Теряем миллиарды...

Зато стоимость железнодорожных билетов вырастет быстрее инфляции

На одном из последних пленарных заседаний Государственной Думы министр транспорта РФ Максим СОКОЛОВ рассказал депутатам о ситуации в отрасли. Выяснилось, что Россия готовится к активному освоению Арктики, стоимость строительства одного километра дорог у нас ниже, чем во многих развитых странах, а жители отдаленных регионов нашей необъятной Родины смогут на льготных условиях воспользоваться авиатранспортом. При этом Счетная палата доложила: в 2011 году Минтранс заключил 317 госконтрактов на сумму 252 миллиона рублей с единственным поставщиком, а это треть всех контрактов ведомства.

Министр транспорта РФ Максим Соколов на Охотном ряду

Кто во что горазд

Министру было что рассказать депутатам. В последние три года введены в эксплуатацию новые мощности по обработке грузов в портах России мощностью 30 миллионов тонн, в целом по стране они составили 790 миллионов тонн. Важным событием для страны стало принятие законов о совершенствовании системы государственного управления внутренним водным транспортом и о поддержке отечественного судостроения и судоходства. Это, по словам главы ведомства, позволило максимально загрузить отечественные судоверфи заказами на новые суда.

«В последние полтора года мы перешли к активному освоению Арктики, — сообщил он депутатам. — Принят закон о государственном регулировании торгового мореплавания в акватории Северного морского пути. Заложен новый крупнейший порт на полуострове Ямал в поселке Сабетта, планируется создание администрации Севморпути».

В 2012 году Правительство России утвердило программу субсидирования авиаперелетов для некоторых категорий граждан с Дальнего Востока и из Сибири в европейскую часть страны. Около 420 миллионов рублей выделяется на перевозку пассажиров из Калининградской области в другие регионы и обратно.

Стабильно работает железная дорога. По словам министра, в 2011 году услугами железнодорожного транспорта воспользовался один миллиард человек, перевезено 1,2 миллиарда тонн грузов. Для расширения пропускной способности в восточной части страны скоро будет введен Кузнецов ский туннель на БАМе, завершаются новые проекты в Якутии, Забайкальском крае, Ленинградской области.

Далеко не все депутаты позитивно отнеслись к выступлению министра, и самый большой блок вопросов касался железнодорожных перевозок. «Вы знаете, что вагоны переданы независимым компаниям, и они выставляют тарифы за перевозку по своему усмотрению, кто во что горазд. В некоторых регионах все это создает почву для злоупотреблений», — заявил Валерий Гартунг («Справедливая Россия»).

Николай Иванов (КПРФ) напомнил: в 2001 году Российское Правительство утвердило Программу структурной реформы на железнодорожном транспорте, но проблемы остались. «Приведу один пример. Федеральный бюджет выделил на пассажирские перевозки в 2012 году 58 миллиардов рублей, а нужно 70 миллиардов. В 2013 году Минфин может сократить до 40 миллиардов. Что планирует предпринять Министерство транспорта?» — спросил депутат. На что Максим Соколов заметил: тарифную политику определяет дочерняя структура ОАО «РЖД» Федеральная пассажирская компания. При этом государство субсидирует билеты в плацкартных вагонах, правда в следующем году рост тарифов будет немного выше уровня инфляции этого года.

Александра Романовича («Справедливая Россия») интересовала стоимость строительства дорог. Выяснилось: у нас она ниже, чем во многих развитых странах. «На Западе, в отличие от России, не включаются затраты, связанные с освобождением территорий и переносом инженерных коммуникаций. Россия по стоимости дорожного строительства стоит после Германии, Франции, Канады, США», — поделился министр.

О выявленных финансовых нарушениях ведомства доложил аудитор Счетной палаты Сергей Рябухин. «Они в основном связаны, — сказал чиновник, — с незавершенностью строительства и отсутствием результативности использования бюджетных средств». В 2011 году не удалось решить вопросы с ограничением пропускной способности на сложных участках железной дороги. Из-за этого скорость доставки грузов по стране составляет 247 километров в сутки, а планировалось увеличить до 290 километров.

Отдельная тема — мобилизационная готовность транспортного комплекса страны. Представитель Счетной палаты рассказал: в 2011 году российские авиаперевозчики эксплуатировали 504 самолета, зарегистрированных в Ирландии и Бермудах. «Нужно понимать: самолеты, зарегистрированные в иностранных реестрах, нельзя передавать Министерству обороны в военное время», — заявил аудитор.

Есть вопросы к министерству и по проведению госзакупок. Счетная палата выявила, что в 2011 году Минтранс заключил 317 контрактов на сумму 252 миллиона рублей с единственным поставщиком, а это около трети всех контрактов министерства. На этом фоне каплей в море выглядят 210 миллионов рублей нецелевого использования бюджетных денег.

Оценки фракций

Позицию КПРФ представил глава Комитета Государственной Думы по вопросам собственности Сергей Гаврилов. Основная проблема транспортной отрасли, по его мнению, это ее сознательное недофинансирование. Не решены основные вопросы инвестиций, собственности, и проект бюджета-2013 это наглядно демонстрирует. «Возьмите железные дороги, которые перевозят более 80 процентов промышленных грузов: недоремонт — 222 тысячи километров линейных путей, износ локомотивов — более 70 процентов. Если дело так пойдет и дальше, то к 2015 году бюджет потеряет более 200 миллиардов только от неполученных налогов и тарифов, — подчеркнул он. — В авиации мы до сих пор еще не достигли 70 процентов от уровня 1990 года. При этом субсидирование процентных ставок и лизинговых платежей, вложения в уставный капитал предприятий на следующий год не предусмотрены». Депутат предложил повысить полномочия профильного министерства для наведения порядка и взять под парламентский контроль приватизацию в отрасли.

Михаил Дегтярев, заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям, ЛДПР, начал свое выступление с цитирования Збигнева Бжезинского, который говорил, что новый мир будет построен на руинах России и за счет России. И напомнил: русофобы и на Западе, и на Востоке мечтают расчленить Российское государство, прочность которого во многом зависит от развитости транспортной системы. «Россия огромная страна, но вот реальные цифры: в Бразилии 2 миллиона автодорог с асфальтовым покрытием, в Индии — 3 миллиона, в Китае — 4 миллиона, а у нас всего — 1 миллион!» — возмущался парламентарий. По мнению либерал-демократов, нужно развивать современную транспортную систему страны, привлекать иностранных и российских инвесторов.

Сергей Тен, заместитель председателя Комитета ГД по транспорту, озвучил точку зрения «Единой России». За последние годы, по его словам, Министерство транспорта добилось очень многого в развитии транспортной инфраструктуры, но все же из-за дефицита пропускной способности страна теряет 3–4 процента ВВП в год. Для исправления ситуации необходимо значительно увеличить финансирование отрасли и развивать концессии, а для этого нужно решить несколько задач: «Сократить срок подготовки концессионных соглашений, расширить географию концессий в автодорожной отрасли, создавать концессии не только в автодорожной отрасли, но и в других видах транспорта».

Михаил Брячак, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по транспорту, выступая от имени «Справедливой России», покритиковал не только правительство, но и коллег-депутатов за то, что упустили транспортно-логистические вопросы, занимаясь таможенно-тарифной политикой. Парламентарий напомнил, что соседние Китай и Казахстан активно развивают новые транспортные коридоры. Так называемый маршрут «ТРАСЕКА» уже функционирует с наращиванием объемов, а это представляет конкурентную угрозу для российской транспортной сферы. Впрочем, законодатели над проблемой задумались. При думском Комитете по транспорту уже состоялось первое заседание координационного совета по оптимизации внешнеторговых грузопотоков.

Игорь СОКОЛОВ
Фото Анвара ГАЛЕЕВА

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала