Реки требуют глубины

Депутаты Законодательного собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, обеспокоенные ежегодными трудностями, связанными с досрочным северным завозом, инициировали поправки в Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне Российской Федерации».

Заседание комитета Законодательного собрания ЯНАО по экономической политике, промышленности и природопользованию. Председатель Комитета — Яшкин Николай Николаевич (в центре)

Большая часть территории Ямало-Ненецкого автономного округа отнесена к перечню районов Крайнего Севера с ограниченными сроками завоза грузов и продукции, поэтому для этих территорий водный транспорт в период навигации является основным для доставки грузов.

В то же время в навигационные периоды прошлых лет неоднократно возникала угроза срыва поставок топливно-энергетических ресурсов, строительных материалов, продовольственных товаров в рамках досрочного северного завоза, а также пассажирских перевозок водным транспортом из-за обмеления судоходного хода, в том числе на подходах к причалам поселений, находящихся в Обской, Тазовской и Гыданской губах, воды которых являются внутренними морскими водами.

«В данных районах на состояние фарватеров большое значение оказывают приливно-отливные и сгонно-нагонные течения с амплитудой колебания от 1 до 1,5 метра. Эти природные явления исключают обеспечение постоянной минимальной гарантированной глубины, необходимой для безопасного судоходства пассажирских, нефтеналивных и сухогрузных судов. Таким образом, единственным способом обезопасить данные территории от рисков, связанных с северным досрочным завозом, является проведение работ по углублению отдельных участков акваторий Обской, Тазовской и Гыданской губ, — комментирует суть проблемы первый заместитель председателя Законодательного собрания Ямала, председатель Комитета по экономической политике, промышленности и природопользованию Николай Яшкин. — Округ готов приступить к выполнению комплекса работ по оздоровлению водных объектов, восстановлению проточности и водных подходов к населённым пунктам, однако проведение дноуглубительных работ предполагает перемещение донного грунта, что по федеральному закону «О внутренних морских водах…» мы не имеем права делать».

Ликвидировать данную правовую коллизию, по мнению ямальских парламентариев, возможно посредством внесения изменений и дополнений в федеральный закон, позволяющих осуществлять перемещение грунта в пределах внутренних вод при проведении дноуглубительных работ и ремонтном землечерпании при строительстве и эксплуатации подземных гидротехнических сооружений морских и речных портов.

Вместе с тем, настаивают ямальские депутаты, необходимо, чтобы данный вид деятельности подлежал государственной экологической экспертизе.

«Вопросы экологии имеют первоочередное значение для руководства Ямала, поэтому важно, чтобы проекты, реализуемые на территории округа, проходили тщательную предварительную экспертизу. Бережное, цивилизованное отношение к природе — это обязательное условие всех программ развития, ведь бурная хозяйственная деятельность в Арктике пойдёт на пользу только в том случае, если между интересами экономики и задачей сбережения природы будет обеспечен разумный грамотный баланс. Иначе всё может обернуться необратимыми последствиями для природного баланса региона. При всей суровости образа Арктики она обладает самой хрупкой экосистемой на нашей планете», — отмечает вице-спикер ямальского парламента.

Следует отметить, что инициатива ямальских парламентариев имеет большое значение для развития экономики не только Ямало-Ненецкого автономного округа, но и страны в целом. Масштабные инфраструктурные преобразования в рамках проекта «Северный широтный ход», который был представлен губернатором округа Дмитрием Кобылкиным Президенту страны Владимиру Путину во время его недавнего визита на Ямал, предполагает строительство портового терминала в районе посёлка Сабетта. Изначально задуманный для транспортировки сжиженного природного газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Европу, в перспективе порт может стать многопрофильным и использоваться для грузоперевозок и обеспечения потребностей не только Ямала, но и соседних регионов, тем самым частично разгружая Транссиб.

«Развитие порта Сабетта как многопрофильного позволит сократить издержки по доставке товаров и грузов в труднодоступные населённые пункты Ямала и будет способствовать развитию на этих территориях новых производств. Но увеличить поток судов в Гыданской, Тазовской и Обской губах мы сможем лишь после того, как проведём дноуглубительные работы», — считает Николай Яшкин.

Сегодня законодательная инициатива парламентариев Ямала прошла все необходимые согласования и принята к рассмотрению Государственной Думой. Рассмотрение проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 34 и 37 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» стоит в плане на октябрь текущего года.

Андрей ПОГОРЕЛОВ
Фото пресс-службы Законодательного Собрания ЯНАО, Алексея БОЛЬШАКОВА и Сергея ДОЛИ

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала