Качество закона — качество жизни

Такой позиции придерживается председатель Законодательного собрания Ямало-Ненецкого автономного округа Сергей ХАРЮЧИ, и, исходя из этого, строит работу окружного парламента. Своими соображениями о том, как сделать принимаемые законы максимально эффективными, он поделился с читателями журнала.

— Качество жизни человека становится тем измерительным прибором, который позволяет определить, насколько успешно и результативно выполняют свою миссию органы власти, насколько эффективно используют бюджетные средства и создают условия для социально-экономического развития территории. Поэтому сегодня крайне необходимо научиться не просто фиксировать результаты действия законов, но и прогнозировать эти результаты еще до их принятия. Другими словами, принимая базовые законы, хочется иметь не только правовой мониторинг — когда закон внутренне не противоречив, логичен, юридически правильно написан. Хотелось бы видеть социальные и экономические результаты его реализации. Ведь законы принимаются для того, чтобы реально улучшить качество жизни населения. К сожалению, это не всегда получается.

Минимизировать риски принятия «неэффективных» законов, на мой взгляд, можно путем разработки методик проведения финансово-экономической экспертизы проектов законов автономного округа и нормативных правовых актов органов власти в части, касающейся расходных обязательств региона, а также государственных программ автономного округа. Это новая компетенция органов власти, появившаяся в связи с принятием федерального закона № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», и мы должны ею пользоваться.

Для формирования целостной управленческой модели, минимизирующей риски принятия неэффективных управленческих решений, Законодательному собранию автономного округа предстоит продолжить работу по законодательному обеспечению расширения механизмов публичного управления. В частности, мы планируем продолжить работу над проектами региональных законов об общественном контроле и об общественной экспертизе принимаемых нормативно-правовых актов.

Не хвастовства ради отмечу, что Ямал одним из первых начал работать над разработкой регионального закона об общественном контроле, и сегодня он уже прошел процедуру первого чтения. При этом необходимо понимать, что закон будет выполнять не декларативную функцию. Этот закон призван обеспечить реализацию конституционных прав и свобод всего населения округа. Общественный контроль становится обязательным инструментом совершенствования государственной политики и оценки эффективности работы власти на всех уровнях. Хотелось бы, чтобы эта работа была активизирована и на федеральном уровне. К слову сказать, нами готовится обращение в Правительство Российской Федерации и Федеральное Собрание по ускорению разработки и принятия Федерального закона «Об общественном контроле». Кроме того, считаю, что в целом необходима разработка концепции развития законодательства о гражданском обществе. По этим направлениям сегодня возникает достаточно много вопросов. Если уж мы говорим о поднятии роли гражданского общества и контроле за теми, кого это общество избирает, то соответственно в этой сфере должно развиваться и законодательство.

Повышение эффективности законодательной базы мне также видится в развитии системы мониторинга законодательства, дополнении её системами мониторинга правоприменительной практики и мониторинга социально-экономических процессов, более широком применении в практике деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления методик оценки регулирующего воздействия государства на социально-экономические процессы различного характера.

На Ямале давно и осознанно подходили к пониманию того, что правовые ресурсы, как и любые другие, могут использоваться в качестве инвестиционных вложений — вложений в будущее региона, в потенциал населения, в хозяйственную или общественную активность. В автономном округе в числе первых сформулирована Стратегия правового развития. Ведь закон выступает как инвестиционный механизм, поскольку его результативность оценивается в долгосрочной перспективе.

С 2007 года в Законодательном собрании округа готовятся ежегодные доклады о состоянии регионального законодательства, которые позволяют нам увидеть слабые места и пробелы. В частности, анализ результатов законотворческой деятельности за 2011 год показал нам, что следующим шагом в повышении результативности окружного законодательства и деятельности окружного парламента должна стать интеграция правовой стратегии и Стратегии социально-экономического развития региона до 2020 года. Сегодня мы работаем над этой задачей и, учитывая опыт прошлых лет, нет ни тени сомнения, что депутатский корпус Ямала с ней справится.


Согласно проведенному в 2011 году Институтом региональной информации анализу качества жизни населения регионов России по итогам последней пятилетки, Ямал существенно усилил свои позиции (переместившись с 10-го на 3-е место), закрепившись за постоянными лидерами рейтинга — Москвой, Санкт-Петербургом, Московской областью.

По итогам 2010 года Ямало-Ненецкий автономный округ вошел в первую десятку рейтинга индекса развития человеческого потенциала регионов РФ, значительно опередив аналогичный показатель в целом по России.

Ямал также входит в десятку регионов Российской Федерации, имеющих самую высокую долю детей, — около 24 процентов (в Российской Федерации — 15,9 процента). При этом в автономном округе самый высокий показатель суммарного коэффициента рождаемости среди всех субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ.

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала