Парламентам нужен свой Кодекс поведения

Наша страна находится сегодня в поиске исторической идентификации, эффективного раскрытия собственного потенциала мирового уровня. Совершенно очевидно, что Россия, будучи объективно одним из ведущих идеологов и строителей цивилизованного и устойчивого порядка, не может быть индифферентной к сложным процессам международной жизни.

Согласно Концепции нашей внешней политики, среди её важнейших субъектов — Федеральное Собрание РФ. В результате его деятельности сложился такой современный феномен, как российская парламентская дипломатия. Среди её отличительных признаков:

— координация с другими формами отечественной дипломатии (официальной, проводимой Президентом и МИД РФ; ведомственной — Минюст, Минрегион, Минкульт, Минобрнаука, Генеральная прокуратура и т.д.); публичной (общественной); региональной; бизнес-сообщества;

— широкая география межпарламентских связей (Госдума и Совет Федерации имеют более 100 контрагентов); освоение сферы международного межпартийного общения;

— разнообразие политико-правовых инструментов (международные договоры, международные организации и конференции; специализированные межпарламентские структуры; политические декларации и заявления; международные инициативы; представительство интересов парламента через росзагранучреждения);

— актуальная программа работы, гармонизированная с положениями Концепции внешней политики 2008 г., со Стратегией национальной безопасности 2010 г., иными директивными документами, а также с международной Повесткой дня (в частности, по версии Организации Объединённых Наций);

— изучение иностранного опыта парламентской деятельности, сотрудничества и партнёрства национального и международного уровня; его гармонизация с российской практикой;

— наличие организационного, кадрового, информационного и материального ресурса; системный подход к международным проблемам, включая активную деятельность руководства Федерального Собрания (так называемая «дипломатия первых лиц»). Такие характеристики, существующие или зарождающиеся тенденции парламентской дипломатии РФ формируют фундамент и перспективную направленность для совершенствования международной деятельности Федерального Собрания, региональных органов законодательной власти России, повышения эффективности межпарламентских учреждений. Хотелось бы выделить ряд тематических приоритетов российской парламентской дипломатии.

— Безопасность, разоружение и нераспространение. Следует настойчиво продолжать работу (особенно с партнёрами из ОБСЕ, НАТО, ОДКБ) по практической реализации российских инициатив о заключении Договора о европейской безопасности, создании справедливой модели общеевропейской ПРО. Необходимо инициировать коллективные акты контроля за универсализацией режима нераспространения ядерного оружия, поддерживать в этом направлении деятельность МАГАТЭ, препятствовать актам угрозы со стороны некоторых членов «клуба ядерных держав» или приближённых к нему.

— Кризис мировой экономики, финансов и торговли. Российские предложения об укреплении правовой базы и модернизации МВФ, других авторитетных структур, внесённые ранее в повестку «двадцатки», «восьмёрки», требуют активного парламентского сопровождения. Особого внимания к себе требуют вопросы оказания практической помощи странам Евросоюза, другим регионам, находящимся в кризисном состоянии. Актуальна подготовка мер системного парламентского реагирования на факты дискриминации российских операторов, юридических лиц, хозяйствующих субъектов в рамках мирового производства и торговли, инвестиционного взаимодействия. Такая линия поведения (например, запуск «антидемпинговых процедур», третий энергопакет Евросоюза и т.п.) проводится как отдельными странами, так и международными организациями.

— Проблема прав человека. Она постоянно присутствует в парламентской дипломатии, и это обоснованно. Многие её аспекты — соблюдение общепризнанных прав и свобод человека, гендерное равенство, обеспечение детства и материнства и др. требуют точечного внимания. В этом ряду — становление эффективной миграционной политики, устранение такого алогизма в политике стран Балтии, как категория «неграждан» (недавний референдум в Латвии по статусу русского языка вновь показал значение этого вопроса), нарушение прав человека в ходе региональных конфликтов, использование «правозащитной» тематики для вмешательства во внутренние дела суверенных государств и их оголтелой критики, появление на этой площадке различного рода фобий, отравляющих климат доверия и сотрудничества в международных отношениях.

— Парламентское содействие интеграции на постсоветском процессе, её модернизации, раскрытию эффективного потенциала во всех сферах международных отношений. Речь идёт о совершенствовании парламентского измерения таких конструкций, как Союзное государство Российской Федерации и Республики Беларусь, Таможенного Союза и ЕЭП (РФ, Беларуси, Казахстана), практической поддержки строительства Евразийского союза. Немало вопросов, связанных с поиском и позиционированием международных организаций (СНГ, ОДКБ и др.) в международной системе, налаживанием на базе международного права признания их другими государствами и внешними структурами (например, Евросоюз, ОБСЕ, НАТО), критическим осмыслением проводимой рядом международных организаций политики на постсоветском пространстве, например, «Восточное партнёрство» Европейского союза.

— Активная деятельность по вопросу организационной, юридической, политико-информационной помощи российским регионам и представителям отечественного бизнес-сообщества. Актуально не только принятие соответствующих законодательных и поднормативных актов, но и прямое, легитимно обоснованное политическое «вмешательство» парламентских кругов там, где допускается дискриминация, ограничиваются права наших субъектов, тормозится создание реальных и востребованных региональных экономических пространств. Подобные примеры противоречат смыслу цивилизованной глобалистики и международного разделения труда.

— Формирование и утверждение имиджа России как демократического правового государства, сторонника справедливого и юридически эффективного правопорядка, гармонизации национальных, корпоративных и общемировых интересов. Активная борьба против политики двойных стандартов, антироссийских проявлений (этим постоянно «грешат» Конгресс и Госдепартамент США, Европейский Парламент, Парламентская Ассамблея СЕ).

— Развитие межцивилизационного, межконфессионального, культурологического диалога. Эта задача, поставленная ООН, носит ключевое значение для поддержания устойчивого миропорядка XXI века. В её решении роль парламентских институтов и инструментов однозначно возрастает.

Для достижения конкретных результатов, на мой взгляд, целесообразно провести не только мониторинг накопленного опыта международной деятельности Федерального Собрания РФ, но и обсудить пути его совершенствования.

Например, усилить взаимодействие между палатами Федерального Собрания (общие группы при международных организациях, программы дипломатических инициатив, контрольная процедура за имплементацией международно-правовых обязательств РФ). Требуется повышение уровня координации с МИД РФ, другими министерствами и ведомствами, работающими в международном пространстве. Для этого можно было бы ввести пост спецпредставителя Госдумы в Министерстве иностранных дел, включение парламентских представителей в общественные советы МИД, другие структуры «внешнего» профиля.

Необходима оптимизация работы комитетов и комиссий Федерального Собрания. Считаю возможным создание подкомитета по международному праву при соответствующих структурах Государственной Думы и Совета Федерации. Полезным было бы образование Совета по развитию международного права и законодательства при Председателе Государственной Думы. Назрел вопрос о разработке проекта федерального закона «О международном праве» (аналогичные акты существуют в ряде зарубежных стран).

Необходимо совершенствование практики (в том числе и посредством методической, информационной помощи) содействия международной деятельности парламентов российских регионов. Возможна разработка модели взаимодействия со структурами публичной дипломатии. Формирование электронной базы данных о договорах, соглашениях, декларациях, заявлениях российского парламента со своими зарубежными контрагентами.

Безусловно, интересны идеи открытия в Москве Международного центра парламентской дипломатии; составление «Белой книги», посвящённой роли парламентариев в современном мире для презентации в ООН, ЮНЕСКО, Межпарламентском союзе.

Имеет смысл предложить нашим визави на различных международных площадках начать работу по подготовке «дорожной карты» развития парламентской дипломатии с последующей презентацией её в МПС, других международных организациях в двустороннем формате. Одной из главных тем в ней может быть официальное предложение от Российской Федерации подготовить Кодекс поведения современных парламентов мира в условиях глобализации, вызовов и угроз XXI века.

Василий ЛИХАЧЁВ, депутат Государственной Думы, Чрезвычайный и Полномочный посол

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала