«Welcome to Russia»

Туризм, как и Восток, дело тонкое. С одной стороны, наши люди, которые в булочную на такси не ездили, теперь с туристическими целями активно осваивают земной шар. С другой, кажется, что зарубежные туристы, напротив, стали посещать Россию реже по сравнению с советскими временами. А почему? Ведь у нас только по списку Всемирного наследия ЮНЕСКО насчитывается 25 объектов, тогда как в Англии, которая держит первое место по туристической притягательности среди европейских стран, не намного больше — 28, а в США и того меньше — 21. Выяснить ответы на эти и другие вопросы корреспондент журнала «РФ сегодня» попыталась у руководителя Федерального агентства по туризму Александра РАДЬКОВА.

— Александр Васильевич, каков рейтинг России в мировой индустрии туризма? Туристов из-за рубежа к нам ездит меньше, чем раньше, или это только кажется?

— Что касается рейтинга, то все рейтинги в определенной степени условны. В соответствии с рекомендациями Всемирной организации по туризму любой путешественник, с какими бы целями (деловыми, культурно-познавательными, рекреационными и прочими, исключая трудовую миграцию) он ни посещал место, отличное от его проживания, считается туристом. То есть фиксируются международные прибытия. В прошлом году у нас их было почти 25 миллионов. Для сравнения: в Китае — 60, Франции — 80, США — 100 миллионов. Поэтому мы хоть и не входим в десятку, но, полагаю, на место в первой двадцатке туристических стран можем претендовать.

А туристов к нам ездит не меньше. Просто раньше иностранные туристы были более заметны, одевались иначе, нежели мы. Сегодня наши люди много путешествуют и не воспринимают иностранцев как некую экзотику. В плане конкурентоспособности наша страна привлекательна и востребована. Хотя, конечно, «чистых» въездных туристов с фотоаппаратами хотелось бы видеть больше.

— Мои знакомые останавливались на турбазе под Улан-Удэ, где их удивила дороговизна пребывания и качество услуг. Можете ли вы как-то регулировать аппетиты нашего бизнеса?

— Регулятор один — рынок. Государство не может диктовать цены. Байкал — признанный бренд, но реально там немного отелей для достойного отдыха. Однако та же Бурятия вышла с рядом проектов по созданию рекреационных комплексов и автокластеров. Конкуренция будет подталкивать к удешевлению услуг. Не хватает гостиниц в крупных городах — гостиниц туристского класса. К мировым стандартам (8 гостиничных номеров на 1000 жителей) пока приблизился только Санкт-Петербург, там их 5–6. В столице менее 3 номеров.

— Какие проблемы стоят перед Ростуризмом?

— Неразвитость инфраструктуры — первая проблема, которую нам предстоит решать. Вторая — соотношение цены и качества услуг. Мы проигрываем по стоимости турпродукта, отчего и россияне часто предпочитают уезжать за границу. На юге дорогие отели. Летний сезон короткий, поэтому издержки большие. Но главное — очень высока стоимость перевозок. Иногда транспортная составляющая доходит до 70 процентов цены продукта.

— Как выходить из такого положения?

— Стимулировать развитие низкобюджетных перевозок, конкуренции в авиаперевозках. Сейчас обсуждается идея отмены НДС на внутренних авиалиниях. Важно развивать внутрирегиональное сообщение, чтобы не требовалось летать через Москву. Третья проблема — транспорт. Четвертая проблема — продвижение информации о турпродукте. Ее не хватает, особенно если говорить о внутреннем туризме. Ростуризм активно работает в этом направлении. В прошлом году принята Федеральная целевая программа развития внутреннего и въездного туризма в РФ на период до 2018 года. Мы создали большой информационный портал «Welcome to Russia» со сведениями о туристических возможностях РФ, где постоянно обновляется информация обо всех достопримечательных объектах показа, где каждый регион имеет свою страницу.

Идет цикл передач на федеральных телеканалах. Но информацию нужно наращивать. Многие страны тратят большие деньги на продвижение своих турпродуктов, например, Турция — не меньше 7 миллионов долларов на российском сегменте. Мы гораздо меньше. Пятое — подготовка кадров. За последние полтора десятка лет у нас сильно размылась сфера среднего специального образования в области туризма. Не хватает линейного персонала — горничных, барменов, официантов. Зато в избытке специалистов с высшим образованием, которым сложно найти применение своим силам. Молодые ребята, к сожалению, неохотно идут на специальности среднего персонала: небольшая зарплата и низкий престиж. А в Европе профессия официанта, между тем, весьма уважаемая. Надо поднимать престиж таких профессий и у нас.

— Комплекс проблем ясен. Но где звено, потянув за которое, можно начать их последовательно решать?

— Это Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011–2018 годы)». Ее основная цель — создать новые точки роста туризма в стране, новые турпотоки. Программа уникальна, потому что доля частных инвестиций в ней составляет 70 процентов при общем объеме финансирования свыше 330 миллиардов рублей. Федеральный бюджет выделит порядка 96 миллиардов на создание обеспечивающей инфраструктуры — дорог, коммуникаций, света, воды, канализации — к туристским объектам. Это наиболее затратная часть любых проектов.

— То есть, ФЦП строится на принципах государственно-частного партнерства…

— Совершенно верно. В нее уже вошли со своими проектами Ивановская, Рязанская, Ростовская, Псковская области, Республика Бурятия, на подходе ряд других регионов. В целом речь идет о развитии в нашей стране сферы культурно-развлекательного туризма, создании рекреационных комплексов, автокластеров. Один из них запланирован в Ростовской области, через которую проходит федеральная трасса «Дон». По ней множество автомобилистов едут на курорты Черного моря на своих автомобилях. Надо выстроить современную придорожную инфраструктуру. Туристов-автомобилистов все больше и больше. Они должны иметь условия для отдыха, нормального питания.

— Вернемся к нынешней ситуации. Скажите, банкротство турфирм — это чисто российское явление?

— Ни в коем случае. Банкротств полным-полно везде. Я задавал этот вопрос генеральному секретарю Всемирной организации по туризму. Каждую неделю в мире происходят банкротства в сфере туризма. Это же бизнес, а в нем есть игроки успешные и менее успешные. За последние годы случилось много крупных банкротств в Великобритании, такая же участь недавно постигла двух крупных польских операторов. Наша задача — создать эффективный механизм защиты прав туристов, чтобы в кризисной ситуации клиент просто ничего не заметил. Более того, мы даже в рамках Всемирной организации по туризму инициировали создание отдельной рабочей группы по безопасности туризма для разработки международных нормативно-правовых актов. Чтобы и клиентов защитить в кризисных ситуациях, и четко разделить ответственность государства и бизнеса. В случае банкротства туроператора, чисто экономического явления, должны работать рыночные механизмы страхования. Государство обязано включаться при форс-мажоре, обусловленном природными катаклизмами и чрезвычайными техногенными катастрофами.

— Как отражаются на развитии туризма процессы глобализации?

— Повышается мобильность граждан. Они чаще путешествуют и по своей стране, и за рубежом. И к нам приезжают чаще. Развиваются современные интернет-технологии, российский гостиничный бизнес интегрируется в мировой. Становится больше туристов, которые сами себе бронируют отели и авиаперевозки, особенно при поездках по личным и служебным целям. Но опасаться за туроператорский бизнес не стоит. Пакетные предложения на рынке останутся. Спрос на них обеспечивает то, что пакетные туры все равно будут дешевле.

Еще одна тенденция — унификация стандартов качества обслуживания. Чем больше россиян ездит за рубеж, тем шире в нашем обществе внедряются представления о хорошем сервисе и повышаются требования к его организации в России. Конкурентоспособный внутренний турпродукт должен отвечать мировым нормам. Унифицируются стандарты качества также в технологиях организации туроператорского бизнеса и менеджмента в отелях. Мы идем в ногу со временем, и наша гостиничная сеть в крупных городах широко представлена зарубежными брендами.

Глобализация влияет еще и на расширение сотрудничества национальных органов управления туризмом.

Расширяются контакты на международном уровне. Сейчас существует порядка 20 рабочих групп по туризму со странами с большим туробменом и турпотоками — Турцией, Египтом, Китаем, Южной Кореей, Японией. Ростуризм плотно работает по вопросам обеспечения безопасности, качества обслуживания в отелях, страхования, медицинских услуг. Мы активно действуем в рамках Всемирной организации по туризму, где Россия входит в Исполком. В сентябре в рамках председательства России в АТЭС с успехом прошла министерская встреча по туризму.

— С туристами из дальнего зарубежья ясно. А из ближнего к нам ездят?

— Конечно, и мы очень заинтересованы поощрять интеграционистские стремления. Например, на курорты Алтайского края приезжает много казахстанцев. После некоторого периода охлаждения друг к другу пришло понимание, что у соседей отдыхать тоже замечательно и комфортно. Развитие туризма на постсоветском пространстве — один из наших приоритетов. Я председатель совета по туризму стран СНГ. У россиян спросом пользуются Крым, оздоровительный туризм в Беларусь. Азербайджан планирует продвигать гастрономические туры, свои турпродукты предлагает Армения. Приглашают Узбекистан, Таджикистан. Эти страны особенно интересны любителям активного досуга — альпинизма, сплавов по рекам. Конечно, существуют вопросы безопасности, и мы всегда предупреждаем о проблемных районах.

— Для государства ведь гораздо выгоднее развивать внутренний и въездной туризм?

— Безусловно, это приоритетные направления нашей работы. Нам есть чему поучиться у американцев, которые интенсивно путешествуют по своей стране. Внутренний туризм менее подвержен колебаниям курса валют, политическим и любым другим внешним факторам. Но подчеркну еще раз: въездной турпоток во многом зависит от имиджа страны и состояния экономики. За январь–июнь в Россию въехало на 15 процентов туристов больше, чем в прошлом году! И прежде всего благодаря нашим маркетинговым программам по продвижению Российской Федерации. Что касается выездного туризма, то у него есть не только минусы, но и плюсы. Да, россияне вносят вклад в чужие экономики, но они возвращаются домой с зарядом здоровья, эмоций, позитива. Раз. Каждый из них — носитель русской культуры. Два. Благодаря этому в зарубежных отелях начинают говорить по-русски, готовить блюда русской кухни и т.д. Возникает интерес к нашей стране, который оборачивается привлечением зарубежных туристов в РФ. Все процессы взаимосвязаны.

— Извините за наивный вопрос. Ну почему все-таки главная улица Москвы — Тверская — никогда не бывает запруженной таким многолюдьем зарубежных туристов, как, скажем, Трафальгарская площадь Лондона? Может, помимо доступных гостиниц в столице мало магазинов, кафе и ресторанов?

— Здесь, знаете, что важно? Развивать событийный туризм. Это мировой тренд сегодня. Туристу уже неинтересно быть сторонним наблюдателем, он хочет участвовать в событиях. Ведь он едет за впечатлениями, и ему надо дать возможность окунуться в праздничную оптимистичную атмосферу. Это нужно понимать администрациям регионов, руководителям городов и муниципальных образований, поскольку эти вопросы решаются на их уровне. Сейчас мы формируем единый календарь событийных мероприятий России. Далее, важно, чтобы города были гостеприимными, имели для удобства туристов ориентирующую информацию в графических образах. Ростуризм закончил работу по формированию ее единых стандартов. Думаю, не стоит объяснять, какое значение имеет как тебя встречают на ресепшене в гостинице, как обслуживают в отеле, насколько приветливы люди на улицах, то есть — всеобщая атмосфера доброты.

— Ее у нас недостает?

— Нет, я бы не сказал, что наш народ негостеприимен. Да и иностранцы, побывавшие в России, отказываются от этого мифа. Но он существует так же, как мифы о медведях, бродящих по городам, стрельбе на улицах, плохих отелях, скверной еде и пр. Но лучшее средство борьбы с этим — сарафанное радио. Чем больше туристов будет ездить к нам, тем быстрее развеются негативные стереотипы о нашей стране. Что касается самих россиян, то перед нами стоит очень важная задача: сделать туризм неотъемлемой частью нашего образа жизни, чтобы в семейном бюджете на него выделялась отдельная строка расходов. Чтобы у людей на подсознательном уровне формировалась потребность и мотивация к путешествиям.




Беседовада Людмила ГЛАЗКОВА
Фото Игоря САМОХВАЛОВА, «РФ СЕГОДНЯ»

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала