Избирать и быть избранным...

К октябрьским региональным выборам президентский законопроект о новом порядке формирования Совета Федерации успел пройти в Государственной Думе только первое чтение. Но уже с 1 января 2013 года верхняя палата заживет уже по новым правилам, считает член Совета Федерации от Камчатского края, член Комитета СФ по международным делам Валерий ПОНОМАРЕВ.

— Валерий Андреевич, правильно ли говорить о какой-то заминке или, может быть, закон сознательно несколько притормозили? Президент внес его в июне, а голосовали в первом чтении всего за три недели до выборов…

— Да нет, ничего подобного. Существуют определенные регламентом парламентские процедуры, отводящие строго оговоренные сроки для рассмотрения проекта профильным комитетом, предоставления им отзывов, предложений и замечаний, получения официального отзыва правительства, заключения Общественной палаты. Кроме того, поскольку этот законопроект является законом «двойного ведения», прежде чем рассматривать его в первом чтении Госдума должна была разослать его в регионы для сбора предложений и уточнений — на это отводится 30 дней. После принятия документа в первом чтении такая процедура повторяется. Так что даже чисто процедурно принятие этого закона не могло быть скоропалительным. Вместе с тем, известно же, что идея закона родилась в нашей палате, Совет Федерации долго и плотно занимался законопроектом до его внесения, поэтому я не думаю, что в него будут вноситься серьезные изменения.

Как и сейчас, членов Совета Федерации будут выдвигать от законодательной и исполнительной власти в регионе. В первом случае кандидата выберут из числа депутатов регионального парламента, а вот претендентам от исполнительной власти предстоит пройти через горнило губернаторских выборов. На практике это будет означать, что кандидат в губернаторы должен заранее отобрать трех претендентов в члены Совета Федерации, один из которых затем и будет делегирован в Совет Федерации. Это нужно, чтобы губернатор шел на выборы с собственной командой и люди знали, кто будет представлять их интересы в верхней палате парламента.

Предполагается, что новый порядок формирования палаты начнет действовать с 1 января 2013 года. Впрочем, действующие члены Совета Федерации продолжат занимать свои кресла до истечения срока полномочий.

— Думская оппозиция критикует президентский законопроект, называя его завуалированным отказом перейти к прямым выборам

— Во-первых, следует понимать, что мы не можем лечь спать какими есть, а проснуться наутро в демократии, как в странах, которые шли к ней веками. Что происходит при попытках демократию искусственно пересадить, тем более навязать, а правильней будет говорить о насильственной смене власти под разговоры о демократии, мы все только что наблюдали и наблюдаем на примере «арабской весны». Поэтому я считаю совершенно правильным, что мы идем к демократии плавно, не забегая вперед.

Во-вторых, нельзя какую-то единственную модель, принятую в какой-то стране, исходя из собственных реалий и в результате собственного исторического развития, считать неким эталоном. Давайте посмотрим, что предлагается новым законом у нас. Для членов Совета Федерации от законодательных органов всё просто и понятно: человек сначала избирается народом в региональный орган представительной власти, а затем тайным голосованием в Совет Федерации его делегируют депутаты законодательного собрания — то есть люди, которых народ, избиратели наделили таким правом.

Считать ли такой процесс недемократичным? Действительно, американская система с прямыми выборами двух сенаторов от штата выглядит самой понятной и потому привлекательной. Но, например, президент США избирается не напрямую, а коллегией выборщиков, и любой американец вам объяснит, что это очень демократично, потому как таким образом соблюдаются интересы всех, пользуясь нашей терминологией, субъектов федерации, и нейтрализуется опасность избрания президента населением всего нескольких самых крупных штатов. Во Франции сенаторов выбирают избирательные коллегии департаментов, куда входят местные депутаты, члены советов регионов, представители муниципальных советов, депутаты Национального собрания. А возьмите британскую палату лордов: за шесть веков ее существования до формирования ее путем прямых выборов дело так и не дошло.

Член Совета Федерации от исполнительной власти, конечно, иное дело. Раньше губернатор имел право назначать сенатора по своему усмотрению либо, скажем так, «по рекомендации вышестоящих товарищей». Что предлагается теперь? Кандидаты в члены Совета Федерации выносятся на голосование на выборах губернатора, каждый претендент на губернаторское кресло представляет трех кандидатов в Совет Федерации, один из которых и будет командирован им в палату регионов в случае поддержки народом. А вот права отозвать его у губернатора уже не будет, таким образом, перекрывается канал появления «карманных» или зависимых сенаторов, не связанных с регионами.

И опять-таки давайте посмотрим, что происходит в других странах, вполне даже демократических. Вот, к примеру, Бундесрат ФРГ: там вообще отсутствуют какие-либо выборы, федеральные земли представлены в нем делегациями, которые формируют сами, вернее, формируют их земельные правительства. В Канаде генерал-губернатор, представляющий английскую корону, назначает сенаторов, кандидатуры которых предлагает премьер-министр... Новый порядок формирования Совета Федерации направлен на то, чтобы члены палаты были максимально близки к избирателям региона, который они представляют, что, несомненно, увеличит доверие населения к своим представителям в Совете.

— Этот зарубежный опыт вам наверняка хорошо знаком как члену Комитета по международным делам...

— Да, в комитете я возглавляю группу по сотрудничеству Совета Федерации с Бундесратом ФРГ. Учли, очевидно, что я в Германии и работал, и учился, точнее, стажировался, когда учился в Академии внешней торговли. В прошлом году мы ездили с визитом в ФРГ, очень полезные встречи и беседы были с немецкими коллегами во главе с Маттиасом Платцеком, премьером земельного правительства Бранденбурга, возглавляющим аналогичную группу с немецкой стороны. Он, кстати, в течение двух лет был по ротации и председателем Бундесрата.

— Насколько полезны и результативны такие встречи?

— Прежде всего надо помнить, что мы все-таки представляем парламент, а не отраслевое министерство или бизнес- структуру, так что результатом таких встреч по определению не может стать заключение контрактов или создание совместных предприятий. Тем не менее, мы с Маттиасом Платцеком, например, обсудили тему возможного побратимства Петропавловск-Камчатского с одним из немецких городов. Если такое соглашение состоится, оно, конечно же, даст импульс и взаимным контактам, и капиталовложениям, и совместным проектам.

Хочу сказать еще об одной немаловажной черте таких встреч: они работают на размывание стереотипов, предубежденностей. Ведь не секрет, несмотря на все политические заявления о партнерстве, торговлю на десятки миллиардов евро, многочисленные обмены, немалое число немцев, в том числе и среди парламентариев, продолжают смотреть в нашу сторону косо. Нормальный человеческий диалог, знакомство со страной помогают разглядеть в России развивающуюся европейскую страну с похожими проблемами и заботами, с которой, оказывается, у немцев, и вообще западных европейцев, куда больше общего, чем казалось на первый, тем более предвзятый, взгляд. Приятно сказать, не хвалясь, что с немцами в Европе у нас, пожалуй, самый высокий уровень взаимопонимания. Конечно, такого рода дивиденды не измерить ни метром, ни калькулятором, но когда к парламентским контактам добавляются правительственные, завязываются новые деловые партнерства, заключаются новые соглашения — все это создается не вдруг, не на пустом месте, а на той базе, которую готовил каждый со своей стороны.

Беседовал Сергей БОРИСОВ
Фото Игоря САМОХВАЛОВА

Валерий ПОНОМАРЕВ

Член Комитета Совета Федерации по международным делам. Представляет в Совете Федерации законодательный (представительный) орган государственной власти Камчатского края (с декабря 2011 года). Родился 17 августа 1959 года. Образование высшее профессиональное. Окончил Новосибирский институт советской кооперативной торговли, Всесоюзную академию внешней торговли. Кандидат экономических наук. До избрания представителем в Совете Федерации — член Совета Федерации от Камчатского края — представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Камчатского края (с апреля 2011 года); депутат Законодательного собрания Камчатского края второго созыва на непостоянной основе.

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала