175 лет в пути

Прошло 175 лет со дня появления в России первой железной дороги общего пользования. 30 октября 1837 года состоялось официальное открытие Царскосельской железной дороги. В этот день поезд, управляемый Францом фон Герстнером, открыл новую эру в истории страны — железнодорожную, с этого момента пошел отсчет нового времени — времени скорости и перемен.

С тех пор многое изменилось. За 175-летнее существование российские железные дороги прошли путь от небольшой (26,3 км) дороги между Санкт-Петербургом и Царским Селом до многотысячно-километровой сети, которая связывает все регионы страны. Отношение к Царскосельской дороге в разные периоды было неодинаково. Многие давали ей пренебрежительное название «увеселительной», считая ее чем-то вроде аттракциона.

Однако специалисты понимали значение дороги для развития железнодорожного строительства в стране. Она была шестой дорогой в мире и открыла путь к становлению России как одной из ведущих мировых железнодорожных держав. Так, на торжественном собрании Императорского русского технического общества, посвященном 50-летию начала строительства рельсовых путей в России, отмечалось: «Царскосельская железная дорога в отношении её общего значения для сети русских железных дорог и по той цели, которая имелась в виду при разрешении её сооружения, справедливо будет рассматриваться подобно достопамятным потешным полкам и ботику императора Петра I, давшим России славные и победоносные гвардию, армию и флот». И действительно, на сегодняшний день общая протяженность железных дорог России составляет 85,2 тыс. км. Ежегодно их услугами пользуется один миллиард пассажиров, не говоря уже о перевозке миллиарда тонн грузов.

Именно с железной дорогой были связаны практически все главные созидательные задачи, стоявшие перед Россией за последние два века. Это и промышленно-техническая революция, и формирование единого экономического пространства России, и масштабное освоение регионов Сибири и Дальнего Востока, национальных окраин Российской империи, и динамичная индустриализация страны в конце 1920–1930-х годов… Железнодорожный транспорт внёс значительный вклад в победу во Второй мировой войне и послевоенное восстановление народного хозяйства, а затем сыграл важную роль в освоении целины, строительстве космодромов Байконур и Плесецк, а также в выходе на масштабное развитие народно-хозяйственного комплекса страны. Причем в эти периоды и сам железнодорожный транспорт продолжал развиваться и модернизироваться.

На рубеже XX–XXI веков, на этапе серьезных социально-политических и экономических изменений, система железных дорог осталась одной из немногих инфраструктурных отраслей, сохранивших целостность и ритмичность функционирования. В годы становления рыночной системы хозяйствования железные дороги стали опорой государства в деле стабилизации российской экономики и роста её конкурентоспособности.

Сегодня основа магистрального железнодорожного транспорта страны — общенациональная компания «Российские железные дороги». Железнодорожный комплекс продолжает сохранять особое стратегическое значение для такой континентальной державы, как Россия. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность предприятий всех отраслей экономики и форм собственности, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан.

За 9 лет со дня образования ОАО «РЖД» более 10 млрд. человек стали пассажирами компании, перевезено свыше 12 млрд. тонн грузов, доходы составили 9 трлн рублей.

Значительная часть этих средств была направлена на развитие и обновление основных фондов ОАО «РЖД». В общей сложности на выполнение инвестиционной программы было направлено 2,6 трлн. рублей в ценах соответствующих лет.

С 2003 года в рамках инвестиционной программы компании реализуются важнейшие проекты: по обновлению подвижного состава и вокзального комплекса, повышению безопасности движения, развитию и модернизации инфраструктуры на основных направлениях, по которым осуществляются значительные объемы перевозок массовых грузов, ориентированных на морские порты Мурманска, Балтийского моря, Дальнего Востока, Чёрного и Азовского морей. Создана система высокоскоростного движения, внедряются новые сервисы для пассажиров и грузоотправителей, реализуются проекты, способствующие социально-экономическому развитию регионов.

Миссия ОАО «РЖД» состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышении качества и безопасности предоставляемых услуг, достижении экономической эффективности и финансовой устойчивости, поддержании системы государственно-частного партнерства в отрасли, а также глубокой интеграции в Евроазиатскую транспортную систему. Все перечисленные задачи объединены главной целью — модернизацией имеющегося потенциала для реализации государственной политики в экономике, обороне и развитии социально-культурной сферы страны.

Несмотря на непростые макроэкономические условия, ОАО «РЖД» продолжает успешное поступательное развитие. Государственная и общественная значимость железных дорог в настоящее время всё более возрастает. В рамках основного нашего документа на текущую перспективу «Стратегии развития железных дорог до 2030 года» предусматривается широкомасштабное железнодорожное строительство, обновление локомотивного и вагонного парков, развитие инфраструктуры, всего того, что позволит максимально полно обеспечить потребности страны в грузовых и пассажирских перевозках, одновременно повышая их качество.

Галина РОМАНОВА

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала