Споры о бюджете. Увертюра

Ключевой задачей осенней сессии назвал рассмотрение проекта закона о федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014-го и 2015 годов Председатель Государственной Думы Сергей НАРЫШКИН. Правительственный пакет законодательных актов, включающий также законопроекты о бюджетах Пенсионного фонда, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования, поступил в парламент в последний рабочий день сентября. Сейчас над ним работают все комитеты палаты, рассмотрение бюджета на пленарном заседании запланировано на 19 октября.

Подчеркнув, что это первый бюджет нового состава Кабинета министров и, в частности, нового министра финансов, Президент России дал в принципе высокую оценку подготовленному документу. Проект, по его определению, получился жестким, но отражающим объективные реалии экономики. «Мы знаем, что происходит в совсем недавно благополучных развитых рыночных экономиках, в том числе европейских, — напомнил Владимир Путин. — Там ни по одной позиции нет повышения, там только так называемая консолидация, снижение всех параметров социальных расходов и повышение пенсионного возраста. Самые последние и очень заметные события происходят в Испании. Мы должны иметь это в виду, должны иметь в виду все риски, которые накладывают на нашу экономику состояние мировой, европейской экономики, но делать всё для того, чтобы выполнять социальные обязательства перед гражданами. И судя по проекту бюджета, он выстроен именно таким образом».

Со своей стороны, Дмитрий Медведев, как и положено главе правительства, не устает подчеркивать, что при всей своей жесткости бюджет сохранил социальную ориентацию, то есть верность курсу, проводившемуся в последние 12 лет. «Придётся собраться, считать каждую копейку, но, может быть, это и неплохо для того, чтобы исполнительская дисциплина и бюджетная дисциплина укреплялись как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и муниципалитетов», — подчеркивает премьер-министр.

Тем не менее правительство изыскало возможности докапитализировать Фонд прямых инвестиций, что является одним из генеральных направлений развития отечественной экономики по инновационному пути.

Впервые в основу расчетов в нынешнем году было положено бюджетное правило, сформулированное министром финансов и озвученное затем Президентом. Суть его в том, что вне зависимости от нынешнего уровня получаемых доходов расходную часть бюджета следует рассчитывать, исходя из средней цены на нефть за предшествующий 10-летний период. Дело в том, что опасная сверхзависимость бюджета от экспорта углеводородов не снижается, и ненефтегазовый дефицит продолжает колебаться далеко за «красной чертой»: в нынешнем году он зашкалит за 10 процентов ВВП, в 2015 году его планируется снизить до 8,5 процента. «Это означает, что те расходы, которые у нас предусмотрены в бюджете в размере примерно 20 процентов ВВП, мы практически наполовину будем финансировать за счет нефтегазовых доходов», — поясняет Антон Силуанов. Максимально приемлемой цифрой Минфин считает не более 4–5 процентов.

По мнению Владимира Путина, бюджетное правило отражает объективные реалии нашей экономики, и нужно сделать всё, чтобы его исполнить. Именно поэтому бюджет и выглядит достаточно жестким, где-то, наверное, покажется жестким излишне. Несмотря на это, отметил глава государства, там, где наиболее острые социальные вопросы остались нерешенными, все-таки нашли возможность сделать шаг вперед и поддержать людей.

«Для начала взяли среднюю цену на нефть за пять последних лет и получили картину, что расходная часть бюджета уже текущего года в нее не вписывается, — рассказывает председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Евгений Бушмин. — В связи с этим определение приоритетов и распределение денег по расходам становится чрезвычайно сложным. Приходится не индексацию делать с учетом инфляции и других факторов, а урезать, причем очень жестко. Например, инвестиционную программу Минрегионразвития урезали на 600 млрд.»

Подобный секвестр вряд ли приведет в восторг как министерства и ведомства, так и парламентариев. После заседания фракции «Единой России» с министром Силуановым первый зампред Госдумы Александр Жуков посулил законопроекту непростое прохождение. Главным вопросом депутатов было то, насколько в проекте учтены Указы Президента РФ, связанные с повышением заработной платы в бюджетной сфере. «Дело в том, что большая часть этого повышения ложится нагрузкой на региональные бюджеты. Есть очень большая обеспокоенность в связи с тем, что регионы могут не справиться с выделением необходимых средств на повышение зарплат врачей, учителей и работников культурной сферы», — пояснил Жуков, предсказав по этому поводу «долгие дебаты».

Зарплата не единственная, но очень серьезная проблема будущего бюджета. «Когда посчитали, выяснилось, что повышение зарплаты до среднего по региону уровня потребует очень много денег, рассказывает Евгений Бушмин. Решили взять 100 миллиардов рублей, получаемых от экономии по оборонному заказу в связи с переходом на кредитную систему расчетов, и отдать их регионам. Из них после предварительных расчетов 60 миллиардов на заседании трехсторонней рабочей группы (Госдума, Совет Федерации и правительство) уже распределили, отталкиваясь от бюджетной обеспеченности регионов, а оставшиеся 40 будут поделены в мае будущего года, когда мы проанализируем результаты 1-го квартала».

Другим предметом спора станет предел, до которого следует откладывать деньги на «черный день», не пуская нефтяные сверхдоходы на развитие промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры. Кабинет посчитал необходимым наращивать резервный фонд, пока он не составит порядка 7 процентов ВВП. Известно, что ранее министр экономразвития Андрей Белоусов предлагал «развязать кошелек» для внутренних инвестиций по достижении потолка в 5 процентов. Однако в правительстве возобладала точка зрения Силуанова, что такое предложение нарушит устойчивость бюджета.

Эксперты прогнозируют на 2013 год пик финансового кризиса в Европе. На случай, если такой кризис действительно разразится, либо упадут мировые цены на нефть, в бюджете заложена своего рода «подушка безопасности» в размере 200 млрд рублей. Как поясняет Евгений Бушмин, если с нефтью всё будет нормально на протяжении 6–7–8 месяцев, эти деньги будут раскассированы и направлены на заранее обозначенные цели: у каждого рубля из этой суммы есть четко обозначенный потенциальный адресат.

В соответствии с бюджетным посланием Президента, налоги на обрабатывающие отрасли расти не будут. Вместе с тем, для повышения наполняемости бюджета вырастет НДПИ для нефтяников и газовиков, а также акцизы. В том числе акциз на бензин, который до единой копейки предназначен на строительство и содержание дорог. Евгений Бушмин предсказывает в результате вполне «подъемный» рост бензиновых цен. А вот алкоголь и сигареты подорожают куда существеннее — процентов на 20 «как минимум».

Из нереализованных задач, обозначенных в Послании Президента, остается переход на программно-целевой принцип формирования бюджета. «Пока ничего не подготовлено, ничего не сделано, констатирует председатель сенатского Комитета. Сейчас мы планируем: это пойдет на социалку, это — на оборону. Но ведь мы хотим достичь каких-то целей. Сколько на это надо денег? А сколько мы реально можем выделить? Каждая программа — это отдельные расчеты и аргументы. Пока готовы только шесть программ из более чем сорока. Хорошо, если переход состоится к 2014 году».

Сергей БОРИСОВ

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала