Расклад сил не изменился

14 октября в России прошел тестовое испытание единый день голосования в новом режиме — впервые за неполные восемь лет в пяти областях — Амурской, Брянской, Белгородской, Новгородской и Рязанской напрямую выбирали губернаторов. В Северной Осетии, Удмуртии, Краснодарском крае, Пензенской, Саратовской и Сахалинской областях выбирали депутатов Законодательных собраний, в семи региональных столицах — городских собраний, в ряде городов— мэров. Триумфально победила «Единая Россия». Ее действующие губернаторы подтвердили свой статус во всех пяти областях. Завоевала большинство и во всех региональных парламентах. Всего же в этот день состоялось более 4000 выборов и референдумов различных уровней в 77 из 83 регионов России. Об их особенностях «РФ сегодня» рассказывают ведущие политологи — член Общественной палаты РФ, директор Института политических исследований, кандидат политических наук Сергей МАРКОВ и руководитель Российского центра обучения избирательным технологиям (РЦОИТ), доктор юридических наук, заслуженный юрист России Александр ИВАНЧЕНКО.

Сергей МАРКОВ: Фильтры менять, партии улучшать

— Сергей Александрович, в стране после массовых выступлений на Болотной площади состоялась первая проба сил на поле борьбы за народные голоса. Почти везде торжествует «Единая Россия», а ведь все ожидали ее партийного провала, говорили, что у нее уходит почва из-под ног…

— Счастье «Единой России» в том, что у нас катастрофически слабая оппозиция. Выборы показали: в стране изменилась политическая риторика, но не изменилась расстановка политических сил. Оппозиция не сумела, не смогла воспользоваться изменением настроений в обществе. Партия власти вновь завоевала твердое большинство. Но это свидетельствует не столько о ее силе, сколько, еще раз повторю, о колоссальной слабости оппозиции.

Впрочем, сегодня можно говорить о слабости всех политических сил. Это не очень хорошо для страны. России необходима конкуренция не только в экономике, но и в политике. А для этого нужна сильная правящая партия и сильная оппозиция. «Живой водой», которая может придать силу партиям, является идеология. Концепция деидеологизации превращает прагматизм в цинизм, партии в клубы по интересам, а в целом подрывает и дестабилизирует общественно-политическую систему. Одним из результатов ее слабости стало ощутимое понижение явки избирателей. Люди разочарованы как партией власти, так и оппозицией, и пребывают в ожидании новых более энергичных политических сил. Белоленточная оппозиция, которая претендовала быть таковой, с этой задачей не справилась. Яркое проявление того — поражение Чириковой в Химках.

— Раз уж речь зашла о слабости партийно-политических сил, в чем корни проигрыша оппозиции

— На мой взгляд, региональные представительства оппозиционных федеральных партий на местах больше подчиняются губернаторам, нежели своим партийным штабам и лидерам в Москве. Губернаторам в основном удалось взять под контроль представителей официальной оппозиции, и общефедеральные политические партии оказались штабами без армии.

— А какие наиболее уязвимые места у «Единой России»?

— Склонность к бюрократизму. Тот период, когда мы перешли от выборности к назначению глав субъектов Федерации, отрицательно сказался как на партии, так и на положении дел в регионах. Ослабил партию, прежде всего тем, что способствовал уменьшению в ней роли людей, которые вели диалог с избирателем, находили понимание у общества. И наоборот, возвысил партийцев, которые привыкли командовать и заниматься лоббистскими проектами, но не умели общаться с народом. Все это привело к вымыванию из партии людей, готовых к диалогу с обществом, способных естественно разговаривать с простым человеком. В «Единой России» и сейчас идет реальная борьба между теми, кто ориентирован на общество, и теми, кто тяготеет к бюрократии, к лоббированию групповых интересов. Между теми, кто видит партию политической силой, организовывающей программу улучшения жизни народа России, и теми, кто видит ее партией олигархов— и крупных, и средних, и мелких.

— Какие изъяны проявили нынешние выборы, что нужно усовершенствовать?

— На мой взгляд, нельзя оставлять в нынешнем виде так называемые страховочные муниципальные фильтры. Они слишком жесткие и нивелируют сам принцип демократичности выборов. Их надо оставлять, но в облегченном виде. Например, разрешить муниципалам подписываться не за одного, а за нескольких кандидатов в губернаторы. Или парламентским партиям позволить выдвигать своих претендентов без подписей, оставив эту забаву непарламентским партиям. Пора возвращать графу «против всех». Она позволяет измерять уровень общепротестных настроений.

Александр ИВАНЧЕНКО: Нужна власть профессионалов

— Александр Владимирович, что нового появилось в системе проведения выборов?

— Пока все говорят только о фильтрах на губернаторских выборах и не говорят о главном. А главное — это то, что почти десять лет губернаторские выборы у нас в стране не проводились и весь отряд организаторов выборов — новички. И эти новые люди впервые проводят губернаторскую кампанию. А от того, как они провели избирательную кампанию, зависит доверие к избранному высшему должностному лицу субъекта Федерации.

— Выборы в законодательные собрания ведь тоже принципиально иные?

— Да, если раньше было всего семь партий, то сейчас в отдельных регионах в избирательной кампании участвуют до двадцати политических партий. Со всеми из них надо работать, помогать в регистрации своих списков. А еще и одномандатники есть. Ведь в большинстве регионов — смешанная избирательная система. Увеличение числа участвующих в выборах политических партий и одномандатников — это тоже новая раскладка, новая проблема для организаторов выборов.

— Какие сложности возникли в связи с этим?

— Чисто технически из-за увеличения количества участвующих в выборах размер бюллетеня вырос до шестидесяти сантиметров. Но за этой технической проблемой стоит человеческий фактор. Избиратель обязательно должен прочитать то, что в бюллетене написано, кто там указан, чтобы выбрать за кого он будет голосовать. Важно не потерять личного контакта избирателя и избираемого депутата. Когда наш гражданин, голосует, ставит галочку в бюллетене, он должен представлять себе, за кого голосует.

— Все ли изменения системы выборов вызывают одобрение?

— Естественно, нет. Мы излишне увлеклись пропорциональной системой. Я считаю, что это неправильно. Прежняя смешанная позволяла и мажоритарную систему сохранить, и наращивать постепенно присутствие политических партий по пропорциональной системе. Надеюсь, что будут корректировки в этом направлении. Избирательная система должна быть близка и понятна каждому избирателю и работать не раз в 4–5 лет, а постоянно в форме встреч и отчетов, консультаций и приема жалоб, которые депутат должен вести со своим избирателем. Представительная власть должна работать каждый день.

Мы пока во многом — теоретики демократии, а на самом деле демократия — это каждодневное дело, каждодневная работа, это практика по организации избирательной кампании. И от лозунговой демократии, от митинговой демократии нужно приходить к профессиональной работе. Ведь что такое работа в партии, если партия — основной участник избирательной кампании? Это значит, что должен быть профессиональный подход к своим обязанностям, который подразумевает ежедневную работу со своими избирателями. А выходить раз в году — на площади или на митинги, — такая безответственная митинговая популистская работа людям не нужна. Народу нужна власть, работающая профессионально и оперативно реагирующая на нужды и потребности общества.

Подготовили Павел АНОХИН и Александр КУНИН
© Фото ИТАР-ТАСС

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала