Ветер перемен

Предстоящая осенняя сессия Совета Федерации, первое пленарное заседание которой состоится 26 сентября, обещает стать, пожалуй, самой результативной и плодотворной. В сенатском портфеле лежат важнейшие законопроекты, которые в случае их одобрения палатой будут иметь огромное значение для политического и социально-экономического развития страны. Только в приоритетном списке — более 80 документов. Самое главное — предстоит преобразовать Совет Федерации таким образом, чтобы он стал полноправной и эффективно работающей палатой регионов, представляющей и защищающей интересы субъектов. Такой масштабной реформы палата не знала за всё время своей почти двадцатилетней деятельности.

Встреча премьер-министра Дмитрия Медведева с руководством Совета Федерации

Голос территорий должен быть услышан

В повестке дня нынешней сессии помимо основополагающего законопроекта о реформировании Совета Федерации стоит и главный экономический закон страны — федеральный бюджет. Сенаторы, несомненно, уделят ему первостепенное внимание, так как в соответствии с этим документом будет спланировано развитие территорий, а это в свою очередь является основной заботой каждого члена Совета Федерации.

Бюджет в своём пока неокончательном виде имеет чётко выраженную региональную составляющую, хотя многие сенаторы хотели бы видеть более самостоятельную бюджетную основу для развития регионов. Это тем более важно, так как нынешней осенью, как сообщила Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, палата продолжит настойчивые усилия по совершенствованию региональной политики страны, в частности, по перераспределению полномочий между федеральным центром и регионами. Так, сенаторы уже подготовили системные предложения по децентрализации власти с обязательным требованием финансового обеспечения передаваемых полномочий. Об этом шла речь и на недавней встрече Валентины Матвиенко с премьер-министром Дмитрием Медведевым, в которой также приняли участие вице-спикеры Светлана Орлова и Вячеслав Штыров, председатели комитетов Андрей Клишас, Андрей Молчанов, Зинаида Драгункина, Валерий Рязанский, сенаторы Николай Рыжков, Владимир Плотников и Руслан Гаттаров.

Так, руководитель Совета Федерации подчеркнула необходимость финансовой поддержки проектов по ускоренному развитию транспортной инфраструктуры в регионах Сибири и Дальнего Востока. В частности, речь шла о строительстве второй ветки БАМа, модернизации Транссиба, возрождении региональной авиации, строительстве современных автомобильных дорог. При решении этих и других задач развития Сибири и Дальнего Востока, по словам Валентины Матвиенко, важно не распылить государственные средства, скоординировать вопросы развития транспортно-энергетической инфраструктуры, создать специальные экономические, налоговые условия, а также условия для притока людей в эти регионы. Поддержку из средств федерального бюджета, как считают сенаторы, следует также оказать такому богатому эколого-курортному региону, как Кавказские Минеральные Воды. Премьер-министр поддержал идею создания рабочей группы по вопросу разграничения полномочий и снижения долговой нагрузки на регионы.

На сессии предстоит также рассмотреть не менее важный законопроект об образовании, вокруг которого долго велись ожесточённые дискуссии. Не случайно в Госдуме сейчас находятся два альтернативных документа. Сенаторы примут активное участие в выборе наилучшего варианта, способного разрешить на законодательном уровне целый ряд проблем, накопившихся в этой сфере за последние годы. И здесь главный акцент члены Совета Федерации собираются, судя по их публичным заявлениям, сделать именно на решении образовательных проблем на конкретных территориях.

Под региональным углом зрения будут рассмотрены в ходе осенней сессии и вопросы совершенствования законодательства в сфере безопасности дорожного движения. Как считает заместитель Председателя Совета Федерации Светлана Орлова, во многом большое количество ДТП, в том числе с человеческими жертвами, обусловлено несовершенством нормативно-правового регулирования (см. материал на стр. 46).

Мнение регионов сыграло решающую роль в том, что Совет Федерации весной отклонил ранее принятый Госдумой закон, устанавливающий единый день голосования во второе воскресенье сентября. Сейчас предстоит работа над этим документом. В основном дискуссии будут идти вокруг времени проведения выборов, так как некоторые регионы продолжают высказывать сомнение в целесообразности именно такой даты. Есть предложение проводить этот единый день с учётом особенностей регионов в третье воскресенье сентября или в начале октября.

В процессе подготовки находится ранее отклонённый законопроект о региональных миграционных пунктах. Да и в целом государственная миграционная политика требует внесения корректив. Как считает Валентина Матвиенко, привлечение мигрантов из-за рубежа хоть и оправдано в сложившейся демографической ситуации, но в перспективе это путь тупиковый, уже сейчас создающий немало проблем. Поэтому следует всесторонне обсудить и доработать проект Государственной программы занятости населения до 2020 года. И Совет Федерации готов принять самое активное участие в этой работе.

Отдельной темой обсуждения на осенней сессии станет вопрос о поддержке материнства и детства в рамках общенациональной стратегии. Предстоит на законодательном уровне разработать целый пакет соответствующих нормативно-правовых актов. Кроме того, будет продолжена работа по совершенствованию деятельности саморегулирующихся организаций. Нужно внести поправки в законодательство, касающееся деятельности этих организаций, с тем, чтобы повысить качество их работы…

Так что, как видим, законотворческой работы — непочатый край. Но, вне всяких сомнений, главным документом, который они рассмотрят в приоритетном порядке, станет закон, определяющий принципы формирования Совета Федерации. Как заявила на пресс-конференции, посвящённой итогам весенней сессии и перспективам работы палаты Валентина Матвиенко, «новый порядок формирования приведёт в Совет Федерации реальных представителей и элиту региона, которые будут знать проблемы и будут биться за их решение».

Это тем более важно, так как общество в целом не удовлетворено тем, как палата сегодня представляет региональные интересы. Так, по итогам общественного обсуждения законопроекта, с которым ознакомились более 90 тысяч человек (из них почти 2,5 тысячи высказали конкретные соображения и пожелания), из всех аспектов направлений деятельности Совета Федерации безоговорочно негативную оценку получил лишь этот пункт. 61 процент участников обсуждения недовольны качеством такого представительства. Они предлагают уделить данному направлению деятельности приоритетное внимание, исходя из того, что именно на уровне регионов, муниципалитетов осуществляется практическая реализация всего намеченного. Роль регионов в жизни страны, в принятии решений, считают граждане, должна стать более весомой.

В предстоящей реформе палаты можно выделить несколько важных принципов, реализация которых резко повысит роль и значение регионов, серьёзно изменит структуру и кадровый состав верхней палаты, в целом улучшит её работу.

Принцип выборности

Впервые за время работы палаты законопроект, выдвинутый по инициативе Совета Федерации, был вынесен на суд общественности. И граждане, принявшие активное участие в обсуждении, сразу же обратили внимание на присутствие в новом законе «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» положения о выборности сенаторов. 74 процента участников обсуждения высказались за эту законодательную инициативу.

По сути, сенаторы будут наделяться полномочиями через выборы. Их, правда, трудно назвать прямыми, но всё же принцип выборности в документе присутствует, а это уже весомый вклад в развитие демократических основ парламентаризма в России. Некоторые депутаты Госдумы предлагают вообще проводить прямые выборы в Совет Федерации, как это делается в ряде стран мира, но эти идеи идут вразрез с Конституцией, где чётко сказано, что Государственная Дума избирается, а Совет Федерации формируется. Поэтому из этой правовой коллизии и был найден выход, который нашёл отражение в законопроекте.

Смысл его в том, что, согласно документу, на губернаторских выборах вместе с главой региона будут выставляться ещё три кандидатуры. Один из этой «тройки», набравший большинство голосов, будет назначаться представителем в верхней палате. Предполагается, что руководитель региона никогда не поставит в «список трёх» людей неавторитетных, неуважаемых.

Однако не исключен и иной вариант, когда губернатор может выдвинуть в кандидаты своего бывшего предшественника, например, губернатора, которому он многим обязан. Административный ресурс в таком случае будет, разумеется, задействован на все сто. Глава региона постарается приложить все усилия, чтобы победил «нужный» человек из «сенаторской тройки». Так что эта норма вовсе не гарантирует стопроцентного пополнения сенаторских рядов грамотными и эффективными избранниками. И всё же следует надеяться, что в таких случаях сработает строгий принцип любых выборов, особенно честных: побеждает сильнейший. С другой стороны, может сложиться и такая ситуация: за губернатора часть избирателей готова проголосовать «за», а вот с кандидатурами его выдвиженцев она решительно не согласна. Неизвестно, как поведёт себя избиратель в подобном случае.

Расчёт разработчиков законопроекта очевиден: благодаря принципу выборности можно отсечь от Совета Федерации людей случайных, которых в меньшей степени заботят интересы региона, который они представляют, а больше собственные бизнес-планы. Скандалы, время от времени сотрясавшие здание на Большой Дмитровке, как известно, наносили сильнейшие удары по репутации палаты, поэтому не удивительно, что новое её руководство решило изменить сам принцип отбора кандидатов на сенаторское кресло, чтобы покончить с такой кадровой практикой. Наверняка ему надоело выслушивать постоянные упрёки журналистов и представителей общественности в том, что Совет Федерации превратился в удобную и почётную гавань для бывших глав регионов и расчётливых бизнесменов-миллионеров.

Итак, будущий член Совета Федерации от исполнительной власти проходит, хотя и не в прямой форме, через процедуру выборов, заручается согласием избирателей на представление региона в верхней палате. Если бы, скажем, была введена процедура прямого голосования по кандидатуре сенатора, как предлагают некоторые оппоненты, то нередко возникали бы ситуации «несовместимости» взглядов, интересов, жизненных позиций, деловых качеств. Трудно себе представить, как будет работать губернатор, если сенатором от исполнительного органа стал бы его политический противник. Видимо, учитывая все нюансы, более половины участников обсуждения (56 процентов) высказались за законодательное закрепление критериев отбора кандидатов в Совет Федерации, которые были обнародованы для широкого обсуждения.

Правда, в отношении кандидата в сенаторы от законодательной власти такой принцип выборной «тройки» согласно законопроекту не действует, но и здесь принцип выборности соблюдён. Претендент на место в сенате может получить заветный мандат только будучи депутатом этого органа власти. То есть в своё время он уже был избран. Другое дело, что люди голосовали за него не как за будущего члена Совета Федерации, а именно как за депутата регионального заксобрания. Знай они о будущих претензиях их избранника занять сенаторское кресло, то, возможно, они бы переменили своё решение.

Некоторые эксперты предлагают выбирать будущего члена Совета Федерации от законодательной власти по примеру выборов сенатора от власти исполнительной. Мол, вместе с кандидатами в органы законодательной власти пусть выдвигаются кандидаты-сенаторы. Но в таком случае нет никаких гарантий, что претендент на сенаторский пост пройдёт по спискам и выиграет выборы. Так что вполне логично, что был избран такой вариант: кандидатуры вносятся на рассмотрение представительного органа его председателем, а также фракцией, группой депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов.

Принцип оседлости

Одним из основных мотивов принятия нового закона о порядке формирования Совета Федерации, как сказала на итоговой пресс-конференции Валентина Матвиенко, была необходимость выбора сенаторов из числа местной элиты. Впервые прописана строгая норма ценза оседлости. «Только человек, проживший в регионе не менее пяти лет, может быть включён в список кандидатов вместе с кандидатом в губернаторы на выдвижение затем в Совет Федерации», — отметила глава палаты.

Впрочем, ценз оседлости, исключая людей пришлых, «чужаков», не способных даже вспомнить столицу области, которую он представляет, не гарантирует, что проход в здание на Большой Дмитровке будет запрещён так называемым «отставникам», бывшим губернаторам, сложившим свои полномочия, богатым предпринимателям. Эта практика, как известно, ранее была широко распространена в Совете Федерации, да и сейчас проблема продолжает оставаться актуальной. Знание региона, долгое проживание в нём, увы, не спасают от профессиональной некомпетентности. И наоборот, некоторые «варяги» вскоре становились вполне толковыми, немало делающими для «своего» региона парламентариями. Однако, как считает Валентина Матвиенко, это исключение, а не правило. Жизнь, опыт функционирования Совета Федерации убеждают: в целом сенаторы из числа жителей соответствующего региона эффективней представляют его интересы.

Фракция КПРФ в Госдуме пошла дальше. Она предложила ввести пятилетний стаж работы в региональном или муниципальном парламенте для попадания в Совет Федерации, якобы затем, чтобы убрать сенаторов, которые не имеют к региону никакого отношения. То есть даже кандидаты в сенаторы, выставляемые на выборы вместе с кандидатом в губернаторы, должны, по мнению коммунистов, иметь стаж не менее пяти лет работы в муниципальном или региональном парламенте.

По мнению Светланы Орловой, эти предложения КПРФ «несвоевременны и идут вразрез с концепцией реформы верхней палаты». Не видят необходимости в этой поправке и многие другие сенаторы. Как считает первый заместитель председателя Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности Константин Сурков, законопроект уже предусматривает ряд механизмов для усиления связи сенатора с регионом. Члены Совета Федерации от законодательных органов власти того или иного региона должны быть его депутатами, а за представителей от исполнительной власти должны проголосовать избиратели на выборах губернаторов. Вполне достаточно, считают многие законодатели и эксперты, чтобы гражданин прожил на территории данного региона пять (и больше) лет. Председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский назвал эту инициативу «избыточной».

Принцип Беспартийности

Запрет на формирование фракций в Совете Федерации, который содержится в законопроекте, по сути, узаконивает нынешнее положение, когда никаких политических групп и фракций в верхней палате за долгие годы так и не было создано. Действовало такое неписаное правило: сенаторы имели право придерживаться любых политических воззрений, но, входя в здание на Большой Дмитровке, должны были об этом забыть. Не у всех это хорошо получалось, но общий курс на беспартийность соблюдался чётко.

Принцип приоритета региональных интересов над политическими сформулирован теперь более жёстко и однозначно: никаких фракций, никакого рассмотрения вопросов исходя из политических пристрастий. Вся идея проекта закона направлена на то, чтобы сенатор был прочно привязан к региону, где он был выбран и облечён доверием.

Поначалу в законопроекте содержалось требование приостанавливать и членство в партии для всех сенаторов, но затем в процессе обсуждения от него отказались. «Мы думали, в какой форме заложить принцип непартийности верхней палаты, чтобы она не была копией Госдумы и представляла регионы, — отметила Валентина Матвиенко. — Первый вариант предусматривал приостановку членства в партии. Но после широкого обсуждения законопроекта и с обществом, и с экспертами, и с депутатами Госдумы мы поняли, что ни одна из фракций Госдумы в такой редакции закон не поддержит, и в такой редакции закон не пройдет. Поэтому Президент РФ внёс более эффективную конструкцию: в законопроекте прописано, что Совет Федерации строится по непартийному принципу, в нём не может быть партийных фракций и рассмотрения вопросов, исходя из политических пристрастий тех или иных партий. То есть смысл того, что мы хотели, мы сохранили, только отражено это в законе в другой форме».

Надо сказать, 76 процентов участников общественного обсуждения одобрили предложение о законодательном закреплении запрета на образование в Совете Федерации партийных фракций и ведение в его стенах партийной деятельности, приостановление членства в партии. Это не означает, что члену палаты запретят иметь собственные политические убеждения (он даже может быть членом той или иной партии), но за порогом палаты он должен оставить все свои политические амбиции. Насколько этот принцип будет соблюдаться на практике, сказать трудно, тем более отпал вопрос о приостановке членства. Есть опасения, что сенатор, оставаясь членом партии, всё-таки не будет свободен в своей деятельности от каких-либо ограничивающих его партийных установок и предпочтений.

Есть и другие ограничители. Новый закон о порядке формирования палаты предусматривает, что членами Совета Федерации могут становиться люди старше 21 года. С помощью этой законодательной планки в верхней палате российского парламента надеются избавиться и от другого негативного, «пенсионерского» имиджа. По данным на март, средний возраст членов Совета Федерации составлял 55 лет и, по прогнозам, с вступлением в силу с начала следующего года нового закона этот рубеж в ближайшей перспективе не будет превышать 50 лет.

Вскоре законопроект, уже внесённый Президентом страны в Госдуму, будет рассмотрен в первом чтении. Задача — до конца текущего года его принять и отдать на одобрение Совету Федерации с тем, чтобы уже с 1 января 2013 года начался процесс реорганизации палаты.

Николай ЛАШКЕВИЧ. Фото «РИА НОВОСТИ»

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала