Держим руку на пульсе отрасли

В середине октября Алматы готовится принять крупнейший форум представителей цементной отрасли России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Приоритетными темами конференции станут вопросы инвестирования, энергосбережения, охраны окружающей среды, альтернативных видов топлива, сертификации, логистики. Накануне конференции наш корреспондент побеседовал с двумя представителями отрасли.

Евгений ВАЛЮКОВ, генеральный директор компании «БизнесЦем»

— Евгений Эдуардович, насколько мне известно, ваша компания — главный организатор встречи, поэтому несколько слов о фирме и почему местом нынешней конференции выбран Казахстан?

— Начиная с 1992 года «БизнесЦем» — это не только имя нашей компании, но и бренд ведущих цементных форумов России, стран СНГ. Мы предоставляем уникальную возможность встреч для тех, кто работает в области производства, применения, торговли цемента и других строительных материалов. За минувшие годы в конференциях приняли участие более 6500 специалистов из многих регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. В списке наших участников представители 63 стран мира. В работе форумов «БизнесЦем» традиционно участвуют президенты, директора, ведущие специалисты предприятий и организаций, определяющие политические, экономические, технические пути развития цементной и строительной индустрии. А также представители федеральных, региональных и местных органов управления, промышленности, бизнеса, науки. Широка география мест проведения форумов: Россия, Азербайджан, Казахстан, Украина, Узбекистан, Польша, Чехия.

Почему встречаемся в Казахстане? За последние годы в республике произошёл значительный подъём жилищного и гражданского строительства. Построено много современных объектов культурного и общественного назначения. Создан благоприятный инвестиционный климат. Есть чему поучиться у наших коллег, в свою очередь, готовы поделиться опытом российских предприятий.

Предстоит обсудить ряд вопросов сотрудничества в рамках Таможенного союза и проблемы. Астана и южная столица Алматы являются ведущими потребителями цемента и других строительных материалов. Существующие мощности в ближайшие годы не обеспечат растущий спрос рынка. Назрела необходимость в создании новых производств, модернизации и реконструкции старых предприятий.

— Вопросы технического перевооружения цементного производства, инвестиций, рыночных взаимоотношений, наверное, актуальны и для предприятий России. Знаете, недавно услышал такую байку про цементный бизнес по-русски. Беседуют двое: «Купи у меня вагон цемента». — «Сколько стоит?» — «Миллион!» — «ОК!» Разошлись. Один пошёл искать вагон цемента, другой — миллион.

— Смешно, но это не самая актуальная ситуация для отрасли. А вот вопросы модернизации отрасли, привлечения инвестиций — главные. Или взять, к примеру, проблемы ценообразования. Это ещё одна «болевая точка» цементной отрасли России. Производственные мощности в основном находятся в плачевном состоянии, и для исправления этой ситуации требуются громадные инвестиции. Без разумного уровня цен жизненно важная модернизация отрасли невозможна. К сожалению, текущий уровень цен делает всеобщую модернизацию всё более отдалённой перспективой. Поэтому некоммерческая организация производителей цемента «Союзцемент» ищет пути решения этой проблемы в тесном сотрудничестве с российским антимонопольным органом.

Алекс де ВАЛУХОФФ, президент группы компаний «Лафарж» в России

— На протяжении многих лет использование вторичных ресурсов (альтернативных видов топлива) в цементной промышленности является хорошо проверенной и отлично зарекомендовавшей себя технологией в большинстве европейских стран и США. Компания «Лафарж» в России уже 15 лет, и как, по-вашему, обстоят дела с этим вопросом у нас в стране? — Использование вторичных ресурсов при производстве цемента напрямую связано с модернизацией всей отрасли в целом. Россия, к сожалению, пока немного отстаёт в этом вопросе от стран ЕС и США. Цементная промышленность является одной из самых энергоёмких отраслей. Для производства цемента необходимы природные сырьевые материалы, топливо (уголь, природный газ) и электроэнергия. При этом затраты на энергию составляют от 30 процентов всех расходов на весь цикл производства цемента.

Замена части ископаемых видов топлива на альтернативные виды представляет собой рациональное решение сложной экологической и экономической задачи и предлагает жизнеспособный с экономической точки зрения способ переработки отходов в местных условиях. К тому же ориентация отрасли на один топливно-энергетический ресурс делает её «уязвимой» к динамике цен на него.

Опережающий рост цен на топливно-энергетические ресурсы по сравнению с ценами на цемент приводит к увеличению себестоимости производимой продукции, а в условиях стабилизации цен — снижению финансовых показателей, влияющих на объём привлекаемых инвестиций, определяющих процесс модернизации цементной промышленности, её технологическое развитие. Применение альтернативного топлива в цементной промышленности, содержащее в себе экологические и экономические преимущества, станет решением ряда задач, которые стоят перед современной Россией в рамках программы модернизации всей промышленности.

— Существуют ли какие-то законодательные нормы, регулирующие процесс использования вторичных ресурсов в цементной промышленности России? Способствуют ли они развитию этих технологий или, наоборот, являются своеобразным ограничителем?

— Действующее законодательство довольно жёстко регулирует использование вторичных ресурсов, налагая множество обязательств на добросовестных участников рынка и не предоставляя реальных стимулов для вторичного использования материалов, сырья. Осложняет ситуацию слабое исполнение экологического законодательства, выражающееся в форме незаконных свалок, несоответствия существующих полигонов санитарным нормам. При этом внедрение новых для России и давно известных в западных странах технологий, оборудования, которые могли бы снизить объём отходов, подлежащих захоронению со всеми вытекающими последствиями для экологии, встречает множественные административные препоны на стадии лицензирования, государственной экологической экспертизы.

В области использования вторичных ресурсов на рассмотрении находится множество законопроектов. Однако наблюдается тенденция, в соответствии с которой проекты соответствующих законодательных изменений, проходя согласования в уполномоченных органах, теряют свою основную суть, превращаясь в набор технических корректировок. На наш взгляд, для реальных шагов нужна соответствующая политическая воля. В этой связи наиболее интересен опыт лидирующих экономик Евросоюза — Германии и Франции.

— Насколько остро, на ваш взгляд, сегодня стоит проблема контрафактного цемента в России?

— Вы только вдумайтесь: половина рынка цемента в мешках в России представлена контрафактной продукцией, производимой частными упаковщиками. И их число постоянно растёт. Как правило, к заводскому цементу, выпускаемому основными производителями, добавляются различные примеси, такие, как дорожная пыль, доломитовая мука, старый цемент и др. Это кардинально меняет качество цемента, снижая его. Согласно многочисленным лабораторным испытаниям такой цемент никогда не соответствует заявленной марке. Говорить об опасности использования такого цемента, думается, нет нужды.

— Что вы можете сказать по поводу некачественного цемента? Существует ли такая проблема?

— Действительно, такая проблема существует. Например, больше половины объёмов цемента, поставляемого на рынки Москвы и Московской области, доставляют в специальных вагонах (в большинстве случаев речь идёт о поставках из других регионов). Существенная часть этих объёмов впоследствии переваливается на грузовики. Во время этого процесса разные марки цемента могут перемешаться, что в итоге скажется на качестве бетона — он может не обладать заявленными его марке свойствами.

Решением этой проблемы является строжайший контроль за всей цепочкой поставок. Также, на наш взгляд, нужно привести размеры штрафов за реализацию некачественного цемента (Статья 14.4 КоАП) в соответствие с другими нормами КоАП, повысив их на порядок. В настоящий момент максимальный размер штрафа, который может быть наложен на недобросовестного продавца, составляет 50 000 рублей. Например, за осуществление строительства без соответствующего разрешения штраф составляет до 1 000 000 рублей, при этом последствия от применения контрафактного цемента могут быть крайне печальными. Также необходимо ввести уголовную ответственность за такие действия, поскольку продавцы контрафакта часто являются фирмами-однодневками без каких-либо активов, а штраф в отношении физических лиц составляет не более 5 тысяч рублей. Особенно актуальна данная проблема в таких областях, как строительство, где есть прямая связь между качеством материалов и угрозой жизни и здоровью людей.

Николай ТАРАСЕНКО

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала