Вызов межнациональному согласию

Летние теракты против лидеров Духовного управления мусульман Татарстана обнажили серьёзные проблемы российского общества. Многоликое чудовище радикального ислама ударило туда, где почувствовало для себя опасность. Произошедшие события также высветили угрозу, идущую от зарубежных центров радикального ислама и их эмиссаров внутри России.

Борьба за сферы влияния, ресурсы, территорию сопровождается системой информационного воздействия на людей, особенно на молодёжь. По российским просторам вольготно и почти беспрепятственно гуляют проводники идей радикального ислама. Юноши, обдумывающие житьё, вкушают идейные установки ваххабитов, поскольку никакой иной духовной пищи им не предлагают. Безработица, отсутствие реальных перспектив карьерного роста и другие проблемы молодёжи делают их особенно восприимчивыми к перспективе обучения за границей, в частности в Саудовской Аравии.

Как справедливо считает академик Российской академии политических наук Владимир Беляев, причиной теракта в Казани стало… обучение в 90-х годах сотен молодых людей в Саудовской Аравии и Катаре, где ваххабизм, то есть средневековая модель ислама, является государственной идеологией. От татарских мусульман его последователи отличаются очень сильно. Вернувшись на родину, они и способствовали созданию среды для развития терроризма.

В нашем обществе давно ощущается дефицит консолидирующих идей и идеологии национального масштаба, принятых большинством населения и вдохновляющих различные социальные группы и этносы. Этот дефицит отражается на моральном духе нации. Граждане, в частности молодежь, не находят духовной опоры, перспектив и ориентиров своего личностного развития. Так, безопасность общества ставится под удар из-за отсутствия научно обоснованной, адекватной современным реалиям стратегии национальной политики.

Недостатки в сфере национальной политики, начиная от устаревшей, поверхностной и неработающей концепции Государственной национальной политики РФ от 1996 года, кончая многолетним отсутствием основного регулирующего и контролирующего органа — Министерства межнациональных отношений, выдвинули проблемы межэтнического согласия в число приоритетов развития. Приоритетов, которые требуют внимания и не получают его. Дальнейшее бездействие в этой сфере сегодня, в условиях экономической нестабильности и социально-политической напряжённости, лишь обостряет ситуацию, тормозит созидательный потенциал, уводит энергию людей в конфликтную среду. Тогда как гармонизация межнациональных отношений могла бы сыграть роль мощного созидательного источника.

В российских реалиях вопросы формирования, укрепления и регулирования межнациональных отношений чрезвычайно важны и требуют современной стратегии государственной национальной политики.

По моему мнению, она должна строиться не в качестве реакции на обострение межэтнических отношений, а исходя из целей и задач государства. Видение востребованного будущего, в котором для каждого этноса предусмотрено устраивающее его положение, способно сплотить нацию и направить её совокупный потенциал в конструктивное русло. Только совместная деятельность ради общезначимых целей выведет страну на новый уровень развития. Наиболее востребованными и значимыми для национальной политики являются такие социальные ценности, как уважение к личности, принципы добрососедских отношений, доброжелательное отношение к людям, а также признание обоснованной правовой, социальной, семейной иерархии во взаимоотношениях между людьми и социальными группами.

Представители всех этносов современной России хотели бы жить в сильной, процветающей стране, в которой ценят труд, уважают человека, защищают его законные права. Для этого нужны ясные перспективы развития страны, зримый образ её позитивного будущего. Испокон веков Россия развивалась как многонациональное государство. И сегодня необходимо максимально способствовать интегративным тенденциям в обществе, стремиться к гармонизации национальных интересов, своевременно противодействовать дезинтеграционным процессам.

События недавнего времени развеивают представления о состоянии относительного мира в северокавказских республиках. Всё чаще среди основных причин конфликтных ситуаций указывается на усиление распространения и влияния радикального ислама. Идеологическая борьба на религиозной почве — противостояние традиционного ислама и ваххабизма, профессиональная и финансовая деятельность муфтията — называется в числе основных причин, спровоцировавших покушение в Татарстане. Говорят о практике подпольного экстремистского образования и распространении радикальной исламской религиозной литературы, недостаточно контролируемой со стороны власти.

Получается, что религиозная сфера всё больше разделяет, а не сближает народы, если растёт противостояние даже внутри мусульман. Эксперты сигнализируют о другой опасности — влиянии религиозного воспитания в школах на усиление межнациональной разобщённости.

Покушение на духовных лидеров Татарстана – синдром обострения противостояния внутри религиозных конфессий и распространения установок радикального ислама за пределы республик Северного Кавказа. Одновременно оно показывает возникновение угроз для активных сторонников традиционного ислама и противников экспансии радикальных религиозных форм и экстремизма на территории России.

Неадекватная стратегия реагирования и противодействия со стороны федеральных и региональных властей, игнорирование данной проблемы противоречат основам стабильного развития современного российского общества. События подобного толка требуют активного включения руководства страны в регулирование дезинтегративных процессов, оперативного решения проблем сохранения стабильности, предотвращения роста межнациональной и межконфессиональной розни.

Вместе с тем распутывать клубок противоречий, связанных с различиями религиозного мировосприятия, невозможно кавалерийскими налётами. Следует учитывать особенности этнического менталитета, сложившихся социокультурных стандартов поведения. Значимой ценностью для татар является социальный статус, необходимость в любой ситуации сохранять лицо. Массовые аресты, последовавшие за террористическим актом, неминуемо приведут к ударам по престижным позициям невиновных граждан. Непременное условие при разрешении таких проблемных ситуаций — анализ настроений, установок, убеждений представителей конфликтующих сторон. Надо помнить, что лица, прошедшие идеологическую и психологическую подготовку в специализированных учебных центрах, воспринимают мир по-своему. Без специальных методов, подходов общий язык с ними не найти.

Виновные в убийстве и покушении в Татарстане должны понести суровое наказание. Вопрос в том, как отреагируют на случившееся федеральная и республиканская власть, какой урок получат из этого рядовые россияне и идеологи разжигания национальной и религиозной розни.

Власти нельзя затягивать процесс реагирования на инцидент. Это лишь создаст предпосылки к возможному усилению экстремистской деятельности на всей территории России, а также укрепит намерения тех, кто стремится дестабилизировать и без того неспокойную обстановку.

Причинами дисгармонизации межэтнических отношений могут быть социальные и социально-психологические причины, например, социальная тревожность как следствие неустойчивости экономического положения, устаревшие стереотипы восприятия представителей других этносов, личный и исторический опыт конфликтного взаимодействия с «инородцами». Перспективным направлением работы в области современной национальной политики являются разработка и внедрение социальных и социально-психологических технологий гармонизации межэтнических отношений.

Проект концепции национальной политики России подготовлен в нашем Центре. В нем учтены две разнонаправленные тенденции, характерные для современного общества — консолидация народов на базе сильного государства и стремление их к национально-культурной автономии. Никакого противоречия здесь нет. Растущие потребности представителей различных этносов к углублению национально-культурной идентичности не противоречат линии на укрепление единого российского государства. Обе эти тенденции дополняют друг друга и обусловливают развитие российской идентичности как фактора консолидации народов страны.

Герасим МИРЗОЯН, руководитель Центра национальной политики Социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор философских наук, профессор. Фото ИТАР-ТАСС

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала