Осенняя сессия: почти 100 приоритетных законопроектов

Осенью сенаторов ожидает напряженная работа, заявила в своем выступлении Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, открывая на первом пленарном заседании осеннюю сессию палаты.

Свое телевидение

Нынешняя сессия будет достаточно насыщенной, предупредила коллег Валентина Матвиенко. Предстоит только в первоочередном порядке рассмотреть почти 100 приоритетных законопроектов. Однако центральной задачей этой осени, считает она, станет завершение работы над федеральным бюджетом на 2013 год и на плановый период 2014–2015 годов. Учитывая непростые макроэкономические условия, в которых будет реализовываться бюджет, необходимо скрупулезно просчитывать все риски при планировании доходов и расходов, но при этом обеспечить полное финансирование социальных обязательств перед населением, подчеркнула руководитель палаты. По ее словам, Совет Федерации как палата регионов видит одной из главных целей бюджетной политики формирование сбалансированной бюджетной обеспеченности субъектов на уровне, необходимом для их полноценного развития.

Валентина Матвиенко также отметила, что в повестке дня этой сессии важнейший законопроект об образовании. Сейчас формируется своего рода «дорожная» карта его прохождения в Государственной Думе и в Совете Федерации, будет создана специальная рабочая группа, в которую войдут представители обеих палат. В октябре планируется провести Научно-экспертный совет при Председателе Совета Федерации, посвященный правовому обеспечению доступности и качества российского образования в регионах. А «правительственный час» на 322-м заседании палаты планируется посвятить вопросам модернизации региональных систем общего образования.

Предметом особой заботы сенаторов, считает Валентина Матвиенко, должны стать законодательные инициативы регионов, их продвижение до принятия в виде законов. Здесь особая роль принадлежит обновленному Совету законодателей. Вместе с тем каждый сенатор также должен отслеживать законопроекты, законодательные инициативы от своих регионов и помогать в их прохождении. Это, заявила спикер Совета Федерации, задача общая.

Такой же подход можно в полной мере отнести и к законодательным инициативам членов Совета Федерации и палаты в целом. На сегодняшний день в Госдуме находится свыше 160 таких законопроектов. Комитет по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества в ближайшее время намерен провести их ревизию, оставив только те, которые не потеряли своей актуальности. С оставшейся частью законопроектов надо усилить работу по их активному продвижению.

Особое внимание коллег Валентина Матвиенко обратила на внесенный Президентом России проект закона о новом порядке формирования Совета Федерации, который уже принят депутатами в первом чтении. Она попросила Комитеты по законодательству и по Регламенту держать на контроле прохождение этого законопроекта, который, по ее мнению, обеспечит главное — легитимность сенаторов, их выборы на основе волеизъявления населения, а также защищенность сенаторов от немотивированного отзыва в соответствии с законом о статусе депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.

В своем выступлении Валентина Матвиенко затронула и внутренние дела, в частности отметила, что деятельность палаты стала более четкой, системной и продуктивной. Оптимизирована структура, укреплены связи с Президентом, правительством, Государственной Думой, субъектами Федерации, другими органами государственной власти. Приняты решения, осуществлены меры, которые сделали деятельность палаты более открытой для граждан и средств массовой информации.

Вместе с тем, полагает Валентина Матвиенко, ряд проблем еще ждет своего решения. Должна быть продолжена работа по обеспечению большей открытости в деятельности палаты, укреплению связей с гражданским обществом. Трансляция в режиме онлайн заседаний Совета Федерации будет дополнена такой же трансляцией парламентских слушаний, экспертных советов, заседаний комитетов по наиболее важным и значимым вопросам. Идет процесс создания телевидения Совета Федерации, вводится практика подготовки ежегодных аналитических докладов о работе палаты, в которых необходимо отражать и информацию о выполнении принимаемых решений. В целом, считает Валентина Матвиенко, надо усилить контроль за исполнением тех решений, обращений в правительство, в другие органы, которые мы принимаем. Главное — эти материалы будут доступны гражданам на обновленном интернет-сайте.

Председатель палаты обратила внимание сенаторов на то, какой резонанс и в политических кругах, и в обществе в целом вызвали нарушения норм, которые устанавливают определенные ограничения, связанные со статусом члена Совета Федерации, депутата Госдумы. И то, что власть стала самоочищаться, — абсолютно правильное направление. Это и требование Президента. Среди членов Совета Федерации есть те, кто пришел в палату из крупного и среднего бизнеса. И это, считает Валентина Матвиенко, абсолютно нормально. Эти люди представляют в парламенте большой слой населения, собственно, создающего нашу экономику, и они не должны ни в коей мере быть ущемлены в правах. Скорее, наоборот, они приносят с собой уникальный опыт, и у них зачастую есть свое нестандартное видение проблем.

В то же время, считает она, верхняя палата должна быть образцом в соблюдении законодательства. В этой связи она предложила каждому сенатору еще раз внимательно проверить свою деятельность на соответствие законодательству и в случае такого несоответствия сообщить об этом в Комиссию по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых членами Совета Федерации. Председателю этой комиссии в течение месяца поручено провести необходимую работу и доложить итоги на заседании палаты, чтобы в адрес палаты не звучали неправомерные обвинения.

В целом же, подчеркнула в своем выступлении Председатель Совета Федерации, сенаторов ожидает серьезная, масштабная работа. Огромная роль в модернизации страны принадлежит регионам. В связи с этим, заявила Валентина Матвиенко, особая ответственность ложится на Совет Федерации как палату парламента, представляющую интересы всех субъектов Федерации. Сенаторам предстоит рассмотреть большой объем законопроектов, обеспечивающих практически все ключевые направления развития страны. И важно, чтобы эти законы были качественными.

Развитие с ограничениями

Первый «правительственный час» осенней сессии был посвящен рассмотрению мер, которые предпринимает Правительство РФ по реализации государственной политики в области энергетики, транспорта и связи. Свой доклад по этой теме сенаторам представил вице-премьер Аркадий Дворкович. Его выступление оказалось достаточно обстоятельным. Вице-премьер рассказал, какие главные задачи стоят сейчас в сферах энергетики, транспорта и связи, какие планы есть у правительства на ближайшие годы. Правда, предупредил при этом сенаторов, что существует одна важная вещь, которая накладывает серьезное ограничение на то, что можно делать со стороны государства путем прямого участия в развитии инфраструктуры. И речь идет о бюджетном ограничении. Правительство, рассказал Аркадий Дворкович, в соответствии с указаниями Президента, данными в Бюджетном послании, разработало консервативный проект бюджета на 2013–2015 годы в соответствии с жестким бюджетным правилом. В том числе это означает, что не удастся значительно увеличить прямые государственные инвестиции в инфраструктуру. Иными словами, инвестиции в эту сферу снижаться не будут, но и значительного роста ожидать не приходится. В связи с этим возникают две новые задачи, заявил вице-премьер: первая — эффективность реализации государственных инвестпрограмм, вторая — поиск механизмов, которые позволят привлечь частных инвесторов в инфраструктурные проекты. Из доклада Аркадия Дворковича можно было сделать вывод, что это коснется всех трех основных сфер, которые обсуждались на «правительственном часе». В отношении электроэнергетики внимание привлекло заявление вице-премьера о том, что предстоит скорректировать ту модель рынка, которая существует сегодня. Эта работа будет завершена до конца года, когда правительство выйдет с конкретными предложениями, которые будут обсуждаться и с регионами, и с профессиональным сообществом, с компаниями. И решения по модели рынка будут приняты в первой половине следующего года. В 2014 году электроэнергетика должна жить в условиях новой модели рынка, которая позволит привлекать частные инвестиции и решать накопившиеся проблемы.

Оценивая состояние топливного сектора, вице-премьер подчеркнул, что все основные решения по его развитию приняты. Основной задачей на ближайшие три месяца является окончательная разработка и утверждение льготного режима налогообложения для месторождений Восточной Сибири, северных регионов и шельфа с тем, чтобы и по нефти, и по газу обеспечить устойчивую добычу в ближайшие годы, чтобы не допустить снижения добычи. Такие режимы уже подготовлены, и сейчас ведется обсуждение с компаниями относительно того, как сделать так, чтобы и по трудноизвлекаемым запасам, и по тяжелой нефти, и по месторождениям в труднодоступных регионах режим был максимально комфортным, чтобы обеспечивались достаточная отдача на капитал, внутренние нормы доходности. Иначе страна не получит необходимых объемов добычи и доходов в бюджет.

Что касается оценки Аркадием Дворковичем положения дел на транспорте, то здесь вопросов оказалось куда больше. Наиболее острые, по его словам, связаны с дорожным хозяйством, железными дорогами и авиаперевозками.

Последовавшие после доклада вице-премьера вопросы сенаторов, показали, что его выступление было воспринято ими достаточно благожелательно. Темы, которые интересовали членов Совета Федерации, касались проблем развития Интернета, качества работы почты, налогообложения, воспроизводства минерально-сырьевой базы, привлечений частных инвестиций в энергетику, развития инфраструктуры сельских районов и региональной авиации, внедрения газомоторного топлива...

Бюджет-2011: итоги

Федеральный закон «Об исполнении федерального бюджета за 2011 год» представил председатель Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Евгений Бушмин. Он отметил, что в 2011 году условия для исполнения бюджета сложились очень благоприятно, и прежде всего это связано с неожиданно высокими мировыми ценами на нефть и газ. Всё это дало возможность Правительству РФ внести в бюджет в ходе его исполнения соответствующие поправки и исполнить бюджет без дефицита, хотя первоначально бюджет планировался с дефицитом, равным 1 814 млрд. рублей. Меры, которые принял Кабинет министров, считает сенатор, способствовали сохранению макроэкономической стабильности и позволили решить целый ряд задач, которые были определены бюджетными посланиями Президента России. В то же время, заявил он, некоторые из них не решены до сих пор.

Так, в Бюджетном послании Президента России о бюджетной политике в 2011–2013 годах прямо указано, что с 2012 года значительная часть федерального бюджета должна быть представлена в виде комплекса долгосрочных государственных программ, и поставлена задача формирования устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу. Пока эти задачи не решены, хотя решение их уже понятно. Что касается пенсионного обеспечения, то пока не видно новых предложений от правительства по развитию пенсионной системы, подчеркнул председатель комитета. Продолжает оставаться острой проблема выпадающих доходов бюджетов субъектов и местных бюджетов в связи с предусмотренными федеральным законодательством налоговыми льготами и изъятиями.

Из макроэкономических показателей нельзя не отметить уровень инфляции. Казалось бы, заявил Евгений Бушмин, правительством были приняты меры против инфляции, он оказался самым низким с 1992 года. Но если посмотреть на структуру инфляции в деталях, то видно, что причиной замедления ее темпов было замедление роста цен на продовольствие после того, как они подпрыгнули в 2010 году. Но такая ситуация не может происходить вечно, и, возможно, уже в 2012 году мы почувствуем, что продовольствие оказывает значительное влияние на инфляцию в стране.

Также глава комитета обратил внимание сенаторов на то, как исполнялся бюджет в 2011 году. Объем ВВП составил 55 трлн рублей, что на 8,3 процента больше показателей, установленных федеральным законом. Но при этом он несет огромные потери, в частности от деятельности фирм-однодневок. Меры, которые принимались против них, по-видимому, не были эффективны. Как положительную тенденцию нужно отметить то, что в полном объеме удалось обеспечить финансами публичные обязательства государства. Но пока не меняется ситуация с исполнением федеральных целевых и адресной инвестиционной программы. В полном объеме достигнуто только 67 процентов показателей ФЦП. Евгений Бушмин привел еще один пример неэффективного использования бюджетных средств, а точнее, бюджетного планирования: почти 60 тысяч квартир для военнослужащих оставались незаселенными, а при этом очередниками являлись 76 200 военнослужащих.

Доклад сенатора дополнил министр финансов РФ Антон Силуанов. Он не стал оспаривать или подтверждать оценки, данные председателем профильного комитета Совета Федерации, подчеркнув лишь, что, по его мнению, удалось всё же реализовать и многие важные задачи, которые ставились в проекте бюджета 2011 года в процессе его исполнения. Но кроме этого, по словам министра, правительству удалось провести и очень важные реформы. В частности, реформу бюджетных учреждений. Проводилась работа по сокращению численности государственных гражданских служащих. Кроме того, в прошлом году были реализованы существенные реформы в отношении субъектов Федерации в части создания системы дорожных фондов. А также начата практика поощрения субъектов, достигших хороших показателей по наращиванию налогового потенциала, инвестиций, наращиванию промышленного производства…

Последовавшие затем вопросы сенаторов никак не сказались на итогах голосования за одобрение Федерального закона «Об исполнении федерального бюджета за 2011 год». В поддержку закона отдали свои голоса 152 сенатора.

Единый день голосования

В затянувшемся принятии Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» поставлена точка. Напомним, что в ходе весенней сессии он был отклонен Советом Федерации, и палатой были сформулированы предложения для рассмотрения их согласительной комиссией.

По словам председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Андрея Клишаса, новая редакция документа предлагается согласительной комиссией, а предложения Советом Федерации приняты все и в полном объеме. Поэтому, подчеркнул сенатор, это, по сути дела, та редакция, которую и рекомендовал Совет Федерации. В то же время, заметил глава комитета, по законопроекту остается ряд вопросов. В частности, в отношении того, насколько оптимальна предлагаемая дата голосования. Но, по его мнению, судить о том, насколько она оптимальна, реально станет возможно только исходя из практики применения данного закона.

Похоже, именно эта норма закона по-прежнему беспокоит сенаторов. Им не понятно, на основании чего и почему закон устанавливает единый день голосования — второе воскресенье сентября, в то время как практика применения подобных законов в других странах совершенно иная. Однако, по словам Андрея Клишаса, практика применения избирательного законодательства в других странах не может быть основанием для того, чтобы выбирать какую бы то ни было дату в России. Избирательная система нашей страны — это уникальная система. И, кроме того, рассказал он, второе воскресенье сентября многими политиками рассматривается как начало политического сезона, поскольку до этой даты будут продлены полномочия органов государственной власти, которые избираются в рамках данного календарного года.

Подавляющим большинством голосов сенаторы одобрили Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Руслан Гаттаров, Юрий Росляк, Людмила Бокова

Владимир Плотников, Николай Максюта

Антон Силуанов, Сергей Степашин

Сергей Катанандов, Сергей Иванов

Николай ДОРОФЕЕВ
Фото Игоря САМОХВАЛОВА

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала