Вопрос номера

Законопроект о федеральном бюджете начал обсуждаться в парламенте. Какие сильные и слабые стороны вы видите в нем?

Сергей ИВАНОВ

член СФ от законодательного (представительного) органа государственной власти Магаданской области

— Самой сильной стороной нынешнего бюджета я считаю то, что он практически на 98 процентов согласован с Министерством финансов. Если в прошлый раз у парламента с Минфином было порядка 15 нестыковок, то в этот раз у нас лишь одно разногласие, и то не являющееся принципиальным. Нынешний бюджет уделяет много внимания социальным вопросам. Для меня как для представителя Магаданской области это очень важно. Жители северных регионов очень остро ощущают недостаток льгот, которые помогают выживать в трудных климатических условиях. Нынешний бюджет отвечает на запросы населения.

Также из положительных моментов, которые есть в бюджете, не могу не отметить увеличение финансирования геологоразведки, исследование новых залежей полезных ископаемых, их разработку. Это чрезвычайно важное направление, которое даст толчок экономике многих регионов.

Среди слабых сторон, наверное, следует назвать историю с обеспечением жильем военнослужащих. Почти каждый год идут оптимистические рапорты о том, что военных, вышедших в запас уже в этом году, полностью обеспечат жильем, но наступает следующий год, и оказывается, что очередь продвинулась не столь значительно, как ожидали, и все начинается сначала. Думаю, что нам нужно, наконец, решить этот вопрос кардинально.

Евгений БУШМИН

член СФ от исполнительного органа государственной власти Ростовской области

— Очень непростой вопрос, на который трудно ответить в блиц-интервью. В обсуждаемом документе много и сильных, и слабых сторон.

Начнем с того, что принято решение, это инициатива прежде всего Президента страны, об ограничении расходов. Теперь мы не можем бесконтрольно расходовать средства, получаемые от торговли нефтью и газом. Долгосрочные обязательства, особенно это касается социальных, будут обеспечены другими доходами, не зависящими напрямую от нефтегазовой конъюнктуры на мировых рынках. С одной стороны, это большое достижение, с другой — не понятно, хватит ли нам этих денег, поскольку обязательства значительные.

Из социальных обязательств наибольшие опасения у меня как у финансиста вызывают пенсионные выплаты. Сегодня государство запланировало на выплаты пенсий триллион рублей. Это очень большая сумма! Пенсионная реформа пока не дает положительных результатов, а значит, бюджетные расходы на выплаты пенсий будут продолжать расти.

С другой стороны, если посмотреть на эти траты, то они могут рассматриваться и как положительные. Пенсионеры получат деньги. Социально не защищенные слои населения не останутся один на один со своими проблемами. Поэтому однозначно ответить на вопрос, хорошо или плохо выделять такие громадные дотации, невозможно.

Вообще нужно сказать, что бюджет — это скопище компромиссов оформленных в один закон. А ведь кроме выделения денег на социальные обязательства есть еще и расходы на оборону, которые сегодня также претерпевают изменения. Поэтому сложно однозначно оценить бюджет, как с положительной точки зрения, так и высказать некие претензии. Тут есть повод для большого предметного разговора.

Виктор ОЗЕРОВ

член СФ от законодательного (представительного) органа государственной власти Хабаровского края

— Рассматривая бюджет с точки зрения обороны и безопасности, могу отметить ряд существенных положительных отличий от документа прошлых лет. В новом бюджете идет увеличение средств на оборону и безопасность страны, что, несомненно, положительно скажется на нашей обороноспособности.

Кроме повышения средств на перевооружение армии и флота, увеличение финансирования тылового и технического обеспечения, в бюджете предусмотрено увеличение денежного довольствия. Все основные структуры получат увеличение в два с половиной — три раза. Пенсии военных пенсионеров увеличатся на два процента. И если в Вооруженных силах повышение денежного довольствия уже произошло, то такие подразделения, как МЧС, Федеральная служба охраны, получат увеличенные зарплаты с принятием нового документа.

Главная проблема, которую можно назвать, — это внесение проекта Федерального Закона, предусматривающего замораживание индексации денежного довольствия на 2013 год. В бюджете эти расходы не заложены. Уверен, что и в Государственной Думе, и в Совете Федерации эта позиция не пройдет незамеченной.

Что также негативно скажется на обороноспособности страны, — это уменьшение выделяемых средств на горюче-смазочные материалы, предназначаемые для армии, что означает — боевая готовность Вооруженных сил будет снижена…

Мы, несомненно, будем поднимать все эти и другие вопросы на обсуждении законопроекта.

Надежда ШКОЛКИНА

«Единая Россия»

— О сильных сторонах бюджета, думаю, всё уже рассказал министр Силуанов, я сосредоточусь на слабых. Одно из них — заложенное финансирование на развитие нашего агропромышленного комплекса. Я не понимаю тех, кто на словах заботится о народе, но в упор не видит, что значительная часть сельского населения живет в условиях транспортной и информационной изоляции. Давайте вдумаемся: 46 тысяч населенных пунктов не имеют доступа к автомобильным дорогам с твердым покрытием, более 64 тысяч населенных пунктов остаются без автобусного сообщения. Лишь 32 процента сельских населенных пунктов, то есть каждый третий, подключены к централизованному водоснабжению, около 5 процентов — к канализации. Сетевым газом оборудовано около 53 процентов домов. Мы очень много на всех уровнях говорим о программе «Социальное развитие села», но мало задумываемся о том, что очередь на получение жилья молодыми специалистами по этой программе в среднем по регионам составляет от трех до пяти лет. А в проекте бюджета на ФЦП «Социальное развитие села» в 2013 году запланировано 7 миллиардов рублей. Это ничтожно мало, необходимо еще как минимум 10 миллиардов. Хватит призывать к заботе о селе, пора о нем заботиться на деле!

Николай АРЕФЬЕВ

КПРФ

— Особо сильных сторон я не нашел. Бюджет сформирован так, что регионам от него досталось 37 процентов вместо 50. При этом на них сброшены практически все социальные обязательства, которые раньше исполнялись на федеральном уровне. А у нас 68 регионов являются дотационными. Нетрудно догадаться, как власти на местах будут выходить из положения. Еще два года назад был принят закон о некоммерческих организациях. И теперь, если регионам не хватает денег, они будут обращаться к этому закону и превращать государственные учебные, лечебные и прочие учреждения в некоммерческие организации, зарабатывая себе на хлеб. Однако более двух третей нашего населения получает зарплату менее 10 тысяч рублей в месяц. К тому же и эти деньги ополовинят коммунальные платежи, которые увеличиваются на 15 процентов. Такой нищий народ не сможет платить ни за образование, ни за лечение. В результате начнут закрываться и школы, и больницы, и котельные… В России и без того в целях экономии за 20 лет закрыто более 14 500 школ, 6 000 больниц, 3 200 поликлиник, 7 000 фельдшерско-акушерских пунктов. Впору вспомнить Некрасова: чей стон по Руси раздается?..

Оксана ДМИТРИЕВА

«Справедливая Россия»

— Размолвка, которая произошла на властном Олимпе вокруг бюджета, свидетельствует, во-первых, о том, что в ее системе имеются глубинные разрывы, во-вторых, о том, что в правительстве есть профессионалы, придерживающиеся диаметрально противоположных точек зрения. По плану Министерства финансов все доходы от нефти и газа не использовать внутри страны, а отправлять за рубеж. Раньше доходы только от экспорта нефти вкладывались в Резервный фонд, теперь — и от газа, раньше только экспортная пошлина, а теперь и налог на добычу полезных ископаемых. Эти деньги мы гоним в Резервный фонд в чужой стране, а собственные расходы осуществляем заимствованием. При этом свои деньги отдаем под 1 процент, а занимаем под 7 процентов. Это ситуация 2011 года. Но единственная статья расходов, которая усиленно растет и растет в бюджете до 2015 года, — это расходы на обслуживание долга, а все остальное сокращается в абсолютном размере. Мы в «Справедливой России» каждый раз делаем альтернативный бюджет, где дотошно считаем и доходы, и расходы, и индексацию бюджетникам планируем с января на 25 процентов, а не на 6. Нам говорят: это популизм! Потом приходит исполнение бюджета, и все наши доходы, которые мы планировали, есть на самом деле. Всё, что мы предлагали профинансировать, можно было профинансировать без особой нагрузки. Почему не профинансировали?

Максим РОХМИСТРОВ

ЛДПР

— К плюсам я отнес бы то, что впервые бюджет рассчитывается по новому бюджетному правилу. Не по принципу «угадай-ка», а на показателях за несколько последних лет, что делает его более устойчивым. А то у нас вся страна с замиранием включает ТВ с вопросом: сколько стоит баррель нефти? Этим позитив исчерпывается. Все данные народу обязательства должны быть обеспечены доходной частью бюджета в полном объеме, а у нас дефицит. Нарушено всё, что можно. Президент заявил о том, что систему налогообложения необходимо сделать открытой. На ее кардинальной модернизации настаивает и ЛДПР, предлагая изменить приоритеты и условия для развития реального сектора экономики. К сожалению, ничего этого не произошло. Огромное количество законопроектов рассматривается в сторону усиления налоговой нагрузки. Мы с этим не согласны.

Подготовили Александр РЖЕШЕВСКИЙ и Павел АНОХИН

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала