеевропейских норм гуманитарного измерения безопасности».

На некоторые актуальные вопросы «на злобу дня» министр ответил уже по завершении «правительственного часа». В частности, рассказал о встрече в Нью-Йорке с новым спецпредставителем ООН и ЛАГ по Сирии Лахдаром Брахими. «У меня ощущение, что он хочет использовать тот небольшой шанс, который у него есть», — сказал Сергей Лавров, полностью поддержав высказанное Брахими стремление опираться и учитывать основные положения Женевского коммюнике.

По иранской ядерной программе, по словам главы МИДа, есть наработки, которые в том числе продвигает российская сторона: признать право Ирана на обогащение урана при условии закрытия всех накопившихся к нему у МАГАТЭ вопросов. «Я бы предостерег тех, кто строит панические сценарии, — заявил шеф российской дипломатии. — Всем необходимо сконцентрироваться на побуждении к диалогу тех, от кого зависит это решение, прежде всего в рамках диалога Иран — МАГАТЭ и Иран — «Группа 5+1».

Разумеется, как МИД, так и Совет Федерации придают важное значение взаимодействию на внешнеполитическом направлении. Сергей Лавров высоко оценил работу по линии парламентской дипломатии — в Парламентских ассамблеях ОБСЕ, Совета Европы, ОДКБ, НАТО, а также в ходе двусторонних контактов, что способствует укреплению позиций России в мире, в том числе на евроатлантическом направлении.

«Мы находимся в тесном контакте с членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы по вопросам согласованности наших действий по линии межправительственных структур в Европе и межпарламентского сотрудничества», — подчеркнул министр. Парламентская дипломатия очень важна для формирования общественного мнения и разъяснения избирателям, что те высокие принципы, которые заложены в документах той же ОБСЕ, Совета Россия — НАТО, и прежде всего принцип неделимости безопасности должны воплощаться в жизнь. «Безопасность одного государства не должна обеспечиваться за счет ущемления безопасности другого», — еще раз подчеркнул Сергей Лавров уже для журналистов.

Со своей стороны, Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила, что развитие межпарламентских связей в двустороннем формате и работа в международных парламентских структурах являются важным направлением деятельности для Совета Федерации, и эта работа всегда координируется с МИД России.

«Парламентская дипломатия играет важную роль во внешней политике любого государства», — подчеркнула глава палаты, отвечая на вопрос корреспондента «РФ сегодня». Обсуждение острых вопросов на парламентском уровне способствует лучшему пониманию позиций. Кроме того, работа в международных парламентских структурах помогает отстаивать внешнеполитические интересы страны. «Поэтому мы и дальше будем активизировать нашу деятельность на внешнеполитическом треке», — заявила она.

В качестве примера эффективной парламентской дипломатии руководитель палаты сослалась на итоги прений в ПАСЕ по докладу о России, точнее, выполнении ею обязательств перед Советом Европы. Наши парламентарии столкнулись с ситуацией двойных стандартов, напомнила Валентина Матвиенко. ПАСЕ создавалась как площадка равных условий не только для членов Евросоюза, но для всех стан, входящих в Совет Европы. И потому ангажированная тональность доклада о ситуации в России вызвала справедливые нарекания у делегации Федерального Собрания, усилиями которой удалось убрать из резолюции пункт, который впервые в истории ПАСЕ предлагал перевести мониторинг за соблюдением обязательств перед Советом Европы на министерский уровень.

Сергей БОРИСОВ
Фото Юрия ИНЯКИНА «РФ СЕГОДНЯ»

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала