Вопрос номера

Как вы оцениваете законопроект, запрещающий госслужащим иметь за рубежом имущество и счета?

Светлана ЖУРОВА

член СФ от исполнительного органа государственной власти Кировской области

— На мой взгляд, такой закон нужен. Более того, в ряде стран подобные законодательные акты действуют. Есть и пристальное внимание к нашим чиновникам в банках ряда стран. Знаю, что мои знакомые открывали счёт в банке Черногории, и там, в анкете присутствовал вопрос: являетесь ли вы чиновником? Так что подобные вопросы задают.

Но есть и другая сторона медали. Очень велика вероятность, что при принятии закона чиновник с лёгкостью переведёт средства на своих родственников. И тут мы сталкиваемся ещё с одной проблемой: не последует ли после принятия закона череда фиктивных разводов, отказов от своих родителей и прочее?

У нас, к сожалению, присутствует презумпция виновности. Если ты чиновник, то обязательно жулик и вор. Сейчас я вернулась с Байкальского экономического форума, где встречалась с представителями местного самоуправления, так вот, они жаловались, что их, представителей гражданского общества, причисляют к клану чиновников, априори обвиняя в коррупции. Такого быть не должно. Необходима полная прозрачность доходов и расходов не только чиновников, но и членов их семей, да и вообще всех других граждан России…

А в самом законе нет ничего страшного. Думаю, что он вполне справедлив. Если ты занимаешь государственный пост, то не должен быть связан с иными государствами. Думаю, это нормально.

Владимир КУЛАКОВ

член СФ от исполнительного органа государственной власти Магаданской области

— Лично у меня нет ни недвижимости, ни денежных вкладов за рубежом, поэтому трудно обсуждать этот закон, что называется, с заинтересованных позиций. Но если рассуждать на эту тему, то мне кажется, что законопроект не вполне очевидный. Во всяком случае я бы не стал этого делать именно сейчас.

Какую цель мы хотим этим законом достичь? Прежде всего уличить нечистых на руку чиновников, берущих взятки и покупающих недвижимость за границей, там же открывающих свои счета, чтобы уйти от внимания собственных правоохранительных органов. Вторая цель, которую преследует законопроект, — избежать в связи с этими счетами и имуществом давления на чиновников со стороны тех стран, где находятся их активы, чтобы они не стали агентами влияния и объектами шантажа. Ведь ни для кого не секрет, что зачастую личное имущество, особенно если оно нажито незаконным путём, может быть очень сильным аргументом для того, чтобы заставить человека работать в интересах иностранных держав. А зачастую имущество и счета за границей имеют чиновники не самой последней ступени.

Теперь давайте посмотрим на ситуацию несколько с другой стороны. Если сегодня тот или иной чиновник имеет недвижимость вне пределов нашей страны, мы это знаем и можем его контролировать. Он находится под бдительным вниманием спецслужб и т. д. Но как только мы принимаем закон, те, кто ещё совсем недавно открыто владел этим имуществом, моментально уйдут в тень. Способов тому масса. Например, он сделает дарственную своего имущества на третье лицо, но фактически всё так же будет оставаться владельцем заводов, домов, пароходов. И в этой ситуации поводы для шантажа наших чиновников со стороны иностранных разведок только увеличатся.

Какой рецепт можно выписать в связи с вышеизложенным? Прежде всего, на мой взгляд, необходимо пойти по пути Франции и ввести прогрессирующий подоходный налог на богатых. Не думаю, что имеет смысл вводить семьдесят пять процентов, как это сделал президент Оланд, но вполне возможно вычислить ту оптимальную сумму, которая позволила бы развиваться бизнесу и не заставила бы его бежать из страны.

Второе, что необходимо сделать, — усилить контроль правоохранительных органов за нечистыми на руку чиновниками. В этой ситуации мы почему-то исключаем нашу правоохранительную систему, словно не надеемся на неё. На самом деле это их прямая обязанность. Поскольку есть сторона, берущая взятку, но есть и те, кто при помощи денег пытаются решить свои вопросы. Если разорвать этот порочный круг, то в обсуждаемом законопроекте отпадёт всякая надобность. Поскольку недвижимость за рубежом — это тоже понятие относительное. Например, в Болгарии дом стоит на несколько порядков дешевле, чем на Рублёвке. То же можно сказать про Украину и другие республики бывшего СССР… Поэтому, на мой взгляд, нам следует сильно подумать, прежде чем принимать закон, который не столь очевиден и который возможно с лёгкостью обойти.

Евгений СЕРЕБРЕННИКОВ

член СФ от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Хакасия

— Я поддерживаю этот закон. Понимаю, что могут возникнуть различного рода сложности с его применением. Также понимаю, что наверняка будут пытаться искать лазейки, чтобы его обойти. Но также я лично знаю то количество злоупотреблений во власти и считаю, что этот закон может стать одним из тех законодательных актов, которые помогут эти злоупотребления пресечь… Поэтому еще раз повторю, я поддерживаю этот законопроект.

Валерий ТРАПЕЗНИКОВ

«Единая Россия»

— Смысл законопроекта заключается в том, чтобы запретить чиновникам всех уровней, от муниципальных образований до президента и премьера, иметь недвижимость и счета вне пределов страны. Этот запрет касается также их супругов и детей. В случае, когда государственный служащий получит наследство за границей, например, дом или квартиру, то должен будет в течение года отказаться от него или продать, а деньги перевести в российский банк. Если закон о запрете зарубежных активов будет принят, то кандидаты в губернаторы и мэры трижды подумают: идти ли им на выборы? Каждый должен определиться: хочешь служить России — забудь об имуществе за границей, предпочитаешь бизнес — занимайся только им. К сожалению, в обществе сегодня существует вполне справедливое мнение о том, что во власть идут ради доступа к «кормушке». Пора жёстко разрушать все эти «кормушки». Как образно выразился мой коллега Вячеслав Лысаков, Россия сейчас нуждается в хирургическом вмешательстве, поскольку терапия в антикоррупционной борьбе не действует. Как подсчитали эксперты, после принятия закона в страну вернутся миллиарды долларов.

Сергей ОБУХОВ

КПРФ

— По результатам социологического опроса ВЦИОМ, более 70 процентов опрошенных россиян считают, что бизнес и парламент несовместимы. Это свидетельствует о запросе наших граждан на такой законопроект. Другое дело, что при коррумпированности нашей государственной системы будет достаточно сложно проверить исполнение закона. Тем более что он имеет много лазеек. Законопроект ещё только обсуждается, а большинство чиновников уже придумали, как обойти предлагаемый запрет на владение заграничными активами. Например, недвижимость и банковские счета можно дарить своим родственникам, которые не попадают под запрет, — совершеннолетним детям, своим родителям. Или передать собственность юридическим лицам, когда госслужащий формально не будет являться её владельцем, но под него создаётся фирма, которая и покупает жилую площадь или землю. Как прогнозируют аналитики, закон в случае принятия может породить не массовую распродажу зарубежного имущества и возвращение в Россию «блудных» денег, а волну переоформления квартир, дач, яхт и пароходов.

Александр АГЕЕВ

«Справедливая Россия»

— Я в числе соавторов этого резонансного законопроекта, запрещающего чиновникам и силовикам владеть зарубежными активами. Тем не менее, его ещё предстоит доработать, чтобы он стал по-настоящему эффективным. Следует, например, прописать положения, которые определят, как бизнесмен, ставший депутатом, должен распорядиться своими активами, чтобы не возникало каких-либо сомнений. Я поддерживаю предложения о конфискации имущества в том случае, если оно не задекларировано. Согласен и с тем, что нужно расширить круг лиц, которым будет запрещено владеть собственностью за рубежом. По аналогии с законом о контроле и соответствии расходов и доходов чиновников, который предлагает «Справедливая Россия», в этот круг следует включить братьев, сестёр, внуков, родителей госслужащих. Одной из проблем является то, что российский бизнес давно пользуется трастовыми офшорными схемами. А это значит, что найти, к примеру, имущество за рубежом будет очень сложно. По данным Центробанка, за первое полугодие бегство капитала из России увеличилось на 60 процентов — это прямое следствие офшоризации всей нашей экономики. Мы предлагаем, как справиться с офшорными схемами. И считаем, что наши инициативы должны найти своё место в законе «О противодействии коррупции».

Владимир ЖИРИНОВСКИЙ

ЛДПР

— Здесь следует идти по такому пути: пусть всеми вопросами имущественного положения, когда есть сомнения, занимаются следственные органы. Если у них есть основания для того, чтобы посмотреть, откуда такое большое имущество у человека, который был, например, майором Советской Армии, а сейчас заседает в парламенте и одновременно значится в списке «Форбс», то пускай этим делом следственные органы и занимаются. Не каждому советскому майору с зарплатой в 200 рублей удалось честно дойти до миллиарда и попасть в список «Форбс»… Так что пусть следственные органы этим занимаются, а не мы, депутаты. На мой взгляд, не нужно вносить законопроекты, которые предопределяют необходимость продажи имущества, каких-то счетов за рубежом и всего остального. Все должны заниматься тем, что им предназначено: врачи — лечить, учителя — учить, депутаты — принимать законы, а министры и губернаторы — их применять. Иначе мы будоражим общественное мнение в стране. Получается, парламент озабочен только тем, что подсматривает в чужие карманы, в чужие желудки, в чужие постели...

Подготовили Александр РЖЕШЕВСКИЙ и Павел АНОХИН

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала