Союзное телевидение

Первые передачи Телерадиовещательной организации Союзного государства («ТРО» Союза) нашли своих зрителей всего пять лет назад, но и за эти недолгие годы его журналисты сумели создать своему детищу репутацию динамичного и заслуживающего доверия электронного СМИ. Поиски и достижения, с которым коллектив российско-белорусского телеканала пришёл к своей первой «круглой» дате, стали темой беседы с главным редактором «ТРО» Александром МИНАКОВЫМ

— Стаж работы вашего телеканала совсем невелик, но в противовес этому нельзя не обратить внимания на другой, весьма заметный показатель. Аудитория «ТРО» сейчас оценивается по меньшей мере в 35 миллионов телезрителей. Иначе говоря, в среднем вы привлекали около семи миллионов человек в год…

— Самый заметный всплеск проявился в последние два года. А в 2007 году мы в буквальном смысле слова не знали, а с чего нам начинать. Оглядываясь назад, я вообще не могу сдержать удивления: приступали к работе мы, не имея ни штата, ни структуры, ни эфира. Пожалуй, это уникальный случай не только для российско-белорусской, но и для общемировой телепрактики.

— Но что-то существовало и прежде?

— Раньше была Телерадиовещательная организация Союзного государства. Сама она не вещала, но производила какую-то продукцию. Предполагалось, что эти материалы будут демонстрироваться по федеральным каналам, однако коммерциализация телевидения к тому времени зашла так далеко, что эти каналы под какими угодно предлогами от размещения этих материалов уклонялись. Мы надеялись оттолкнуться хотя бы от этого творческого багажа, но когда стали отсматривать этот архив, выяснили, что большую его часть использовать не удастся. И по профессиональному уровню, и по качеству видеокартинки. Но мы не имели права начать вещание со слабым контентом, ведь «ТРО» предстояло, прежде всего, заниматься освещением и анализом такой сложной и важной темы, как интеграционный процесс России и Беларуси… Теперь задам вам вопрос: как вы считаете, много внимания российские СМИ уделяют соседнему братскому государству?

— Я бы не сказал.

— То-то и оно! Показывают только официоз какой-нибудь или отыскивают негатив, доходя до прямых оскорблений Президента страны… Между тем, Беларусь живёт очень насыщенной жизнью, а жизнь эта — особенно в регионах — для граждан России оставалась почти неведомой. Получалось, что люди не видят себя, своих забот на экране и начинают невольно думать, что мир живёт одними скандалами и развлекаловкой.

Поэтому в самом начале самым сложным было понять, как рассказывать о текущих проблемах, хватит ли информации для аналитических программ? Словом, стали, так сказать, сканировать происходящее на всех уровнях и вышли на огромный пласт событий, которые оставались за пределами внимания большинства СМИ. Это прежде всего активное сотрудничество регионов России и Беларуси, которое, по сути, и является основой нашей интеграции. Например, одним из самых ярких сюжетов стал репортаж о том, как фермеры приграничных областей России и Беларуси помогают друг другу в сборе урожая.

Мы стараемся показывать реальную жизнь людей, среди них очень много ярких личностей. Не всё у них просто, часто они заняты выживанием, но при этом демонстрируют поразительную тягу к созиданию. Так что наше внимание к регионам себя полностью оправдало.

— Ваш канал называется «ТРО». Это просто аббревиатура компании или здесь заложен более глубокий смысл?

— Для себя мы расшифровываем эту аббревиатуру как «Телевидение ради общества». Поэтому стараемся показывать жизнь такой, какая она есть. И главное — с уважением к телезрителю. Пусть высоких рейтингов на таком подходе и не набрать, но главное я вижу в том, чтобы дать людям понять: они интересуют нас. Тогда и мы заинтересуем их… Мы отнюдь не обходим острых тем, не уклоняемся от неоднозначных эпизодов в отношениях России и Беларуси, но информируем о них без скандальности и истерики, спокойно и взвешенно. Затрагивая сложности становления Союзного государства, давали и даём две точки зрения, и при этом наши журналисты принципиально не становятся на чью-либо сторону, чем грешат многие коллеги с других телеканалов. Наша функция — рассказывать о том, что происходит, давая аудитории возможность самой делать выводы. Информировать о каких-то акциях оппозиции в Беларуси — это одно, а давать оценку — это совсем другое, поскольку затрагивать внутриполитические события в наших странах телеканалу «ТРО» — как межгосударственному — следует крайне взвешенно и осторожно.

— На каких принципах строится концепция телеканала?

— Мы строим политику по принципу общественного телевидения. А она подразумевает, что со зрителем надо разговаривать только честно, только уважительно. Это, разумеется, относится и к освещению нашего общего прошлого со всеми его яркими и трагическими страницами. Все цикловые программы построены на том, чтобы сохранить историческую память. Да, СССР стал историей, но жизнь после 1991 года не началась с чистого листа, если даже кому-то очень хочется так считать. Сохраняя память, заглядываем в будущее!

— В последние годы доверие людей к телевидению заметно снизилось. Что вы делаете, чтобы вернуть это доверие?

— Главное — выслушать людей, почувствовать их. Мы очень гордимся тем, что первыми начали проводить такие акции, как «День телеканала «ТРО» в разных городах России и Беларуси. Первая акция прошла в белорусском Гродно. Мы даже не ожидали, насколько местные власти и жители города оказались заинтересованы в этой идее. Стержнем «Дня «ТРО» в Гродно» стал показ документального фильма, сделанного нашей телекомпанией о градообразующем предприятии «Гродноазот». Показывали фильм прямо в Доме культуры завода, и люди увидели себя на экране. А потом делились с нами впечатлениями. Предварительно напечатали видеодиски, которые тут же разошлись по рукам. Там же в Гродно побывали в университете, предложили студентам подумать над темами новых телепроектов. Некоторые из них рассчитываем реализовать. Привлекаем к сотрудничеству и студентов журфака Белорусского государственного университета — будущих «акул эфира».

— Ваш канал считается спутниковым, но в последние годы всё большую популярность набирает кабельное телевидение…

— В последние два года внимание спутниковых и кабельных операторов к телеканалу «ТРО» заметно повысилось. Постоянно поступают предложения включить наш телеканал в их пакеты. Например, в этом году «ТРО» вошел в пакет крупнейшего в Казахстане кабельного оператора «Алма ТВ». Такое внимание обязывает, и сейчас обдумываем программу, посвящённую российско-белорусско-казахстанским отношениям.

— А молодёжь вас смотрит?

— Здесь два аспекта. О молодёжи мы не только не забываем, но и стараемся привлечь всеми доступными способами. Скажем, в этом году запустили молодёжную программу «Вверх». Однако надо понимать, что привычное всем с детства телевидение молодёжь смотрит мало, а предпочитает Интернет. Учитывая современные тенденции, мы на своем интернет-портале начали он-лайн вещание телеканала «ТРО». Кроме того, на сайте собраны лучшие сюжеты и программы телеканала. В последние годы вообще заметна конвергенция Интернета, телевидения и радио…

— Можно ли назвать программы, которые вы склонны отнести к достижениям канала?

— Напомню, что «ТРО» является общественно-политическим каналом. Это ко многому обязывает, из этого многое следует. Думается, что не оставляет зрителей равнодушными ежедневная информационно-аналитическая программа «Союзинформ». Все актуальные проблемы и яркие темы представлены в программе Игоря Угольникова «Время Союза». Нельзя не упомянуть публицистическую передачу «Москва — Минск», её автор — хорошо знакомая российским зрителям телеведущая Татьяна Худобина. Прежде программа выходила на телеканале «Россия», но, увы, по причинам, о которых я говорил выше, перешла к нам… Своим подходом, стилем мы убеждаем зрителя, что можно смотреть не только каналы, где лишь шум и гам. Конечно, им на роду написано быть рейтинговыми, но наша задача в другом. Конечно, «звёзды» на экране притягательны, но на них свет клином не сошёлся.

Беседовал Олег ДЗЮБА

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала